Конспект урока по математике "Метр. Соотношение между единицами длины". 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Урок математики по теме "Метр. Соотношение между единицами длины". 2 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_metr._sootnoshenie_mezhdu_edinitsami_dliny._2_klass.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс Программа «Перспектива»
Технологическая карта урока
Концентр: 100
Раздел: числа от 1 до 100
Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.
Класс: 2
Тип урока: открытия «нового» знания
Цели по содержанию:
обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
развивающие: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
воспитывающие: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
Логико-математический анализ темы
Метр (русское обозначение: м; международное: m; от др.-греч. μέτρον «мера, измеритель») — единица измерения длины в Международной системе единиц (СИ), одна из семи основных единиц СИ. Также является единицей длины и относится к числу основных единиц в системах МКС, МКСА, МКСК, МКСГ, МСК, МКСЛ, МСС, МКГСС и МТС. Кроме того, во всех упомянутых системах метр — единица коэффициента трения качения, длины волны излучения, длины свободного пробега, оптической длины пути, фокусного расстояния, комптоновской длины волны, длины волны де Бройля и других физических величин, имеющих размерность длины.
Методика изучения величин
Величина, так же, как и число, является основным понятием курса математики начальных классов, в задачу которого входит формирование у детей представления о величине как о некотором свойстве предметов и явлений, которое, прежде всего, связано с измерением.
В I—IV классах учащиеся получают представление о таких величинах, как длина, масса, емкость, время, площадь, и о единицах их измерения. В процессе решения задач они знакомятся с ценой, количеством, стоимостью, скоростью, временем, расстоянием и др.
Формирование представлений о той или иной конкретной величине и о способах ее измерения имеет свои особенности, тем не менее, целесообразно выделить общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин и, ориентируясь на которые, учитель организует деятельность учащихся:
1 Формирование понятий о величине как свойстве окружающих объектов (выяснение и уточнение имеющихся у детей представлений о данной величине (обращение к опыту ребенка), сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путем использования различных мерок).
2. Знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором.
3. Формирование измерительных умений и навыков, измерение «на глаз».
4. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в связи с решением задач).
5. Знакомство с новыми единицами измерения величины в тесной связи с изучением нумерации по концентрам, перевод однородных величин, выраженных в единицах одних наименований, в другие, перевод величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.
6. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименовании
7. Умножение и деление величины на число.
С целью формирования представлений о разного рода величинах проводятся практические работы, используются специальные задания, применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства, при этом варьируются коллективные, индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Учащиеся усваивают основные признаки понятия «величина» в процессе выполнения различных практических заданий познавательного характера при широком использовании проблемных ситуаций.
Знакомство с величинами и единицами их измерения имеет не только практическое значение: оно предоставляет большие возможности для формирования умения видеть проблему и находить пути ее решения, тем самым, способствуя развитию познавательных способностей учащихся.
Психолого-дидактический анализ
Предмет усвоения: понятие метр
Существенные признаки: Основная единица длины метрической системы мер, равная ста сантиметрам.
Термин: метр
Родовое отношение: алгебраическое понятие
Несущественные признаки: Линейка или лента такой длины с делениями на сантиметры, употребляемая для измерения чего-л.
Средства усвоения: единица длины – метр
Этап усвоения: первичное ознакомление с материалом или его восприятие
Действие, направленное на формирование знания: измерение некоторых предметов с помощью метра
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: знать и понимать смысл понятия «метр», усваивать соотношения между единицами измерения длины, уметь практически находить длину предметов с помощью рулетки.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
Используемая технология:
технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.
Информационно-технологические ресурсы:
компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация Power Point «Метр как единица измерения»; метровая линейка (3шт.); рулетка (2 шт.); 3 мотка тесьмы; сигнальные карточки «Да - нет» зелёного и красного цвета для каждого ученика; раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы).
