Как разные животные готовятся к зиме
план-конспект урока

Лес. Тишина. Все покрыто снегом. Деревья в инее. На пригорке одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело горку. Открываем глазки. Вы представили себе зимнюю картину. Вам интересно узнать, что же это за горка? Тогда отгадайте загадку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_raznye_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx673.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:Федорова Елена Анатольевна

Класс: 2

Программа: УМК «Перспектива»

Тема: Как разные животные готовятся к зиме.

Цель: Формировать представление  о том, как зимуют дикие животные.

Задачи:

Образовательные: расширить представление детей о том, как зимуют животные Показать связь их жизни с состоянием неживой природы зимой.

Развивающие: развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности.

Воспитывающие: развитие интереса к окружающему миру, воспитание любви и бережного отношения к животным.

Тип урока: комбинированный

Методы:

 1)словесный (объяснение с элементами беседы)

2) наглядный (слайды)

3) практический (проект)

Оборудование: презентация, картинки, карточки, учебник, тетрадь, клей, цветные карандаши.

Структура урока:

Организационный этап –

Контрольно-оценочный этап –

Мотивационный этап –

Организационно-деятельностный этап –

Физкультминутка

Этап закрепления –

Рефлексия. Итог –

Домашнего задания

Виды деятельности:

- индивидуальный;

- фронтальный;

- работа в группах;

- работа в парах

- самопроверка

Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I  Организационный этап

Мобилизовать обучающихся для активной работы на уроке.

Прозвенел звонок

Начинается урок!

 - Здравствуйте, ребята!  Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь своему соседу, улыбнитесь мне и с хорошим настроением начнем наш урок. Присаживайтесь.

Ребята участвуют в психолого – педагогическом тренинге «Хорошее настроение».

II Контрольно – оценочный.

Проанализировать знания обучающихся по теме «Птичьи секреты»

- Посмотрите на доску.  ( картины с  изображением  времён года: весна, лето,  зима,  осень. Дети  рассматривают  картинки.)

- Назовите одним выражением, что видите на картинах? (времена года)

-Послушайте четырехстишие.

Солнце землю греет слабо.

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

- О каком времени года идет речь?

- Правильно, о зимушке – зиме. Так ласково называли в народе самое суровое, но и в то же время самое прекрасное время года.

- Какое сейчас  время года?

- Какие изменения в природе вы заметили с наступлением зимы?

- Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

- Как называют птиц, которые улетают в теплые края?

- Почему они улетают?

Сейчас я хочу вам предложить работу в парах. Соотнести птиц зимующих, и перелетных.

- Я вижу, что вы закончили. Кто желает назвать зимующих птиц? Перелетных?

- Сверим ваши ответы с доской.

Слайд 1

Предполагаемые ответы детей (фронтальный опрос):

1)О зиме;

2)Зима;

 3)Стало холодно, солнце светит меньше, дни стали короче, выпал снег.

 4) Ответы детей.

Коллективная работа

  1. Зимующие.
  2. Перелётные.
  3. Стало холодно, нечем стало питаться.

Работают в парах, а затем коллективная проверка.

III Мотивация  

Мотивация и активизация опорных умений и навыков обучающихся

Но тяжело приходится не только птицам.

Как вы думаете, у кого еще меняется жизнь с приходом зимы?

- Правильно. Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?  

«Как разные животные готовятся к зиме» (слайд 2)

-Чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

Посмотрим, как жизнь животных зависит от изменений в природе. (слайд 3)

Предполагаемые ответы детей  (фронтальный опрос):

1) У животных.

2) Сегодня мы узнаем, как животные готовятся к зиме.

IV Организационно – деятельностный.

Физкультминутка

Сформировать у обучающихся представление  о  том, как зимуют дикие животные.

