Содержательно-методическая характеристика учебно-методического комплекта «Школа России»
статья по математике
УМК «Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю начальной школы. Авторами данного комплекта являются М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Г.Б. Курочкина
МБОУ «Называевская Гимназия» Омской области
Омская область, г. Называевск
Содержательно-методическая характеристика учебно-методического комплекта «Школа России»
УМК «Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю начальной школы. Авторами данного комплекта являются М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова.
Особенности программы.
Данный начальный курс математики интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основу составляет представления о натуральном числе и нуле, четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Важное место занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс построен концентрически, что позволяет соблюсти постепенность в нарастании трудности учебного материала, и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Ведущие принципы обучения: учёт возрастных особенностей учащихся;
органическое сочетание обучения и воспитания; усвоение знаний и развитие познавательных способностей; практическая направленность преподавания;
индивидуальный подход к учащимся.
Практическая направленность методики выражена в следующих положениях:
- Сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема.
- Формирование у детей сознательных и прочных устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий.
- Введение новых алгоритмов, усовершенствование традиционных.
- Рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные средства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индивидуальным выводам, сразу находящим применение в учебной практике.
- Система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях.
Основные содержательные линии: нумерация чисел; арифметический материал; геометрический материал; величины и их измерение; дроби и доли; текстовые задачи.
Важнейшей особенностью этого курса математики является то, что рассматриваемые в нём основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных и чаще всего сюжетных текстовых задач.
При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить путь решения предлагаемых программой задач, применять подходы к их решению.
Требования программы к умениям учащихся решать задачу:
- Дети должны уметь анализировать содержание задачи, объясняя: что известно и что неизвестно в задаче; что можно узнать по данному условию; что нужно знать для ответа на вопрос задачи; какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи.
- Должны обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты.
- В 1 классе записывать решение задачи только действием, а в дальнейшем составлять по условию задачи выражения.
- Должны уметь давать устно ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения.
Следует отметить, что учащиеся знакомятся не только с понятием «задача», но и с различными её видами. Процесс изучения данного материала равномерно распределён в течение всех четырёх лет обучения.
1класс. Понятие «задача». Компоненты задачи: условие, вопрос. Решение задач в одно действие, раскрывающий конкретный смысл действий сложения и вычитания; нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
2 класс. Понятие «обратная задача», «задача с недостающими данными». Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления. Решение задачи в 2 действия на сложение и вычитание. Рассматриваются различные способы решения задач. Использование моделей и схем на этапе поиска плана решения задачи.
Особенности учебника.
В учебниках математики 1 - 2 классов в рамках ФГОС весь учебный материал построен так рационально, что помогает детям прочно и сознательно овладеть математическими знаниями, умениями и навыками.
Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предлагающая доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме. В соответствии с выше сказанным, вводятся следующие условные обозначения (приложение 1).
В начале каждого раздела указано, что учащиеся узнают и чему научатся. В начале каждой темы дается пояснение тому, чем они будут заниматься на уроке. В конце каждой темы даны задания для закрепления усвоенного материала. Выполнив эти задания, ребята должны оценить свои успехи. В конце тем даются упражнения для закрепления, где в самом начале задается вопрос: «Что узнали. Чему научились». Также в соответствии с ФГОС в учебниках появилась страничка для любознательных, где предлагаются интересные задания для учащихся. В конце каждого раздела есть страничка для самопроверки, где учащиеся должны после выполнения задания оценить свои достижения.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 3 класс. Учебно-методический комплект "Школа России".
календарно-тематическое планирование 3 класс к учебно-методическому комплекту "Школа России"...
Реализация ведущих идей учебно-методического комплекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) на уроках
Статья из опыта работы раскрывает принципы и формы организации образовательного процесса...
Урок окружающий мир в 1 классе "Почему радуга разноцветная?" Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
Урок поможет сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение...
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Материал по теме: "Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны.
Из личного опыта работы, с 2011 по 2013 г г., в первом, втором классах по программе "Школа России"....
Выступление с презентацией "Учебно-методический комплект "Школа России"
Данное выступление можно использовать при знакомсте родителей с учебно-методическим комплектом "Школа России"....
Учебно-методическое обеспечение системы «Школа России»
Для работы по УМК «Школа России» у меня есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, демонстрационные таблицы по русскому я...