Формирование сенсорных эталонов
консультация

Смолкина Любовь Викторовна

Формирование сенсорных эталонов у детей с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorny_etalony.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности сенсорного воспитания детей с

умеренной умственной осталостью»

  Проблемы интеллектуального развития у детей с умственной отсталостью  выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает. У детей с интеллектуальной недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию  элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, то есть наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления.
         Указанные особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли и саморегуляции.
Понятно, что таким детям нужна специальная коррекционная  помощь  в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка. Но прежде чем говорить непосредственно о работе по сенсорному развитию, отметим те особенности чувственного познания, которые наблюдаются при интеллектуальной недостаточности.
Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в целом, отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью., хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия ( слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
           Нарушения зрительной сферы обычно проявляются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом у них не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет и ли явление, разобраться во всех его свойствах.
Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим. Восприятием пространственных отношений, как и временных, дети овладевают с трудом в силу ряда специфических особенностей как одних, так и других отношений (например, абстрактности, относительности  и др.).
Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью ребенка.
         Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитием мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (а это и есть кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.
        Кинетический фактор (или моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо -моторных, рече -моторных, ритмико -моторных и других координаций. Отметим, что у детей с проблемами развития данные виды координаций без специальной работы не формируются.
Дети с интеллектуальной недостаточностью также слабо осознают возможности барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов. Но при этом подчеркнем, что восприятие предмета (объекта, явления) с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное представление о нем, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (включая запах, вкус и др.). У детей указанной категории имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отметим, что выделенные особенности восприятия четко видны у детей и дошкольного и младшего школьного возраста. Но, как показывает практика, они постепенно сглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения. Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, происходит в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятий трудом, на занятиях по лепке, рисованию, в учебной деятельности, во время игр, экскурсий на природу и т.д. источником расширения сенсорного опыта являются окружающие детей техника, строительство, бытовой труд, природа. С другой стороны – ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.
         Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий(отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
         При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения – вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей.  Освоенные способы действия дети смогут применить  на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.
        Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлимой частью умственного развития детей.

Список используемой литературы:

1.     Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей  и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998.

2.     Гришвина А.В., Пузыревская Е.А., Сачеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития.-М.: Просвещение, 1988. 

3.     Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений.- М.: Издательство «Книголюб», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Кронтик учится считать» (развитие сенсорных эталонов и математических представлений)

Тематическое планирование по математике по прграмме"Предшкола нового поколения"...

"Простые и эффективные дидактические игры для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".ПРЕЗЕНТАЦИЯ

материал презентации послужит хорошим методическим пособием и для масстер-класса для воспитателей и родителей...

Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений

Родителям будущих первоклассников трудно сориентироваться, а чем заниматься с ребёнком для подготовки к школе по курсу "Математика". Данная презентация расскажет родителям об этапах формирования сенсо...

Особенности формирования сенсорных эталонов у учащихся начальных классов с нарушениями зрения и задержкой психического развития

В статье освещены особенности формирования представлений о цвете, форме, величине у детей с нарушениями зрения и ЗПР....

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталоновЛексическая тема: ОсеньЦель: Формирование представлений о сенсорных эталонах.Задачи:ОбразовательныеЗакреплять умение ...