 - Чтобы это узнать, представим себе, что мы оказались в зимнем лесу. Закройте глазки. (слайд 4)

Лес. Тишина. Все покрыто снегом. Деревья в инее. На пригорке одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело горку. Открываем глазки. Вы представили себе зимнюю картину. Вам интересно узнать, что же это за горка? Тогда отгадайте загадку.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

- Правильно, медведь. (слайд 5)

- Может из вас кто-то знает, как зимует медведь?

- Почему он спит зимой?

- А какие еще животные впадают в спячку зимой вы узнаете чуть позже.

- Отгадайте, о каком звере пойдет речь сейчас?

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.(слайд 6)

- Чем питается заяц зимой? (ест кору деревьев, сухую траву, тонкие веточки и хвою).

- Как приспосабливается заяц – беляк к зиме?

- А почему именно на белую?

- Активный образ жизни зимой еще ведут такие животные как волк и лиса. (слайд 7)

- Отгадайте следующую загадку.

Ни зверь, ни птица

В лесу резвится

На деревьях  живет

Орешки грызет  (слайд 8)

- Правильно. Чем белка питается?

- Как к холодам приспосабливается белка? (вместо негустой летней шерсти у них вырастает густая и пушистая шерстка. Она как и заяц меняет окраску с рыжей на серую. (слайд 9)

- Почему именно на серую?

 -Делают  запасы на зиму и мыши. (слайд 10)

- А сейчас  узнаем, что о жизни животных зимой рассказывает наш учебник. Открываем 98-ю стр.

Работать с учебником будем по группам. . Поэтому, перед работой давайте повторим правила работы в группах

  • Работать дружно,
  • Быть внимательными друг к другу.
  • Быть вежливыми,
  • Не отвлекаться,
  • Не мешать друг другу.

 Вы будете в роли исследователей. Для того чтобы продолжить работу необходимо собрать картинку -  пазл из конверта на вашем столе и наклеить на лист. Это будет объектом  вашего  исследования.

1группа-

 Прочитайте на с. 98 ( учебник)  первый абзац и устно ответьте на вопросы

  1. Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы?
  2. Чем дышат лягушки зимой  на дне водоёмов?

2 группа  

 Прочитайте в учебнике 2- абзац  на с.98 и  ответьте на вопросы.

  1. Зачем звери меняют цвет шубки?
  2. Назовите таких зверей.

3 группа.

Прочитайте 3-абзац на странице 99 и ответьте на вопрос.

  1. .Какие животные запасают корм на зиму?

2.Где они их хранят?

4 группа

Прочитайте в учебнике 5 абзац на с. 99 и ответьте на вопросы.

1.Кто залегает в спячку до весны?

2. Благодаря чему ежи и медведи зимой обходятся без еды?

5 группа

Прочитайте с.100 и ответьте на вопрос.

Кто всю зиму спит вниз головой? Что является причиной зимней спячки летучих мышей?

6 группа

  1. Прочитайте рассказ-загадка на с.100-101 и отгадайте что это за животное?(отгадку собрать и приклеить на лист)
  2. В каких сказках мы встречаем этого зверя?

-Оцените свою работу. Если вы считаете что вы справились с работой, вам было легко найти ответы на поставленные вопросы поднимите солнышки, ну а если работа вызвала некие трудности, то снежинку.

- Мы узнали о том, что животные в лесу по-разному приспосабливаются к холодам. Кто-то впадает в спячку, кто-то не спит зимой и ест то, что запас летом и осенью, а кто-то не делает запасов, а ест то, что найдет в зимнем лесу.

- Устали. Давайте отдохнем. Встали около своих парт. Выполним физкультминутку «Бабочка»

Бабочка порхает

Нежно над цветком,

Кружится, летает

Я бегу с сачком.

Вот она присела

Тихо на листок.

Я поймать хотела-

Дунул ветерок.

И несет по ветру

Бабочку мою,

Я с сачком за нею

По траве бегу.

1) Фронтальная работа детей; слушают рассказ учителя.

2) Ответы детей.

Дети участвуют в работе учителя, отгадывая загадки.

Предполагаемые ответы детей  

Спит в берлоге.

 Нет еды.

Ёж, лягушка, ящерица. И т.д.

Заяц.

Кора деревьев, трава, веточки.

Меняет серую шубу на белую

Чтобы быть незаметным на снегу и не стать добычей.

Лось, лиса, волк, кабан.

Белка.

Шишками, грибами. Орехами, и т. д.

Прячется в ветвях голых деревьев и становится незаметно

Мышь

Работа по учебнику

Участвуют в физминутке.

V Этап закрепления

Установить факт осознанного усвоения понятий, организовать работу по первичному закреплению знаний.

-Молодцы!  

- А теперь откройте рабочие тетради на 59-ой странице. И выполним задание № 3. Как вы думаете, кто развесил грибы на ветках деревьев?

- Кто спрятал в норке желуди, орехи и зерна?

- Задание № 4 выполните самостоятельно. Впишите в текст названия животных.

- о каких же животных шла речь в тексте?

- Молодцы!

- Какие правила необходимо соблюдать в лесу, чтобы не навредить животным?

Ты в лесу-  всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг!

Спасибо»

Работа детей

Белка, мышь.

Самостоятельная работа детей.

Ёж, медведь.

Ответы детей.

Рефлексия.

Итог.

Молодцы. Ребята! Наш урок заканчивается. Я думаю, что вы узнали много полезного и нужного.

Закончите предложения: Слайд11

- Теперь я знаю, что….

- На уроке мне было трудно…

-На уроке мне понравилось…..

-Оцените свою работу сами. Если вы довольны собой, своей работой на уроке сегодня- поднимите солнышки. Если считаете, что вы работали не в полную силу, ленились – поднимите снежинки.

Посмотрите наш класс  украсился солнечным светом. Молодцы!

Ответы детей.

Домашнее задание.

А теперь домашнее задание. На странице 58-59 рабочей тетради выполните задание № 1-2.

Подготовить доклад о буром медведе.

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»

Перейти

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Как разные животные готовятся к зиме»

Цель: познакомить с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных», тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии животных (лягушка, жаба, змея, ящерица, заяц, белка, песец, горностай, мышь, бобр, бурундук, выхухоль, еж, медведь, енот, барсук, хомяк, суслик, летучая мышь).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Допишите предложения.

• Небольшие перелетные птицы черного цвета с белой грудкой, похожие на ласточек, одними из первых улетают на юг — это... (стрижи).

• Журавли летят углом, его называют... (клином).

• Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно. Говорят: «Птицы собираются в... (стаи)».

• Птицы, которые не улетают и круглый год живут у нас, называются... (зимующими).

• Птицы, улетающие в теплые края осенью и возвращающиеся весной, называются... (перелетными).

• С приходом осени количество корма для птиц уменьшается или он исчезает совсем, это значит, что птиц ждет... (голод).

3. Фронтальный опрос

- Какие птицы называются перелетными? Приведите примеры.

- Какие птицы называются зимующими? Приведите примеры.

- Почему перелетные птицы улетают?

- Почему остаются зимующие птицы?

- Как перелетные птицы узнают о том, что им пора отправляться в путь?

- Расскажите, какой «характер» у птицы, за которой вы наблюдали.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных».)

- О ком мы будем говорить на уроке? (Ответы учеников.) Сегодня на уроке мы будем говорить о животных осенью.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 98 учебника.)

— Отгадайте животных по описанию.

У этих животных гибкое, лишенное конечностей тело. Оно то сворачивается, как канат, то вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь по земле. (Змеи.)

Целый день сидит это животное где-нибудь в укромном сыром уголке, а когда наступают сумерки, начинает охоту. И сколько уничтожает за ночь вредителей — гусениц, слизней, мух и всяких других насекомых, — даже не сосчитать! Вот почему это животное — наш большой друг. Правда, оно очень некрасиво, но ведь друзей не за красоту любят. Верно? (Жаба.)

