Статья "О перспективах дистанционного образования в сельской малокомплектной школе"
статья по теме
Дистанционное образование является интенсивно развивающейся сферой применения информационных и коммуникационных технологий. Особенно актуален вопрос дистанционного обучения в сельских малокомплектных школах. Учащимся нашей школы повезло: они имеют возможность обучаться дистанционно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "О перспективах дистанционного образования" | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья учителя начальных классов МОБУ СОШ № 92 г. Сочи Шевченко Мадины Леонидовны
Эссе о перспективах дистанционного образования в малокомплектной сельской школе
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается доступ человека к мировым ресурсам информации и базам данных и возможность непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционное образование, которое является одним из наиболее активно развивающихся направлений.
Дистанционное образование является интенсивно развивающейся сферой применения информационных и коммуникационных технологий. Это объясняется тем, что современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) предлагает реальную возможность практического воплощения в жизнь девиза ЮНЕСКО: «Образование для всех и на протяжении всей жизни», согласно которому любой человек, независимо от его возраста, места проживания, вида профессиональной деятельности, физических и физиологических возможностей должен иметь необходимые условия для непрерывного повышения своего профессионального и образовательного уровня.
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования. Исследователи этого направления констатируют наличие более 850 центров дистанционного образования, расположенных практически по всему миру.
- Анализ глобальных тенденций и политических решений, связанных с дистанционным образованием с применением современных ИКТ
В середине 90-х годов ХХ столетия в России наблюдаются следующие тенденции в социальном и образовательном контексте:
- экономические и социальные изменения создают новую потребность в обучении в течение всей жизни, которая уже не может быть удовлетворена очными образовательными программами, ни количественно, ни качественно;
- растущие требования к квалификации специалистов любого уровня и профиля кардинально изменяются в связи с развитием современных технологий, в результате возникает потребность в образовании, предоставляемом посредством ИКТ.
В связи с этим, возникает необходимость принятия следующих политических решений - необходимо разработать новые подходы к предоставлению образовательных услуг и обеспечению подготовки специалистов, внедрять новые образовательные технологии, особенно с применением современных ИКТ; учреждениям СПО и ВПО необходимо внедрять обучение с использованием цифровых технологий для расширения объема образовательных услуг.
Система дистанционного обучения развивается в России с 1992 года и внедряется как часть государственной политики, с детальной проработкой нормативно-правового, методологического и информационно-технологического обеспечения.
На уровне нормативных государственных документов понятие «дистанционного образования» в России было определено в 1995 году (Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России, 31 мая 1995 года): под дистанционным образованием (ДО) в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды в России, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.
В России датой официального признания дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел Приказ № 1050 Минобразования России «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». С этого момента повсеместно открываются новые учебные заведения, использующие дистанционное обучение, появляются центры дистанционного повышения квалификации, совершенствуется нормативно-правовая база.
На современном этапе дистанционное обучение используется на всех уровнях системы образования и в корпоративном обучении. Государственным дистанционным обучением охвачены все нуждающиеся в нём — студенты, абитуриенты, сельские школьники, дети-инвалиды, некоторые другие группы населения с ограниченной по различным причинам мобильностью, продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одной из характеристик школы XXI века названа ориентация ее деятельности на использование технологий будущего. Перед школой ставится задача освоения нестандартных форм и методов взаимодействия обучающих и обучающихся, которые позволят реализовать принципы доступности, качества и непрерывности образования. К таким формам обучения относится, прежде всего, дистанционное обучение.
Одно из условий реализации модернизации образования на современном этапе – создание единой информационной среды в образовательном учреждении.
Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральном государственном образовательном стандарте, обеспечивающих развитие системы образования в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе ИКТ и соответственно научить своих учащихся их эффективному и разумному использованию. Образовательные учреждения в настоящее время ставят одной из приоритетных задач работы, внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс.
