Советы родителям по развитию памяти дошкольников и младших школьников.
консультация

Любовь Викторовна И.

Необходимо помнить, что дети многое запоминают механически -автоматически, не задумываясь над смыслом запоминаемого. Поэтому нет ничего удивительного, если ребёнок что-то малозначимое запомнил, важное в том, что ребёнок ещё не умеет отличать важное от второстепенного. Способность выделять важное из потока информации формируется не сразу, а постепенно, с возрастом и эту способность можно и нужно развивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_dlya_roditeley.docx756.18 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям по развитию памяти у дошкольников и младших школьников .

Необходимо помнить, что дети многое запоминают механически -автоматически, не задумываясь над смыслом запоминаемого. Поэтому нет ничего удивительного, если ребёнок что-то малозначимое запомнил, важное в том, что ребёнок ещё не умеет отличать важное от второстепенного. Способность выделять важное из потока информации формируется не сразу, а постепенно, с возрастом и эту способность можно и нужно развивать.

Память – один из основных познавательных процессов. Без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение. Поэтому многих родителей заботит вопрос о том, как можно развивать память ребенка. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь разобраться с тем, что такое память и как она устроена.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Память бывает:

произвольной (сознательное запоминание информации) непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе)

Память бывает:

кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время)

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Практически все эти способы запоминания информации можно успешно тренировать, если это делать в занимательной форме.

Пошаговая инструкция по развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста

Стремление к развитию и запоминанию заложена в нас от природы. Поэтому задача родителей детей до 7 лет – лишь немного помогать и направлять ребенка. Хорошая новость: ничего особенно сложного делать не нужно.

Много разговаривайте с малышом

Ваша речь поможет ребенку не только быстрее заговорить, но и запоминать информацию. Даже если вам кажется, что младенец еще ничего не понимает, рассказывайте ему о том, что происходит вокруг: «Вот сейчас мама варит кашу, теперь кладет ее тебе в тарелку, дует, чтобы каша остыла. А потом мы оденем штанишки и курточку и пойдем гулять». Ребенок постепенно начинает понимать, о чем идет речь, запоминает последовательность, а позже и сам начнет воспроизводить действия и поправлять вас: «Нет, мама, сперва надеваем ботинки, а потом шапку».

Тренируйте память на прогулке

Предложите малышу показать вам дорогу из дома до детского сада. Скажите, что он может идти немного впереди вас, а вы следуете за ним. Смена ролей всегда увлекает ребенка, позволяет ему чувствовать себя самостоятельным, а заодно тренирует память. Это работает и со взрослыми. Вспомните: когда вы сами едете за рулем, то запоминаете дорогу гораздо быстрее, чем когда сидите на пассажирском сидении.

Читайте книги

Книги подобраны по возрасту не просто так. Потешки и легкие стишки могут иметь не так много смысла, но они легко запоминаются детьми, потому что предельно понятны. Когда ребенок становится старше, он может запоминать более сложные сюжеты, поэтому и книги становятся интереснее. Обязательно обсуждайте прочитанное: какой герой больше всех понравился, а как бы малыш поступил на его месте, хотелось бы ему оказаться в гуще таких приключений. Это не только позволит ребенку укрепить память, но и положительно скажется на ваших с ним отношениях.

Играйте

Положите в ряд несколько предметов: машинку, плюшевого мишку, самолетик, куклу. Попросите ребенка отвернуться и уберите один из предметов. Ребенок должен угадать, какой предмет исчез. Постепенно можно усложнять правила игры: добавлять больше предметов или менять их местами и предлагать малышу восстановить верный порядок.

Не завышайте важность

Заучивание стишка для утренника в детском саду не должно вызывать стресс. Если вы чувствуете, что злитесь, когда малыш не может запомнить строки, лучше поручите это другому члену семьи или воспитателю. Отношения с ребенком важнее. Чтобы выучить песенку, не обязательно выделять отдельное время и садиться за парту – просто включайте их в машине. Запоминание, как и любой другой процесс развития, лучше всего проходит в спокойной обстановке.

Пошаговая инструкция для развития памяти у детей младшего школьного возраста

В старшем возрасте ребенок уже может запоминать информацию, используя силу воли. Но легче все равно запоминается то, что интересно, поэтому вместо обычной зубрежки обратите внимание на нестандартные способы тренировки памяти. И не забывайте про физиологию: питание, сон, отдых.