Опорные ЗУН: знание об уже известных величинах измерения длины, умение измерять предметы с помощью метра, умение сравнивать величины измерения длины между собой, умение решать текстовые задачи
Основные понятия и термины урока: метр, единица измерения длины
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Мотивирует на успех с помощью четверостишья. Загадывает загадку про медведя. Представляет героя урока (Мишутку–героя русской народной сказки «Три медведя»), как источника различных заданий на уроке. | Учащиеся сигнализируют о готовности к уроку спец. карточками. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста загадки, отгадывая её. | ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование; учебно–познавательная мотивация. КУУД:планирование учебного сотрудничества. |
этап актуализации и пробного уч. действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | 1. Предлагает решить логическую задачу. - Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля? 2. Организует беседу, выявляющую представления детей о см и дм как единицах измерения. - Какие единицы измерения длины, ширины, высоты вы знаете? - Как соотносятся см и дм? - Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.) Организует практическую работу в парах, направляет и контролирует ход работы. - Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь. - Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах? - Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. вид работы: беседа Уч. задача для учителя: активизация деятельности уч-ся; актуализация понятия величины измерения длины Уч. задача для учащихся: начнем урок с того, что вспомним некоторые понятия, которые нам сегодня пригодятся Практическая задача: Для этого ответьте на мои вопросы Организация деятельности: работаем с места, поднимайте руку, если хотите ответить Содержание: вопросы, которые задает учитель Подведение итога: Замечательно, что вы помните эти величины, давайте же узнаем, зачем они нам нужны на этом уроке | Предлагают способы решения задачи, рассуждают в ходе объяснения её решения. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Работают с таблицей соотношения мер длины. | ЛУУД: сохранение мотивации к учению. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | 1.Учитель от имени Мишутки предлагает измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты. - С какими затруднениями вы столкнулись? Учитель делает вывод о необходимости более крупной единице измерения длины и соответствующем приборе измерения. 2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. - Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины? -Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения - метром и научимся ей пользоваться. Просит сформулировать цели урока. - Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока. вид работы: беседа Уч. задача для учителя: подвести детей к осознанию затруднения для постановки учебной задачи; формирование умения определять область знания и не знания и в соответствии с этим ставить учебную задачу. Уч. задача для учащихся: теперь давайте выясним все ли нам известно о6 этих понятиях и узнаем, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке Практическая задача: Для этого ответьте на вопросы Организация деятельности: работаем с места, поднимайте руку если хотите ответить Содержание: вопросы, которые задает учитель Подведение итога: Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока. | Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают. Дети предполагают: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число. Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют тему урока с помощью учителя. Предполагают цели урока: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний. | ЛУУД: мотивация на достижение цели познания. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Учитель демонстрирует метровую линейку, объявляет название и показывает форму записи новой единицы измерения. - Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а сколько дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр? Организует практическую работу с одним из учащихся с целью выявления соотношений дм и м - Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре? Составляет совместно с детьми таблицу соотношений мер длины. (слайд №5) Организует беседу, раскрывающую особенности новой единицы измерения длины. - Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах? - Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает, как ими пользоваться. Физминутка | Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре. Составляют с помощью учителя таблицу соотношений мер длины. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.) Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта | ЛУУД: учебно -познавательная мотивация. РУУД: планирование, как определение последовательности действий. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия; структурирование знаний; осознанное и произвольное высказывание в устной речи. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: |
Ставит цель работы со статьёй учебника. - Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. 2. Организует фронтальный опрос с целью проверка степени усвоения материала. - Ответьте на вопросы: - Что такое метр? - Что можно измерить в метрах? - Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах? - Сколько сантиметров в одном метре? -104 см-это больше или меньше 1 м? Организует оценку отвечающих учащихся остальными детьми с помощью сигнальных карточек. 3. Организовывает выполнение заданий №2, №3 на стр. 36. вид работы: работа с учебником Уч. задача для учителя: дать представление о понятии метр Уч. задача для учащихся: Узнаем, как в математике называется подобная единица измерения и для чего она нам необходима Практическая задача: открываем учебник на стр. 35 Организация деятельности: работаем с мест, если хотите ответить поднимайте руку Содержание: задания в учебнике и вопросы учителя Подведение итога: Организует оценку отвечающих учащихся остальными детьми с помощью сигнальных карточек. | Самостоятельно работают со статьёй учебника: анализируют материал, выделяют существенное запоминают таблицу. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Контролируют правильность ответов обучающихся в соответствии с текстом статьи, оценивают. Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученные ответы. Используют речь для регуляции своего действия. | РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний. ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | 1. Актуализирует знание содержания сказки «Три медведя» - Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя? - Давайте вспомним эпизод сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого: «… Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз в пору, и она …». - Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла. - Перед вами слова: одеяльце и одеяло. - Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению).- Как называются такие слова?- Для кого сошьём одеяльце? Почему? - Для кого сошьём одеяло? Почему? 2.Формирует группы и организует практическую работу учащихся с целью тренировки в измерении с помощью метра длины предмета. Формулирует задания самостоятельной работы учащихся. - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы). - Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для четвёртой группы). - Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы). Учитель направляет и корректирует работу в группах. вид работы: самостоятельная работа в тетради Уч. задача для учителя: организовать работу по построению и первичному закреплению понятий числовой луч и единичный отрезок Уч. задача для учащихся: научимся измерять некоторые предметы с помощью метра Практическая задача: посмотрите на слайд Организация деятельности: работаем самостоятельно в своих тетрадях Содержание: вопросы учителя Подведение итога: - Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы). Учитель направляет и корректирует работу в группах. | Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова Учащиеся актуализируют знания русского языка по теме «Однокоренные слова». Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль. | ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, управление поведением партнёров. РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности. |
этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 1.Организует самостоятельную работу учащихся по карточкам с разным уровнем сложности. Оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения. 2. Организует самопроверку учащихся-сравнение с эталоном и дальнейшую самооценку. - Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке. вид работы: работа по карточкам Уч. задача для учителя: организовать повторение материала, путем решения заданий на карточках Уч. задача для учащихся: решим задания на карточках Практическая задача: работайте в карточках, просмотрите задания и если что-то не поняли, спросите Организация деятельности: работаем самостоятельно в карточках Содержание: задания на карточках Подведение итога: - Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке. | В зависимости от успешности прохождения предыдущего этапа урока некоторые дети самостоятельно выполняют задания с повышенным уровнем сложности, а некоторые прорабатывают ещё раз базовые задания. - Сравнивают свою работу с правильным решением, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль, самооценку. | ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Объясняет сущность домашнего задания. Даёт информацию о способах выполнения заданий. € № 2 (в), 3, стр. 36; № 6 (3 столбик), № 8 (1 столбик), стр. 37; ☺ № 1, стр. 36; № 10, стр. 37. | Воспринимают, запоминают | |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Совместно с учащимися подводит итог урока. - Какую новую единицу измерения длины вы узнали? - Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины? - Чему же равна длина нашей классной комнаты? - Какую работу вам понравилось выполнять? Оценивание учителем работы учащихся. - Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе. | Осуществляют рефлексию. Совместно с учителем подводят итог урока. Вспоминают тему, цели урока, делают вывод о достижении цели урока, актуализируют «открытые» знания. Оценивают свою работу на уроке. Адекватно воспринимают оценку учителя. Формулируют, собственное мнение и позицию. Аргументируют самооценку. | ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения |
Приложение № 1
Карточки для самостоятельной работы.
1 вариант 1. Закончите фразы: Высота телевизора – 5… Длина шоколадки – 17… Длина дорожки от дома до калитки – 15… 2. Заполните пропуски: 4дм = … см 30дм = … м 7м = … дм 7м 5дм = … дм | 2 вариант* 1. Что измеряем в метрах? (найдите и подчеркните лишнее). Высота дерева, ширина реки, длина ладони, длина автобуса. 2. Выразите в сантиметрах: 4дм = 5дм 3см = 2м = 1м 2см = Выразите в метрах: 40дм = 300см = |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метр. Соотношение между единицами длины.
технологическая карта...
Урок математики 2 класс "Метр. Соотношения между единицами длины"
На данном уроке происходит знакомство с названием новой меры длины - метром. Учащиеся получают представление об использовании этой меры на практике, учатся соотносить с другими извес...
Проект урока математики во 2 «А» классе.Тема: «Метр. Соотношение между единицами длины».
Проект урока математики во 2 «А» классе. Программа: УМК «Начальная школа XXI века», учебник Рудницкая Н.В. ч.1 стр.35 Тема: «Метр. Соотношение между единицами длины»....
Технологическая карта урока. Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.
Тип урока: открытия «нового» знания Цели по содержанию:обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); форм...
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ДЛИНЫ
Конспект урока по математике 3 класс, программа "Начальная школа XXI века" тема урока: "Соотношение между единицами длины"...
Технологическая карта урока по математике на тему: "Соотношения между единицами длины. Метр. "
Технологическая карта урока по математике на тему: "Соотношения между единицами длины. Метр. "...
Соотношение между единицами длины. Метр. 2 класс.
Урок по математике по теме: "Соотношение между единицами длины. Метр". 2 класс...