Кто из вас не видел на опушке леса или у дороги это изящное и юркое животное. Длина его не более 18 см, половина приходится на тонкий и гибкий хвост. Тело покрыто роговой чешуей, а на голове крупные роговые щитки. Испуганное животное легко отбрасывает свой хвост, а само убегает. Это своеобразная защита от врагов: лучше уж потерять хвост, зато спастись самому. Причем хвост начинает извиваться по земле, скручиваясь и выпрямляясь. Внимание хищника привлечено к хвосту, а хозяйка хвоста тем временем исчезает в спасительной норке. Через несколько недель на месте старого хвоста вырастает новый, хотя и не такой длинный. У животного четыре лапки, на каждой из них по пять пальцев, вооруженных цепкими коготками. Глаза довольно крупные, окаймленные веками. Позади глаз ушные отверстия. Животное не только хорошо видит, но и слышит отлично. (Ящерица.)

РЕКЛАМА

— У лягушек, жаб, ящериц и змей температура тела равна температуре окружающей среды. Брал ли кто-нибудь из вас в руки ужа или лягушонка? Какими они вам показались — теплыми или холодными? (Ответы учеников.)

Эти животные очень любят летним утром погреться на солнышке — за ночь они остывают и становятся вялыми. Осенью температура воздуха понижается. И они становятся сонными, вялыми. Змеи часто заползают на пеньки, чтобы погреться на солнце, насекомые, которыми они питаются, постепенно исчезают. Осенью змеи забираются по нескольку штук под пни, коряги, свиваются в клубок и цепенеют. Ящерицы забираются поглубже в норки или под корни деревьев, цепенеют и становятся на вид безжизненными. Жабы зарываются в рыхлую почву под камнями, в норки грызунов, подвалы. Лягушки зимуют на дне водоемов, около родников. Дышат они при этом кожей.

— Какие опознавательные признаки отличают зверей от других животных? (Тело покрыто шерстью, четыре конечности, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком.)

— Назовите зверей. (Ответы учеников.)

(Учитель показывает фотографии зверей.)

— Как готовятся к зиме звери? (Ответы учеников.)

Осенью все звери линяют — вместо негустой летней шерсти у них вырастает густая и пушистая. А у некоторых зверей изменяется еще и цвет шерсти.

(Учитель показывает фотографии зайца, белки, песца, горностая в летнее и зимнее время.)

— Почему заяц и белка меняют цвет шерсти? (У зайца и белки много врагов: лисы, совы, волки, куницы, а защита — только быстрые ноги. Поэтому им нужна защитная окраска.)

— Почему песец и горностай меняют цвет шерсти? (Это тоже защита от хищников и маскировка для охоты на других животных.)

— Некоторые звери осенью запасают корм на зиму. Назовите этих зверей. (Мыши, бобры, хомяки, бурундуки, выхухоли...)

Эти животные зимой спят, но просыпаются для того, чтобы поесть.

(Учитель показывает фотографии животных.)

— Какие это запасы? {Зерно, желуди, орехи, семена, листья и корни трав.)

Серая полевка, живущая в поле, запасает в своих норах 2—3 кг зерен пшеницы, проса, ржи, а как приправу к этому — листья и корни многих трав. А рыжая лесная полевка заготавливает орехи, желуди, крылатки клена, орешки липы. Кроты проделывают глубокие подземные ходы и прячут в них дождевых червей. Крот прокусывает голову своей жертве, и черви не могут двигаться, хотя и остаются живыми. Поэтому у крота зимой всегда есть свежий корм.

Осенью бобры заготавливают толстые ветки, стволы деревьев на зиму. Свои запасы бобры складывают в воду, где они до февраля сохраняют свои пищевые качества. Чтобы корм не вмерзал в лед, бобры подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависшие берега. Даже когда водоем замерзнет, у бобра будет еда подо льдом. Выхухоли складывают в норку двустворчатых моллюсков.

— Другие звери зимой впадают в спячку. Назовите их. {Еж, медведь, енот, барсук, хомяк, суслик...)

