Статья "Система формирующего оценивания"
статья

Елгина Эльвира Николаевна

Моя статья которая, в которой я описываю методы формирующего оценивания, на собственных примерах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система формирующего оценивания в начальной школе в рамках реализации ФГОС.

Образование – то, что остается после того,

 когда забывается все, чему учили.

А. Эйнштейн

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно- оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Происходит смена парадигмы оценивания – от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения», «развивающего оценивания». Все чаще звучат высказывания о том, что всякое оценивание в целях контроля, мониторинга или для осуществления ранжирования результатов (для последующего отбора) не поддерживает ученика, а зачастую отрицательно влияет на процесс обучения. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям? В чём состоит сущность, и каким должны быть способы и формы педагогического оценивания, чтобы они решали все, противоречия, связанные с контролем и оценкой действий учащихся? Должна быть специальная система оценивания, предусматривающая вариативность начального образования.

Различают два вида оценивания: формирующее и итоговое. Оценивание, осуществляемое до начала и в ходе проекта, называется формирующим оцениванием. Формирующее оценивание обеспечивает учащимся обратную связь по поводу их успехов в процессе обучения. Итоговое оценивание осуществляется в конце проекта и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях.

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё, учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат.

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика. Формирующая оценка - оценка, способствующая обучению.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы: оценить готовность учащихся и их прошлые знания, поддержать самостоятельность и взаимодействие, обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям, проверять понимание и поощрять метапознание, демонстрировать понимание и навыки, отслеживать прогресс. Формирующее оценивание - оценивание для развития.

Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости;

2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради);

3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика;

4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы;

5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения задания;

6) Заполнение листа индивидуальных достижений;

7)Заполнение диагностических карт;

8) Заполнение оценочных листов;

9)Составление недельных отчётов;

10)Проведение уроков с элементами «Аукциона»

Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку

Навыки

1 этап

2 этап

Прирост за год

Списывание

Определение частей речи

Выделение грамматической основы

Нахождение корня слова

Нахождение проверочных слов

Недельный отчёт

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)

да

нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал (а) устное сообщение

Лист самооценки выполнения домашнего задания

да

нет

1. Я сделал домашнее задание.

2. Я сразу понял, что требуется сделать.

3. У меня не возникало трудностей при выполнении

4. Я выполнил все грамматические задания.

5. Я выделил орфограммы.

6.Я выполнил работу над ошибками.

Лист самооценки работы в группе

да

нет

1. Я был активен в группе.

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы.

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

7.Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

Включение в урок элементов «аукциона» т.е. учащимся до начала урока предлагаются жетончики за каждый правильный ответ учащийся получает 1 жетон, за правильно выполненное задание учащийся получает 2 жетона, за полный ответ с приведением примеров учащийся получает 3 жетона, таким образом, каждый учащийся, рассчитывая на свои силы, заранее знает, сколько жетонов он хочет и может получить. В конце урока, если учащийся зарабатывает, 3,4,5 жетона они меняются на отметки соответственно 3,4,5.

 Однако, если учащийся не набирает необходимое количество жетонов, они переходят на следующий урок, таким образом происходит накопительная система жетонов. У детей просыпается интерес и мотивация для работы. При этом никто не обижается, ведь понимает, что всё зависит от него самого и от его стараний.

Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». (Фишман И.С., Голуб Г.Б. )

Применяя методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
  • Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.


Список используемой литературы:

1. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/novye-formy-i-metody-otsenivaniya-soglasno-fgos

2. http://www.myshared.ru/slide/42973/

3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей

Доклад

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно- оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса.

Различают два вида оценивания: формирующее и итоговое. Оценивание, осуществляемое до начала и в ходе проекта, называется формирующим оцениванием. Формирующее оценивание обеспечивает учащимся обратную связь по поводу их успехов в процессе обучения. Итоговое оценивание осуществляется в конце проекта и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях.

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё, учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат.

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика. Формирующая оценка - оценка, способствующая обучению.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы: оценить готовность учащихся и их прошлые знания, поддержать самостоятельность и взаимодействие, обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям, проверять понимание и поощрять метапознание, демонстрировать понимание и навыки, отслеживать прогресс. Формирующее оценивание - оценивание для развития.

Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости;

2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради);

3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика;

4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы;

5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения задания;

6) Заполнение листа индивидуальных достижений;

7)Заполнение диагностических карт;

8) Заполнение оценочных листов;

9)Составление недельных отчётов;

10)Проведение уроков с элементами «Аукциона»

Включение в урок элементов «аукциона» т.е. учащимся до начала урока предлагаются жетончики за каждый правильный ответ учащийся получает 1 жетон, за правильно выполненное задание учащийся получает 2 жетона, за полный ответ с приведением примеров учащийся получает 3 жетона, таким образом, каждый учащийся, рассчитывая на свои силы, заранее знает, сколько жетонов он хочет и может получить. В конце урока, если учащийся зарабатывает, 3,4,5 жетона они меняются на отметки соответственно 3,4,5.

 Однако, если учащийся не набирает необходимое количество жетонов, они переходят на следующий урок, таким образом происходит накопительная система жетонов. У детей просыпается интерес и мотивация для работы. При этом никто не обижается, ведь понимает, что всё зависит от него самого и от его стараний.

Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». (Фишман И.С., Голуб Г.Б. )

Применяя методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

•        Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.

•        Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.

•        Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.

•        Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.

•        Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание проекта "Мир добрых волшебников"

Оценивание  деятельности в проекте  признан эффективнейшим методом обучения при деятельностном подходе к процессу обучения и воспитания. Организация такого оценивания  показана в данной...

Эффективная организация проекта через формирующее оценивание

Что  поможет учителю замотивировать участников будущего проекта к деятельности? Что поможет организовать самостоятельную работу в проекте и правильно её скорректировать и оценить? Метод формирующ...

Формирующее оценивание в начальной школе

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по проблеме формирующего оценивания в начальной школе. Статья основана на материалах ведущих методистов....

Формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...