По дороге из школы расспрашивайте ребенка о том, как прошёл его день. С кем он сегодня играл или ссорился, во что была одета учительница, кого сегодня ругали (за что?) и кого хвалили (опять же — за что?) и т.д.

Вместо того, чтобы сажать ребёнка перед телевизором (компьютером), предложите ему заняться лепкой, аппликацией, вышивкой, легким конструированием. Всё это развивает мелкую моторику, которая «тянет» за собой весь интеллект. Ведь вокруг зоны головного мозга, отвечающей за движение кистей рук, расположены речевой центр, а также зоны внимания, мышления, концентрации и, конечно, памяти.

Ни дня без спорта. Адекватная физическая нагрузка способствует лучшему кислородоснабжению мозга. Поэтому на прогулке организуйте своему ребёнку и его друзьям подвижные игры.

Полноценный сон. Ночной сон дошкольника должен длиться минимум 9 часов.

«Правильная» еда. Крепкой памяти способствует регулярное употребление в пищу каш, орехов, рыбы жирных сортов, бобовых, разных овощей и фруктов.

Для развития зрительной памяти

  • “Цветной ряд” - разложите 5-7 разноцветных кубиков перед ребенком. Засеките 30 сек и закройте ряд. Попросите ребенка расставить другие кубики (или нарисовать) по цвету в точно такой же последовательности. Проделывайте так несколько раз с разными комбинациями, пока ребенок не будет каждый раз выставлять правильно. Потом можно увеличивать количество кубиков и сокращать время для запоминания.
  • “Зоопарк” - Попросите ребенка посмотреть на карточку и представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте. Уберите карточку. Пусть он припомнит и нарисует каждое из животных. Проверьте, правильно ли это ему удалось.
  • “Картинка” - эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.
  • “Кручу-верчу” - Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера (линейка, карандаш, заколка и т.д.). Дайте ему 30 сек на запоминание, потом он отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.

Для развития слуховой памяти

“Чемодан” - несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…карту». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту и…компас!». Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту, компас и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

“Пары слов” - Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Как лучше устраивать такие игры ребенку?

  • Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
  • Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.
  • Если ребенок справился с заданием, похвалите его и можно вручить небольшие призы и поощрения.

Как видите, упражнения для развития детской памяти выполнять совсем не сложно.
Родителям важно уделять этому внимание и время. Так вы поможете ребенку без проблем запоминать информацию.

Следите за режимом сна и отдыха

Часто в младшем и среднем школьном возрасте дети увлекаются гаджетами, общением с друзьями, идут в кровать с телефоном и засыпают лишь глубокой ночью. Важно, чтобы ребенок успевал восстанавливаться. Недосып – это стресс. А при любом стрессе все силы организма уходят на выживание. Ни о каком развитии в таких условиях речи не идет.

Упражнения для развития памяти школьников


«Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

«Инопланетяне»

Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.

Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.

Вариант 1

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.

Вариант 2

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.

При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность. Упражнение можно выполнять и в усложненном варианте. Если ребенок без труда справился с рисованием одного инопланетянина, то можно зачитывать описание сразу двух фигур и предлагать нарисовать первого либо второго инопланетянина. Можно добавить в описание цвет. Если упражнение проводится в группе, то выполняется либо самопроверка при повторном чтении описания, либо рисунки собирает взрослый и потом проверяет и анализирует.


«Повторяй за мной»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.


«Запрещенное движение»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь.

Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре

«Свяжи пару»

Для занятия вам нужно придумать пары слов, которые напрямую не связаны друг с другом по смыслу.

Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью. Например, дана пара слов конфета — дерево. Нужно связать эти понятия между собой. «Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как яблоки». Такое предложение вызывает яркий зрительный образ, и пару слов становится легко запомнить. Также выполнение этого упражнения развивает ассоциативное мышление, это поможет впоследствии выполнять задания из упражнения «Ассоциации».

Предлагаем связать такие пары слов: река — тетрадь, сумка — облако, машина — лес, бабочка — телефон, море — тарелка.

Все эти упражнения положительно влияют на развитие памяти у ребёнка. Надеюсь, что такие упражнения не просто позволят с удовольствием провести время с вашим малышом, но и помогут ему в познании окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти и внимания младшего школьника

Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...

Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников

В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось...

Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...

Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников  имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...

Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возрас...

"Советы родителям по развитию речи дошкольников"

Речь выполеяет многообразные фуенкции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения....

Развития самоконтроля дошкольников и младших школьников

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности.Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинаетсяуже в дошкольном возрасте. В данной статье рассмотрим некоторые упражнения...