Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения
статья по чтению по теме

Степанова Ирина Анатольевна

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения»

Важное место в системе работы  педагога занимает развитие коммуникативных навыков школьников. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание. Но факт остается фактом – многие выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями, что говорит о необходимости более глубокого изучения проблемы с разных сторон.

М.М. Бахтин считает, что  «образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему».  Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования. Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.

Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Вопрос о важности развития диалогической речи школьников был поставлен  такими учёными, как М.М. Бахтин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,  Л. П. Якубинский. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Задача педагога -  внедрение в систему урочного обучения системы упражнений и заданий, направленных на развитие диалогической речи учащихся. Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В условиях современного обучения  учителю начальных классов  необходимо владеть методами и приёмами, направленными  на развитие речи и мышления младших школьников. Только наличие знаний у педагога в области диагностики психических состояний, психоанализа способствует такой организации учебного процесса, при котором раскрываются подлинные речевые и мыслительные  возможности каждого обучающегося.

Урок, по своей сути, становится  личностно-развивающим, приобретает качественно новое значение, превращаясь в форму, которая размывает границы обучения и воспитания, превращая каждый акт пребывания ребёнка в школе в становление образа его личности.

Основные требования к речи учащихся в обобщенном виде можно представить следующим образом:

1. Содержательность; 2. логическая последовательность в построении высказывания; 3. грамматическая правильность речи; 4. точность словоупотребления; 5. выразительность речи;  6. ясность речи и ее чистота; 7. правильное звуковое оформление речи .

Таким образом, при обучении  диалогической речи необходимо учитывать возрастной и индивидуальный фактор. Как уже говорилось выше, для достижения лучшего эффекта при обучении диалогу необходимо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую  деятельнос...

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В статье раскрыта актуальность развития образной речи учащихся, а также приемы и виды упражнений....

Интерактивные тетради- средство развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Интерактивные тетради- средство развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В данной презентации рассказано, что такое интерактивные тетради, что необходимо для...

Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс....