Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа Текст рассуждение
план-конспект урока (4 класс)
Цели урока: повторить особенности построения такого типа текста, как рассуждение, осваивать этот тип текста на практике.
Планируемые результаты
предметные: развивать умение детей подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста. Учить детей находить в тексте рассуждение и продолжить знакомить их с логикой и структурой этого вида текста
метапредметные - уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
личностные: любовь к своему краю, развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no42.4._tekst_rassuzhdenie_5.docx | 25.27 КБ |
no42.4._tekst_rassuzhdenie_5.pptx | 862.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык №42.4. Текст –рассуждение.
У.с.82
м.с.136
Цели урока: повторить особенности построения такого типа текста, как рассуждение, осваивать этот тип текста на практике.
Планируемые результаты
предметные: развивать умение детей подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста. Учить детей находить в тексте рассуждение и продолжить знакомить их с логикой и структурой этого вида текста
метапредметные - уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
личностные: любовь к своему краю, развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- 1.Этап мотивации (орг. момент) к учебной деятельности.
- Прозвенел звонок веселый.
- Мы начать урок готовы.
- Будем слушать, рассуждать
- И друг другу помогать.
- Ребята, проверьте готовность к уроку. Пожелаем друг другу удачи. С малой удачи начинается большой успех
- 2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Что такое текст (Предложения. связанные по смыслу)
- Какие типы тексов вы знаете? (Т-повествование., Т-описание, Т-рассуждение)
- - Что такое текст-повествование? (автор рассказывает о чём-либо)
- - Какие -описание? (автор описывает что-либо)
- - Что такое текст-рассуждение? (автор рассуждает на какую-либо тему)
- - Ребята, что значит - рассуждать? (объяснять, искать ответ на вопрос, высказывать свои мысли, мнения, делать определенные выводы)
- - Важно ли владеть этим умением?
- 3.Постановка учебной задачи
-Ребята, какую цель мы сегодня поставим на урок (повторить особенности построения такого типа текста, как рассуждение, будем осваивать этот тип текста на практике.
- 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Планирование.
-Ребята, что нам поможет повторить особенности типа текста -рассуждения.(работа с учебником)
-Мы сегодня выполним упражнение 34.Прочитайте задание и скажите, чему научит нас работа с этим упражнением.(Будем учиться подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста, будем учиться находить рассуждение, познакомимся с логикой и структурой этого вида текста.)
- 5. Открытие нового знания.
- Прочитав текст Василия Пескова «сестры» (упражнение 34) ( слайд №2), дети должны ответить на первый вопрос так: журналисты ожидали увидеть рядом со стадом взрослого человека, пастуха, а увидели двух девочек. Из разговора с девочками автор узнал, что «девочки были сестрами. Старшей исполнилось десять, младшей – “шестой миновал”. Отец у девчушек пастух. Сестры носят ему обед, и старшая Таня с шести лет уже научилась ездить на лошади и не просто ездит, а помогает отцу пасти стадо – две с половиной сотни коров. По ее рассказу было понятно: делает она это с удовольствием, даже с радостью…». И что «сегодня день – особо ответственный. Отец заболел, и стадо пасет соседка Елизавета Григорьевна Чагина. Но она не садится на лошадь. Она только смотрит за стадом, а пасут его Таня и Галя Гавриловы». Дети могут процитировать и еще один кусочек текста: «Мы поговорили еще о школьных отметках, о передачах по телевидению, о деревеньке девчушек, которая называлась Кривая часовня и которую называют теперь Заря». Внимательно просмотрев текст, школьники выяснят, что стадо было большое – «две с половиной сотни коров». Проследят по тексту, как девочки управляются с коровами: они переводят коров через реку, подгоняя хромую телку. Пусть дети обратят внимание на слова старшей девочки и на то, как ее слушаются коровы: – ну пошли, пошли… Пошли, кому я сказала! коровы нехотя, но послушно вылезли из воды и гуськом потянулись на горку». Дети должны отметить, что старшая девочка, даже разговаривая с приезжими, не забывает следить за стадом («… сказала Таня, мимоходом кивнув сестренке на двух коров, соблазнившихся выйти к овсам. – сбегай-ка их огрей, да как следует…») и ухаживать за лошадью («Пока я возился с блокнотом, девчурка выдрала репьи из хвоста Мальчика, дала ему корочку хлеба, подтянула подпруги видавшего виды седла. Лошадь шевелила ушами, полная благодарности»).
- То, что старшая девочка Таня уже многое знает и умеет, подтверждают строчки, в которых она рассказывает о лошади: «Мальчик, он умный. Он меня слушает даже лучше, чем папу». О своей встрече с лисой: «один раз лисица вон там на пашне за речкой ловила мышей. Я подъехала к ней ну вот так, и она не бежит. Папа сказал, что лисы и зайцы лошадей и коров не боятся…». И о том, какой адрес указать на письме: «когда будете посылать фотокарточки, пишите хоть Заря, хоть часовня – дойдет все равно». Таня сама, без посторонней помощи, может сесть в седло: «она подвела Мальчика к луговой кочке, ловко подпрыгнула, подтянулась и вот уже помогает забраться в седло сестренке». Младшая девочка явно гордится и восхищается сестрой: «Младшая Галя с восхищением глядит на сестру…»
Два последних абзаца текста можно считать рассуждением. Как это часто бывает в текстах Василия Пескова, журналист сначала рассказывает о людях, с которыми познакомился, о событиях, свидетелем которых стал, а потом рассуждает о жизни и приходит к каким-то обобщениям и выводам. Эту закономерность школьники уже смогут подметить. Нужно обратить на нее их внимание. Дети должны заметить, что, глядя на сестер, автор вспоминает произведение Некрасова «крестьянские дети» («вспомнился сразу некрасовский шестилетний мальчишка “в больших сапогах, в полушубке овчинном… а сам с ноготок”). В этом стихотворении поэт рассказывает о деревенском мальчике, который чувствует себя взрослым и ответственным за жизнь семьи. Так же по-взрослому ведут себя и сестры Таня и Галя Гавриловы.
В заключение учащиеся должны отметить, что Василий Песков приходит к следующему выводу: «взрослых людей в деревенских детях всегда покоряет причастность их с раннего возраста ко всем делам и заботам, которыми заняты взрослые».
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ребята, получилось ли подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста.
-В каких обзацах текста находится рассуждение? (в двух последних обзацах)
-Какую закономерность в текстах В. Пескова мы заметили? (Журналист сначала рассказывает о людях, с которыми познакомился, о событиях, свидетелем которых стал, а потом рассуждает о жизни и приходит к каким-то обобщениям и выводам. )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Васи́лий Миха́йлович Песко́в - советский писатель, журналист , фотокорреспондент, путешественник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Виды текстов: повествование, описание, рассуждение" ("Школа России", 2класс)
К уроку прилагается презентация....
Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Антонимы 3 класс
Есть и конспект к данному уроку и презентация. Пользуйтесь!...
Проект урока русского языка (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные
урок русского языка 3 класс...
1. Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных&ra...
Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа 3 класс. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах
Цель : -совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Планируемые результатыпредметные:-дать понятие учащимся о том, что имена существительные во множественном чис...
Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс.Тема: "Разбор слов по составу"
Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...
Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс
Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...