Точка, линия, штрих
методическая разработка (1 класс)
Программа внеурочной деятельности в 1классе (АООП, 1вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tochka_liniya_shtrih.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Внеурочная деятельность» «Точка, линия, штрих »разработана на основе:
- учебного плана образовательного учреждения.
Программа рассчитана на 62 часа в год, по 2 ч в неделю.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук
Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:
- сформировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;
- сформировать умение регулировать движения руки; осуществлять зрительно-двигательный контроль;
- развить умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;
- развить внимание, восприятие, воображения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
-коррекция нарушений мышц мелкой и крупной моторики, зрительно-двигательной координации;
- формирование пространственного восприятия, ориентировки в микропространстве;
-коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.
Обучение внеурочной деятельности носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Основные технологии:
- игровые,
- здоровьесберегающие,
- развивающее обучение,
- дифференцированное обучение,
- информационно- коммуникативные технологии.
Основные формы:
внеклассная работа
экскурсии
Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):
- словесные – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
- практические – упражнения, практические работы.
При изучении тем курса используются:
- наглядные пособия
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения;
- игры и т.д.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности:
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего младшего школьного возраста. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
В ходе занятий реализуются следующие направления программы:
- развитие тонкой моторики пальцев рук и систематическое обучение новым двигательным тонко координированным действиям (овладение линейной графикой);
- регуляция мышечного тонуса пальцев рук;
- формирование зрительно – моторной координации и навыков ориентировки на листе бумаги;
- совершенствование восприятия пространства и пространственных представлений.
Планируемые результаты освоения курса «»
• развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие самостоятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- оригами
- лепка и рисование
- аппликация
- графические упражнения
- игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
ЛИТЕРАТУРА
- Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. – 1999. - № 8.
- Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
- Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1983. – №1.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.
- Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов //Дефектология. – 1999. - № 3.
- Гейзин В.М. Гимнастика и здоровье. - Минск, 1984.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
- Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М, 1994.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. 1973.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб.,1997.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998.
- Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.
- Лалаева Р.И., Срербрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб. – 1999.
- Марина 3.С. Лепим из пластилина. - СПб., 1997.
- Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) //Дошкольное воспитание. – 1976. - № 11.
- Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. – 1994. - № 8.
- Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. – М., Просвещение, 1994.
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
- Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 4; 1989. - № 10 .
- Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4.
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. – СПб., 1999.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород, 1995.
Тематическое планирование
№п/п | Кол-во часов | Тема | Содержание занятия | Дата |
2 | Путешествие в страну Графо | слушание сказки, рассказывание сказки с помощью пальчиков, работа в тетради | ||
3 | Рисование точек | определение левой и правой стороны тетради; упр. «Домино» | ||
3 | Рисование коротких вертикальных линий | выкладывание фигуры из счетных палочек; упр. «Дорисуй забор», «Дождик», зрительный диктант | ||
3 | Разноцветный дождик (чередование длинных и коротких штрихов) | чтение сказки Сутеева «Под грибом»; упр. «Облака», «Соедини пары» | ||
3 | Грибная пора (рисование горизонтальных линий) | рисование плавных дорожек; упр. «Проведи линии по точкам» | ||
3 | Бабушкин подарок (сочетание вертикальных и горизонтальных линий) | рассматривание иллюстраций Е.Рачева, выделение вертикальных и горизонтальных линий; выполнение орнамента по образцу, раскрашивание | ||
3 | Волшебный мир книги | знакомство с иллюстрациями В.Сутеева, Е.Чарушина, В.Конашевича; экскурсии в щкольную библиотеку, библиотеку им. Гайдара | ||
3 | В мире птиц (рисование наклонных линий) | рассматривание изображений птиц; упр.с пипеткой; упр. «выполни штриховку» | ||
3 | Домик Дедушки Мороза (рисование бордюра) | упр. «Кладовая», «Помоги Деду Морозу украсить игрушки» | ||
3 | Рисование уголков | рассматривание уголков, упр. «Обведи линии по точкам»; зрительный диктант | ||
3 | Рисование бордюров | рассматривание иллюстраций Чарушина, игра «Пластилиновые жгутики», упр. «выший салфетку разными цветами» | ||
3 | Зимняя сказка (рисование ломаной линии, штриха-зигзага) | упр. «Кладовая», «Новогодние шары» | ||
3 | Птичий двор (рисование уголков) | выполнение фигур из счетных палочек, упр. «Продолжи узор», «Проведи линии по точкам», просмотр мультипликационных фильмов, сделанных на основе рисунков В.Сутеева | ||
3 | В деревне (рисование квадратов) | упр. «Забавные квадраты» | ||
3 | Ежик Пых | упр. в рисовании штриха-зигзага с удлинением и укорочением; упр. «Что Ежик сможет унести» | ||
3 | В гостях у Колобка (рисование круга) | слуховой диктант; упр. «Посади лису в клетку» | ||
3 | В посудной лавке | упр. в рисовании овала, узора из нескольких фигур; декорирование посуды узором; упр. «Пирамида» | ||
3 | Рисование кругов и овалов | слуховой диктант; упр. «Дорисуй костюм Петрушки» | ||
3 | Рисование треугольника | Слуховая игра; зрительный диктант; упр. «Крокодил» | ||
3 | Рисование дуг | графический диктант; упр. «Золотые рыбки», «Автомобиль», «Лакомства» | ||
3 | Спиралевидная композиция | упр. «дорисуй улиток», «Абажур для лампы», «Дорисуй цветы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Точка, линия, прямая и кривая линии. Число 2 . Цифра 2"
Презентацию можно использовать при подготовке к 1 классу по курсу "Математика"...
Изображать можно точкой линией штрихом.
Конспект урока...
Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"
Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...
Внеурочное занятие по математике «Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая».1 класс.
Внеурочное занятие по математике для 1 класса разработано в соответствии с требованиями ФГОС и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Материал представлени в виде конспек...
Конспект урока по изобразительному искусству "Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия" УМК "Перспектива"
Цель: формирование понятия «симметрия», «графика», умения выражать в творческой работе свое отношение к выразительности белого и черного цветов в искусстве графики; развит...
Разработка урока: "Точка. Линия.Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч"
Технологическая карта урока математики и презентация к уроку....
Методическая разработка урока изо по теме "Линия. Штрих. Художественный образ. Виды штриховки".
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Линия. Штрих. Художественный образ. Виды штриховки". Урок предполагает развитие функциональной грамотности школьников....