- Выработка внутренней политики образовательного учреждения для успешного функционирования системы дистанционного образования
Особенно актуален вопрос дистанционного обучения в сельских малокомплектных школах. Учащимся нашей школы повезло: они имеют возможность обучаться дистанционно. В 2012 – 2013 учебном году школа включена в Проект системы дистанционного образования (ДО) для школ Краснодарского края, который был реализован по заказу Департамента образования и науки в рамках программы по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс региона. Так целью проекта стало повышение уровня эффективности образовательного процесса в малокомплектных школах (в частности подготовки к итоговой аттестации выпускников 9, 11 класса по русскому языку, математике, обществознанию), предоставление равных возможностей получения качественного образования детям-инвалидам, а также индивидуализации учебного процесса в работе с одаренными детьми. Принцип построения комплекса дистанционного обучения основан на развертывании информационно-коммуникационной инфраструктуры на базе ресурсного центра Кубанского государственного университета, включающей серверное оборудование для проведения сеансов многоточечной видеоконференцсвязи, серверы записи и архивирования учебных занятий и материалов. Школы, в свою очередь, подключены к Ресурсному центру, а между собой делятся на базовые и малокомплектные (школы-спутники), которые оснащены всем необходимым оборудованием для проведения сеансов ВКС и интерактивных занятий с различными коммуникационными сервисами. Таким образом, телеконференции в нашей школе проводятся в рамках одного района с трансляцией занятий из базовой школы. На данном этапе внедрения дистанционных технологий был реализован широкий спектр задач:
1. Обеспечение учащихся нашей школы равными возможностями качественного образования
2. Обеспечение возможности индивидуализации программы в работе с одаренными детьми
3. Разнообразие форматов проведения учебных занятий
4. Повышения мотивации учащихся и максимального вовлечения их в учебный процесс путем обеспечения возможности организации всех форм обучения: видеолекции, видеосеминары, практические работы в интерактивном режиме, онлайн контроль знаний, совместная интерактивная работа над единым документом, телемосты, телевикторины и др.
5. Достижение максимальных результатов в максимально короткие сроки путем
внедрения технологий синхронного дистанционного обучения с применением средств видеоконференцсвязи, интерактивных технологий и средств коллективной работы.
В 2013 – 2014 учебном году администрацией школы было принято решение о включении в реализацию второго этапа в г. Сочи Проекта дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий информационно-образовательной среды «Телешкола» с целью качественной подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по русскому языку и математике, необходимость индивидуального подхода в обучении с неуспевающими учащимися, необходимость восполнения пробелов в знаниях у некоторых учеников.
Для дальнейшего эффективного внедрения в школе образовательных технологий возникла необходимость создания Проекта «Внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс школы», который был разработан в 2013 году. Актуальность данного проекта обусловлена потребностью учащихся в становлении их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в школе.
Внедрение технологий ДО в образовательный процесс в МОБУ СОШ № 92 г. Сочи объясняется следующими причинами: положительный опыт работы учащихся школы с ресурсным центром (базовой школой); наличие школьного сайта, персональных сайтов, электронной почты педагогов и учащихся; необходимость индивидуального подхода в обучении с неуспевающими учащимися, необходимость восполнения пробелов в знаниях у некоторых учеников; необходимость работы с одаренными детьми на более углубленном уровне; расширение возможностей организации внеурочной и проектной деятельности; - необходимость подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА; положительный опыт работы других учреждений по созданию новой системы обучения учащихся в дистанционном режиме.
В реализации проекта (с 2013 по 2016г) примут участие обучающиеся 2-11 классов. Дистанционное обучение позволит активизировать педагогическую составляющую процесса обучения, уровень познавательной активности деятельности школьников на всех ступенях обучения в образовательном учреждении и повысит результативность образовательного процесса.
Цель проекта: Расширение школьного образовательного пространства и использование его для повышения уровня доступности качественного образования для различных категорий учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, склонностей и способностей средствами технологий дистанционного обучения.
Задачи проекта
1. Использование дистанционных технологий как новой формы организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных способностей, творческого потенциала обучающихся.
2. Создание информационной среды для участников образовательного процесса.
3. Индивидуализация обучения, увеличение числа образовательных услуг предоставляемых ОУ для учащихся школы, за счёт использования современных информационных и дистанционных технологий обучения.
4. Создание условий для развития самостоятельных исследовательских умений, интеграции знаний, полученных в ходе учебного процесса.
5. Обеспечение возможности изучения учебных предметов на расширенном и
углубленном уровне, активного участия во внеурочной и проектной деятельности
обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
6. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с использованием технологий дистанционного обучения.
7. Обеспечение методического, технического сопровождения образовательного процесса, обмен опытом и повышение квалификации педагогов, разработка тематических веб-сайтов педагогов, курсов, уроков.
На данном Подготовительном этапе (2013-2014г.) создана нормативно - правовая база школы в условиях внедрения дистанционного обучения, проведен анализ готовности школы к реализации проекта.
