Конспект урока русского языка в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель урока: обобщить и систематизировать изученное по теме "Имя существительное".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 26

Конспект урока по  русскому языку в 3 классе по теме:

 «Обобщение знаний об имени существительном»

Учитель:

Козырева Татьяна Юрьевна

Орехово-Зуево

2021г.

Класс

3 Б

УМК

Школа России

Продолжительность урока

45 минут

Тема урока

«Обобщение знаний об имени существительном»

Цель и задачи урока

Цели:

Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Имя существительное”

Задачи:

 Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.

 Развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся.

Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)

Тип урока

Обобщение изученного материала

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

-Все встали, проверили готовность  к уроку, тихо сели.

-Открыли тетради, записали число, классная работа

Открывают тетради, записывают число (18 февраля), и классная работа.

  1. Сообщение темы и цели урока

Прослушайте стихотворение и ответьте на мои вопросы:

Всему название даю: и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету,

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи это стихотворение?

- Совершенно верно.

-  Что именно предстоит повторить нам об имени существительном?

Можем мы озвучить тему нашего сегодняшнего урока?

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с карточками достижений,  за каждый этап урока вы ставите себе баллы, а в конце урока баллы переводите в отметку

- Первый вид работы  

-Аукцион: кто запишет больше имен существительных из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно:

 

Ночь, звезды, луна, закат и рассвет –

Ничего прекрасней нет.

Мама, Родина, земля –

Самые главные слова.

-  На слайде это стихотворение: выписать имена существительны, подчеркните орфограммы.. Будьте очень внимательны.

 

Сверка с доской

- Кто согласен/не согласен?

(Если ребёнок выписал не все слова, учитель спрашивает другого ребёнка, и тот дочитывает пропущенные слова.)

- Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – имена существительные.

Вывод: что такое имя существительное

Оценочный лист: вид работы 1 поставить себе баллы

Имя существительное.

Что обозначает имя сущ. И на какой вопрос отвечает? Признаки имен существительных.  

Обобщение знаний об имени существительном.

- Да

Записывают слова.

Один ученик за закрытой доской

Поднимают руки.

Читает слова, которые записал:

ночь, звёзды, луна, закат, рассвет, мама, Родина, земля, слова.   (9 слов)

Отвечают.

- Они все отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают предмет. Слово «мама» – отвечает на вопрос «кто?», остальные слова - на вопрос «что?».

Регулятивные:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания.

  1. Воспроизведение изученного материала

Минутка каллиграфии: 

Девочка, город, заяц, сорока, тетрадь.

- Что объединяет все эти слова?

 (Это словарные слова)- ударение, орфогр.

-  А что еще объединяет все эти слова? (имена сущ)

-Докажите что это имена существительные.

- На какие две группы можно разделить данные имена существительные?

(Одушевленные и неодушевленные сущ.)        

Назовите одушевленные имена существительные.

- Почему данные слова вы отнесли к одушевленным им.сущ?

Назовите неодушевленные им.сущ.

- Докажите, что все эти слова относятся к неодушевленным им.сущ.

- Итак назовите первый признак имен существительных.

 

Высота букв и наклон все буквы чуть ниже середины рабочей строки

Сегодня на уроке русского языка как всегда урок русс.языка мы начинаем с минутки чистиописания

Что можно отработать на мин чистописания

Пишут в тетради с доски

Подчеркивают орфограммы

Отвечают.

- Все слова словарные, все они - имена существительные.

- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?».

- Одушевленные – «кто?»

и неодушевленные – «что?».

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;

  1. Повторение и систематизация

5. Работа по учебнику

На доске записано деформированное предложение

Спит, крыльце, кот, на, Васька.

Посмотрите, что видите - слова. Составим из слов предложение. Вспомним что такое предложение

Найдите в этом предложении имена сущ.

- Чем они отличаются друг от друга?

Как пишутся?

Какой еще признак имени существительного вы знаете?

Оценочный лист: вид работы 2 поставить себе баллы

А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас на партах лежат карточки. Задания 3-х уровней. Внимательно прочитайте и выполните задания в тетради.

Уровень 1. Записать 3 нарицательных имени существительных и подобрать к ним 3 собственных имени существительных.

Уровень 2. Подобрать к данным нарицательным именам существительным собственные имена существительные.