Эти животные не просыпаются, чтобы поесть. Они могут проснуться от потепления или если почувствуют опасность.

(Учитель показывает фотографии животных.)

В засушливых районах нашей страны первыми впадают в спячку сурки. Они затыкают норы пробками из травы еще в конце августа. Это связано с тем, что трава, которой они питаются, становится сухой и теряет свою питательность. В спячке сурки могут находиться до восьми месяцев. Они же могут уходить в спячку и в жаркие летние месяцы, когда трава высыхает на солнце. Наверное, поэтому люди и говорят: «Спит как сурок». Так же крепко спят ежи, тушканчики.

— Енот в некоторых районах нашей страны впадает в спячку, а в некоторых — нет. Объясните это природное явление. (Там, где есть корм — орехи, зерно, — енот не спит. Там, где корма нет, — впадает в спячку.)

Енот-полоскун (назван так из-за того, что, прежде чем съесть еду, долго полощет ее и трет лапками в каком-либо находящемся рядом водоеме) с наступлением зимы тоже укладывается спать. Но сон его неглубок. Когда потеплеет, енот просыпается, выходит подышать свежим воздухом и снова засыпает.

У медведицы зимой рождаются медвежата, которые питаются ее молоком, а она продолжает дремать. Если медведя зимой нечаянно разбудить, то он с голоду станет очень опасным зверем, будет нападать на домашний скот и даже на людей. Таких медведей называют шатунами.

2. Работа по учебнику

С. 100

— Прочитайте статью в рубрике «Узнаем подробнее». Рассмотрите фотографии и рисунки. Как зимуют летучие мыши? (Ответы учеников.)

(Учащиеся работают по рубрике «Отгадаем» на с. 100.)

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять —

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Раз, два, раз, два,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка — прыг — и ускакал.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 58)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 59)

— Прочитайте, выполните задание.

Задание 3 (с. 59)

Ответ: на зиму запасает грибы белка; желуди, орехи, семена — мыши.

Задание 4 (с. 59)

Ответ: еж, медведь.

VII. Рефлексия

— Какое задание было интересным?

— Какое задание было сложным?

VIII. Подведение итогов урока

— Почему осенью звери линяют?

— Назовите зверей, которые запасают корм.

— Назовите зверей, которые впадают в спячку.

Сделаем вывод. Итак, лягушки, жабы, ящерицы и змеи осенью впадают в спячку. Звери линяют, меняя летнюю шерсть на зимнюю. Одни звери запасают на зиму корм, другие засыпают в удобных укрытиях.

Домашнее задание

Прочитать текст в учебнике (с. 98—101), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 101).

https://fs00.infourok.ru/images/doc/195/223133/img17.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03e6/0000176d-8f16fa65/hello_html_m2218a70.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00f3/000ad662-7e36cd40/img4.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0176/0003223d-384227ef/hello_html_m66a65f14.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как разные животные готовятся к зиме" 2 класс

Презентация по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме" по УМК "Перспектива" для 2 класса....

Урок окружающего мира с использованием сервиса ZooBurst (3D книга) "Как разные животные готовятся к зиме"

План-конспект урока окружающего мира разработан по УМК "Перспектива" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке задействованы интернет-ресурсы: сервис ZooBurst (интерактивния 3D книга...

Урок окружающего мира. 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК Перспектива

Урок проводится с применением ИКТ, групповой технологии, элементов ТРКМ...

Урок по окружающему миру во 2 классе УМК "Перспектива" .Тема: "Как разные животные готовятся к зиме".

Тема: "Как разные животные готовятся к зиме".Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Перспектива") с презентацией.На уроке используются обучающие структуры и мыслительные приёмы сингапурс...

Урок по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме"

Урок окружающего мира 2 класс "Как разные животные готовятся к зиме". На уроке представлены результативные приемы и методы по формированию личностных и предметных УУД у учащихся начальных классов, обе...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."...