- Анализ академических и административных функций педагога системы дистанционного образования и педагога очной формы обучения
Функции преподавателя ДО отличаются от функций лектора или преподавателя очной формы обучения. На эти функции непосредственное влияние оказывает не только способ передачи знаний, но и типы ИКТ, используемых в системе ДО.
Функции педагога системы дистанционного образования:
- управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности учащихся;
- мотивирует познавательную деятельность ученика за счёт коммуникации, взаимопонимания, положительного отношения к предмету;
- организует самостоятельную работу, включая работу с источником знаний; использует групповые способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
- организует помощь в процессе деятельности ученику, группе, проявляет внимание к результатам самостоятельной деятельности;
- создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
- создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
- организует самоанализ собственной деятельности учеников и формирует их адекватную самооценку;
- менеджер обучения, который следит за успехами обучающегося, его деятельностью и качеством работы и помогает решать возникающие проблемы.
- Проектирование содержания подготовки педагога для работы в системе дистанционного образования
Обучение с использованием дистанционных технологий могут осуществлять только те учителя, которые обладают необходимыми знаниями. Поэтому при внедрении ДО в учебный процесс необходимо организовать курсы повышения квалификации сочетающие в себе форму очного и дистанционного образования. Специфическими для работников образовательных учреждений, реализующих электронное дистанционное обучение, являются умения, которые можно объединить в группы:
1. Умение организовать собственную работу на компьютере;
2. Умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися;
3. Умение использовать периферийное оборудование до степени свободы, позволяющей помочь в вопросах его использования обучающимся;
4. Умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т.п.);
5. Умение организовывать собственную деятельность и деятельность учащихся в информационной среде.
5. Рекомендации по условиям успешного применения моделей дистанционного обучения и онлайн обучения в МОБУ СОШ № 92 г. Сочи
Для дальнейшего эффективного внедрения в школе дистанционного обучения был создан Проект «Внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс школы», который был разработан в 2013 году. Реализация данного проекта в полном объеме и будет способствовать в дальнейшем успешности применения моделей дистанционного обучения и онлайн обучения в МОБУ СОШ № 92 г. Сочи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение с помощью дистанционных технологий становится популярным способом приобретения новых знаний и навыков, так необходимых на современном рынке труда. Распространение виртуальных форм обучения, охватив некоторую группу студентов и взрослого населения, набирает обороты теперь и в школах.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение школьников дает им дополнительный стимул для одновременного расширения и углубления знаний при обучении. Анализ деятельности дистанционных форм обучения показал, что кроме основной цели – умения разрабатывать проекты, учеба и выполнение заданий в дистанционном режиме помогает: научиться работать с сетевыми технологиями, научиться осуществлять поиск информации в Интернете, закрепить правила работы с электронным текстом и увеличить скорость его набора, устранить пробелы в знаниях MS Windows, зучить технологию работы в тестовых программах, изучить отдельные приемы работы в программе Adobe Photoshop, развить навыки письменной речи, научиться более четко и лаконично формулировать свои мысли, получить некоторые навыки рефлексии своей деятельности, научиться планировать свою деятельность, понять, что в творческих работах (а работа по созданию проекта, несомненно, творческая) нет мелочей, и таким образом усилить чувство ответственности за свою работу, научиться доводить начатое дело до конца, устранять недочеты и ошибки, критически оценивать свою работу, достичь определенного прогресса в воспитании художественного вкуса, чему очень способствовали как уроки по дизайну кроссворда, так и советы преподавателей в выборе элементов оформления презентаций, расширить межкультурные связи, пробудить любознательность, вкус к учебе и желание дальнейшего приобретения новых знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
- Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.
- Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный
учебный курс / Авторизованный пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош,
- Линда Блэк и др. – М.: Изд. дом «Обучение–Сервис», 2006.
- Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного. http://ecollege.ru/elearning/analytics/a0004/
- Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
- Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006
- Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.
- Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации
- http://fio.ifmo.ru/
- http://www.it-n.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе
Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе...
Кукольный театр как центр социализации детей в условиях сельской малокомплектной школы
Помочь детям жить в мире и быть успешным средствами кукольного театра....
Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе (выступление)
Проблемы реализации ФГОС в сельской малокомплектной школе ....
Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС
В статье раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации требований ФГОС...
Новогодний утренник для учащихся сельской малокомплектной школы
Утренник проводится с небольшим количеством героев ( родителей учащихся)...
Особенности работы в начальных классах сельской малокомплектной школы
Особенности работы в начальных классах сельской малокомплектной школы...
«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе»
Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения...