Методическая разработка урока изо по теме "Линия. Штрих. Художественный образ. Виды штриховки".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Коршунова Яна Сергеевна

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Линия. Штрих. Художественный образ. Виды штриховки". Урок предполагает развитие функциональной грамотности школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока изобразительного искусства

            Класс: 2.

Учитель: Коршунова Яна Сергеевна.

Тип урока: комбинированный.

                                                                 

Тема урока

 Линия. Штрих. Художественный образ. Виды штриховки.

Цель

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через  изображение художественного образа штрихом и линией

Задачи

Образовательные: 1) познакомить с выразительным средством графики – штрих и линия; сформировать представления  о выразительных особенностях передачи художественного образа, используя разные виды штриховки и линий; рассмотреть и проанализировать произведения графики, выполненные штрихом и линиями.

2) сформировать умение выполнять художественный образ природы, используя выразительные особенности штриха и линий; закрепить навыки работы линией и штрихом;

3) совершенствовать приемы работы штрихом, линией.

 Развивающие: способствовать развитию: функциональной грамотности посредством формирования практических навыков, памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, художественного), мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, фантазии.

Воспитательные: 1) способствовать воспитанию: бережного отношения к природе;  уважительного отношения к работе художника, собственному труду.

2) способствовать воспитанию общей культуры труда: соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены; технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
  • знать
  • уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Формируемые УУД:

  • личностные
  • регулятивные  
  • коммуникативные  
  • познавательные  

Основные понятия

графика, линия, штрих, художественный образ, пейзаж.

Межпредметные связи

музыка, русский язык, математика, литература.

Оборудование

Оборудование учителя:

пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация:  иллюстративный материал к водной беседе; план практической  работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа);  

 Оборудование учащихся:

Материалы: белый лист бумаги, фломастеры, черная ручка.

Инструменты: карандаш, ластик.

Литература, интернет-ресурсы

Литература         

  1. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Поурочно-тематическое планирование. 2 класс: методическое пособие [Текст]:/ И.Э. Кашекова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017 – 96 с.
  2. Изобразительное искусство, 2 класс, учебник, Кашекова И.Э., Кашеков А.Л., 2014  

Интернет -  ресурсы  

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/05/02/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-forma-i-hudozhestvennyy

Ход урока

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.

 

Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои  чувства и ощущения; принимать  другие мнения  и  высказывания,  уважительно относиться к ним; делать  выбор,  какое  мнение принять.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

3-5 мин.

Анализ материала прошлого урока

- Ребята, а вы знаете, что такое линия?

- Линия – это основное средство создания образа.  Предполагают, что изобразительное искусство началось с линии, очерчивающей силуэты теней, падавших от света очага на стены жилища.

- Вы уже знаете, что в рисунке настроение можно выразить цветом. А можно ли выразить настроение с помощью линии? Можно ли линией передать чувство, характер?

- Давайте подумаем – как?

- А какие бывают линии? Что они могут выражать?

-  Взгляните на слайд.

- Что можно изобразить с помощью этих линий?

- А как мы называем множество упорядоченных линий?

- Ребята, это – штрих. Штрих помогает нам придать объем предметам, показывает, как падает свет и тень.

- Кто догадался, с чем мы сегодня познакомимся и над какой темой будем работать

- Сегодня мы будем говорить о линии и штрихе, как о средствах выражения художественного образа.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока,

высказывают свое мнение о практической значимости работы

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя (1-2 кл.) или самостоятельно, после   предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

 III.  Усвоение новых знаний

(10-12 мин.)

Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.

  1. Вводная беседа

- Рассмотрите ветки деревьев на слайде (ветки березы и дуба). Опишите мне их.

- Какие они по характеру?

- Какие чувства вызывает у вас береза? Какими словами можно ее описать?

- У березы ветки певучие, нежные, струящиеся, немного вздрагивающие в своем движении.

- А какими словами можно описать дуб?

- У дуба – мощные, загадочные, похожие на лапы дракона.

- Разным характером линий можно создать разные образы.

- Взгляните на картину Дурасова. Что на ней изображено?

- Какие линии он использовал, чтобы передать настроение ежика? Дерева?

- Обратите внимание на картину, которую написал Винсент Ван Гог.

- Что вы видите на картине?

- Какое движение изображают эти штрихи?( вялое, медленное, плавное, уверенное, кружащееся)

- А что вы видите на этом рисунке?

- Какое движение изображают эти штрихи?

- Какое настроение передают штрихи?

- Так какие же бывают штрихи? Что можно изобразить, передать с их помощью?

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f61/00025950-64c61888/img2.jpg

- Таким образом, с помощью штрихов можно передать целый художественный образ! А вы знаете, что такое художественный образ?

Художественный образ – это игра нашего воображения. Это измененное отражение природы, окружающего нас мира.

- Ребята, а как вы думаете, для чего мы сегодня с вами учимся изображать линии и штриховку? (ответы детей)

- Где нам может понадобиться умение чертить линии, штриховать? (ответы детей)

- И правда, даже простые линии нужны нам в повседневной жизни, например, на уроках русского и математики: подчеркивать основу предложений или вычислять столбиком. А штриховка поможет вам рисовать детально, создавать свои художественные шедевры. Представителям каких профессией необходимо уметь чертить линии и штриховать? (ответы детей)

- Верно, это художники, архитекторы, строителем, инженеры, топографы, авиа- и машиностроители, и даже инспектора ГИБДД. Эти навыки, так или иначе, могут пригодиться представителям любых профессий.

Физминутка (на слайде под музыку).

Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку.

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

 б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

 в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

 в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

 г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Познавательные УУД:

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и  преобразовывать ее из  одной  формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою  позицию до  других, слушать и понимать речь  других,

уметь   сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД:  учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

Личностные УУД:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

Уметь применять полученные знания в жизни, в практической деятельности.

IV. Организация  рабочего места

1-2 мин.

Подготовка к практической работе.

 

 - А сейчас ребята мы переходим к практической работе.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку, всё ли вы принесли?

- Разложите все, что вам понадобиться так чтобы, всё лежало на своих местах и не мешало вам во время работы.

Оборудуют  рабочий  стол  в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами.

Уметь: организовывать рабочее место  и поддерживать порядок на  нём  во  время работы.

Регулятивные УУД:  учиться  готовить рабочее место, объяснять выбор  наиболее подходящего  оборудования для  выполнения задания.  

V. Практическая работа

20-25 мин.

- Итак, ребята, нам сегодня предстоит нарисовать пейзаж, используя наши новые знания. Нужно создать художественный образ с помощью линий и штрихов. Ваша задача – как можно ярче передать настроение вашего рисунка. Вам решать – злой он будет, добрый. Вот примеры рисунков. Вы можете нарисовать злое море, а можете – доброе деревце.

- Перед вами образцы. Посмотрите на них.

5 рисунков.

 – Приступим к выполнению творческой

работы.

– Помните, что острые линии помогут нам изобразить что-то зловещее, а плавные помогут передать доброту и легкость.

-Работать можно карандашом, фломастером или гелиевой ручкой.

- Сейчас каждый подойдет к доске по очереди. Сначала первый ряд, затем второй и третий.  

Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Уметь:

Выполнять:

— изображение художественного образа с помощью линий и штриха

Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные УУД:  учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по  плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

3 мин.

Рефлексия деятельности учащихся.

- Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте подведём итоги.

- Какая сегодня была тема? (Линии. Штрихи. Художественный образ.)

- Что узнали нового и интересного для себя?

- Получилось ли у вас художественный образ?

- А теперь оценим вашу работу на уроке. Поднимите кружок светофора зеленого цвета, если вы поняли тему и хорошо справились заданиями, поднимите кружок светофора желтого цвета, если что-то в теме вам осталось непонятным, поднимите кружок светофора красного цвета, если вы не поняли тему и не справились с заданием.

Домашнее задание:

- Подумайте и нарисуйте с помощью любых изобразительных инструментов как и когда в профессии на ваш выбор  необходим навык черчения линий и штриховки.  

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности, записываю домашнее задание.

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и  другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.

VII. Уборка рабочих мест

2 мин.

Наведение порядка в классе после работы

А теперь, давайте уберём наши рабочие места: выбросим мусор с парт, поднимем с пола мелкие бумажки.

Замечательно. Наше занятие окончено, все можете быть свободны

Наводят порядок на рабочем столе

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока художественного труда в начальной школе.

Урок художественного труда посвящён изготовлению украшения - снежинки. Очень актуально провести  его накануне новогоднего праздника. В ходе урока организована групповая работа учащихся, работа по...

Методическая разработка урока математики для 1 класса по теме «Виды углов: прямой, острый, тупой». (по системе Л .Занкова)

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями     Целевое назначение урока: - создание условий для:-усвоения представл...

Методическая разработка урока математики для 1 класса по теме «Виды углов: прямой, острый, тупой». (по системе Л .Занкова)

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями     Целевое назначение урока: - создание условий для:-усвоения представл...

Методическая разработка урока по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" на тему "Строим город" 1 класс 3 четверть

Урок  изобразительного  искусства по теме "Строим город"   в 1 классе  знакомит детей с разнообразием архитектурных построек, продолжает формировать представления о разных типах по...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

   Работа на уроке построена с учетом возрастных и психологических особенностей классе, с учетом принципов коррекционно-развивающего обучения. Игровая форма урока способствует развити...

Методическая разработка урока по технологии ( 1 класс) Тема: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ. ОРИГАМИ. НАРЯДНЫЕ ДОМИКИ

Методическая разработка урока по технологии ( 1 класс)Тема: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  МАСТЕРСКАЯ. ОРИГАМИ. НАРЯДНЫЕ  ДОМИКИЦели:   Обучение учащихся приёмам преобразования бумажных заготовок...