река …

город…

село…

Уровень 3. Соединить нарицательные имена существительные с собственными, данными в таблице.

река…

Мурзилка

журнал…

Трезор

собака….

Амур

-

 (Проверка)

- Кто выбрал карточку …….. какие словосочетания вы записали?

- Как пишутся имена собственные?

- Молодцы. Итак, мы повторили второй признак имен существительных, это какой признак?

оценочный лист: вид работы 3, поставить себе баллы.

ФИЗМИНУТКА

Встали ровненько ребята,

Пошагали как солдаты

Влево, вправо наклонись

На носочках потянись

Раз рывок, два рывок

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

И садись - писать нам нужно.

-Послушайте внимательно стихотворение.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно - моё» –

Это правило - твое!

- О каком признаке имен существительных идет речь в стихотворении? (вспомнили род)

- Запишите  слова, распределяя их в три столбика. (под диктовку)

 

Собака, лес, мышь,  гнездо, гора, село, дочь, товарищ, плач, дупло

- Почему вы таким образом распределили слова?

оценочный лист: вид работы 4, поставить себе баллы.

- Сделаем вывод, имена существительные можно распределить по родам.

 

- Ребята, а как еще изменяется имя существительное?

- Правильно.  Запишите три им.существительных  в ед. и множественном числе  в тетрадь, выделить окончания.

 

- Какие слова вы записали?

- Какой следующий признак имен существительных мы повторили?

-А сейчас откроем учебники на стр 62. В рубрике «Проверь себя» найдите задание № 2.

-Прочитайте слова. Найдите и докажите, что одно из слов является именем существительным.

- Запишите себе в тетрадочки данное  имя существительное, дайте ему характеристику.

 

Как еще изменяются имена существительные?

Сколько падежей имеет им. Сущ.

Просклонять сущ. Сугроб, снежинка

Остальные в тетради склоняют: дружба.

Оценочный лист вид работы 5, поставить себе баллы.

Так как мы повторили все об им. Сущ, выполним разбор им.сущ. Памятка на стр.144

Сначала устно, затем письменно.

- записали, 1 у доски

(На крыльце спит кот Васька.)

Назвали?

Написанием (заглавная, строчная)

Собственные и нарицательные

Дифференциация

 

- Пишут свои варианты в тетради.

- Собственные пишутся с заглавной буквы, это - имена, отчества, фамилии, клички животных, города…Нарицательные пишутся с маленькой буквы, это – все остальные слова.

 

Ответы детей.

- Существительные имеют род: женский, мужской и средний.  Им.сущ., которые можно заменить местоимением он (мой) муж.рода и т.д.

Имена существительные изменяются по числам.

-Дружба – это имя существительно, т.к. отвечает на вопрос что и обозначает предмет.

-Дружба – имя существительное, отчечает на вопрос что?, неодуш, нариц, ж.р., ед.ч.

Ответы детей.

Склоняют 2 ученика у доски.

Разбор у доски: упр. 106 предложение 7 (к отцу).

Познавательные:

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом.

Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания;

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня повторили на уроке?

(вернуться к задачам урока)

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначает имя существительное?

- Что обозначают одушевлённые имена существительные и на какой вопрос они отвечают?

- Неодушевленные?

- Как пишутся имена собственные?

- Почему?

- Расскажите как имена существительные изменяются по родам? По числам?

 

- Мы повторили что такое имя существительное,  род имён существительных, что они изменяются по числам, что они бывают собственные и нарицательные, одушевленные – неодушевленные.

- На вопросы «кто?» «что?».

- Предмет.

- Они обозначают людей и животных. Отвечают на вопрос «кто?».

- С большой буквы.

- Потому что это имена людей. Клички животных…

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

- передавать информацию устным и письменным способом.

7. Домашнее задание

С 59, упр. 107


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс

Пройдя по данной ссылке,можно ознакомиться с  Уроком русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном" в 4-й классе....

Презентация к уроку русского языка на тему: "Обобщение знаний об имени существительном"

Цели:обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном;способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;развивать зрительное восприятие;развивать мышление, учить делать вы...

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени существительном». 2 класс. Программа «Школа России»

  Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Тип:  Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: создание условий для проявления позн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...