"Советы родителям по развитию речи дошкольников"
консультация

Беспалова Татьяна Ивановна

Речь выполеяет многообразные фуенкции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Советы родителям27.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Советы родителям по развитию речи дошкольников»

                       C:\Users\user\Desktop\таня\images.jpg

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Дошкольное детство является очень важным периодом в становлении человека как личности и занимает первые семь лет его жизни. Именно в этот период закладываются все качества личности, раскрываются еѐ способности. При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь. Дошколята – активные и любопытные ребята: именно в 4-5 лет из детей буквально сыплются сотни «Почему» и десятки «Зачем»! Задавая вопросы, ребѐнок демонстрирует запрос на знание, словно говоря: «Расскажи мне! Объясни мне! Научи меня!». Ответы взрослых на вопросы детские вопросы крайне важны для развития дошкольников.

Развитие речи дошкольников можно разделить на две категории: устранение дефектов речи и развитие культуры речи. Если с первой проблемой сталкиваются не все, то вторая проблема одинаково важна для всех дошколят. Младшим дошкольникам необходимо развитие монологической и диалогической речи, способности формулировать вопросы. Хорошо, если мальчики и девочки 4-5 лет умеют пересказывать тексты и описывать ситуации, могут быть полноправными собеседниками и грамотно отвечать на вопросы. Для развития речи дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и словесных игр до пересказов и творческих сочинений. Стоит помнить, что развитие культуры речи тесно связано с интеллектуальным, эмоциональным, культурно-эстетическим развитием дошкольника. Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 4-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников «Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук. В процессе игры ребѐнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы еѐ открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ». Ребѐнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребѐнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребѐнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.

«Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, а дети ребѐнок «превращает» его в слово. Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьѐй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем

Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-с противоположным значением).

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашѐл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребѐнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лѐд ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжѐлый, а пух ... и т.д.

Предлагаемые игры помогут вашему ребѐнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление " Роль родителей по развитию речи дошкольников"

Выступление на родительском собрании в ДОУ...

Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.

В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...

Советы для родителей по развитию речи ребёнка.

Это советы помогут родителям маленьких детей правильно развивать речь у малыша....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКА"

Данная консультация помогает родителям развивать речь ребенка правильно и своевременно...

Консультация родителям по развитию речи дошкольников

Буклет содержит рекомендации по развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников

Полезные советы родителям  по экономическому воспитанию дошкольников...

Консультация для родителей «Роль родителей в развитие речи у дошкольников»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, граммат...