Эффективная организация проекта через формирующее оценивание
статья (3 класс) по теме
Что поможет учителю замотивировать участников будущего проекта к деятельности? Что поможет организовать самостоятельную работу в проекте и правильно её скорректировать и оценить? Метод формирующего оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективная организация проекта через формирующее оценивание.
Маркова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ
«СОШ № 1 города Петровска
Саратовской области»
Подготовить к успешной самостоятельной деятельности растущего человека в современном мире достаточно сложная и интересная задача. Замечательно зарекомендовал себя в практической деятельности учителя и классного руководителя современный и эффективный метод обучения, воспитания, приобретения социального опыта – метод проектов.
Наиважнейшим критерием оценки эффективности проекта является формирующее оценивание. С какой целью используется данный метод в проектной деятельности – какие результаты прогнозирует?
Цели формирующего оценивания:
- оценивание потребностей обучающихся и уровня их мотивации и подготовки помогают оценить уровень знаний и способностей;
- для планирования направляющих вопросов проекта и организации способов деятельности обучающихся;
- формирующее оценивание помогает оценить продвижение ребёнка в решении проблемных задач, определить необходимость поддержки или поиска дополнительных ресурсов;
- позволяет контролировать понимание учебного материала обучающимися, позволяет освоить детям планирование и самоконтроль деятельности.
Этот метод позволяет ещё до начала проекта выяснить потребности детей и родителей, актуализировать проблемные вопросы, замотивировать участников проекта и предложить им план сотрудничества и необходимую для этого информацию. Для этого может подойти:
*Игровая ситуация
*Постановка вопросов (стартовая диагностика)
*Презентация учителя - актуализация знаний по теме
*Мозговой штурм
* Формирование групп
*Критерии оценивания презентации
*Критерии оценивания публикации и др.
Далее «Критерии оценивания презентации и публикации» руководитель проекта представляет в ходе работы для планирования и коррекции самостоятельной деятельности участников проекта. На этом этапе полезно предложить и такие формы оценки:
* Бланки контроля «Ответственное поведение»
* Создание индивидуального «Дневника …»
* «Дерево вопросов» – исследования проекта
* Оценочные листы для групп обучающихся (презентация,
вики- статья)
На этапе завершения проекта необходимы иные формы формирования универсальных действий и их оценки:
*Критерии оценивания проекта
*Итоговая конференция
*Таблицы общего оценивания
*Защита публикации
Итоговое обсуждение
*Рефлексия
Итоговое оценивание позволяет аргументировано представить итоги работы в виде презентации, публикации, выпуска сборника сказок.
Критерии оценивания составляются в соответствии с требованиями стандартов, по которым проходит контроль, самоконтроль в группах и экспертная оценка учителя. Правильно спланированное оценивание помогает обучающимся самостоятельно успешно продвигаться по проекту, получить и презентовать определённый продукт.
Примеры использования формирующего оценивания прилагаю в приложениях к реализованному нами проекту «Мир добрых волшебников» для обучающихся начальных классов.
Поэтапное планирование деятельности покажу на примере данного проекта:
1 этап.
Формирующее оценивание и планирование: фронтальная беседа, «Мозговой штурм», после вводной презентации учителя – коллективное составление Календаря проекта, планирование «Лестницы успеха» и «Говорящей стены» проекта. Планирование работы в группах, заполнение дневника «Доброго волшебника».
2 этап. Работа в группах. Оценивание исследований, презентации, публичного выступления, согласованной работы в группах по плану. «Лента Достижений».
3 этап. Творческий. Написание сборника сказок. Оценивание публикации.
4 этап. Представление проекта на классном родительском собрании. Рефлексия. Защита проекта в форме учебной научно-практической конференции:
Презентации групп «Историки», «Исследователи», «Писатели-сказочники»,
«Искусствоведы». Презентация публикации «Сборник сказок».
Постпроектный этап.
Представление проекта на всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»(2010, Диплом), представление в сети Интернет.
Визитная карточка нашего проекта «Мир добрых волшебников».
Актуальность проекта: содействие формированию нравственного иммунитета ребёнка, социального опыта является одной из важнейших воспитательных задач современной школы. В этом помогло нам новое направление педагогики и психологии – сказкотерапия, содержащая специальные методы работы со сказкой, формирует систему ценностей ребёнка – нравственный иммунитет.
Цель проекта: продемонстрировать на примере детской литературы, что рождение волшебства в сказке, иллюстрации, музыке, в жизни связано с особым творческим состоянием человека.
Задачи проекта:
*развивать нравственный иммунитет ребёнка, формировать систему ценностей личности – стремление делать добрые дела через активизацию творческого начала ребёнка;
*посредством знакомства детей и родителей с творчеством «волшебных» художников-иллюстраторов, композиторов, сказочников повысить уровень художественного восприятия, обогатить творческое воображение и фантазию.
Основополагающий вопрос: Как могут люди помочь себе и друг другу?
Проблемные вопросы:
Где живёт волшебство?
Кто любит волшебные сказки?
Бывает ли волшебство в реальной жизни?
Какие изменения можем назвать «добрым или злым» волшебством?
Мы составили маршрут нашего проекта «Территорию добрых дел»: библиотека, дом (родные, друзья), наш класс. В библиотеке школьники находили не только нужную информацию, но и изменили обычный статус пользователя на статус друга, участвуя в акциях проекта: «Подарок библиотеке», «Книге – вторую жизнь». Семья стала полноправным участником проекта.
Волшебная грамота «Я - сам!»
№ | Я – сам! / Дата | |||||||||||||
1. | Уборка постели. | |||||||||||||
2. | Порядок на полках. | |||||||||||||
3. | Рабочее место на столе. | |||||||||||||
4. | Моя комната. | |||||||||||||
5. | Игры и игрушки. | |||||||||||||
6. | Мой дневник. | |||||||||||||
7. | Мой портфель. | |||||||||||||
8. | Моя одежда. | |||||||||||||
Итого баллов: |
«5» - САМ (самостоятельность, активность, мастерство)
Приведу пример Письма – благодарность «Когда мой ребёнок бывает Волшебником»: «Мою дочку я стала называть доброй волшебницей, феей. Почему? Она не только постоянно стала следить за порядком в комнате, но и успевала мне помочь по дому: сама предложит помыть посуду после ужина, и что самое удивительное – научилась оценивать качество выполненного дела. Мне очень приятно признать, что грамота «Я – сама!», которую мы заполняли каждый день, волшебным образом изменила наши отношения с дочкой, когда они касались недоделок. В ходе проекта мы буквально заключили договор, не нарушали его, и друг другу подарили много замечательных слов, улыбок, счастливых минут общения».
Формирующее оценивание способствует эффективной организации проектной деятельности, формируя у обучающихся высокие навыки 21 века.
Литература:
- Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях/
2.Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. //Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996. – Вып. 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/03/picture-64423.jpg)
Формирующее оценивание проекта "Мир добрых волшебников"
Оценивание деятельности в проекте признан эффективнейшим методом обучения при деятельностном подходе к процессу обучения и воспитания. Организация такого оценивания показана в данной...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-276632-1387019348.jpg)
Формирующее оценивание - оценивание для обучения.
Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/18/picture-932195-1497791837.jpg)
Использование инструментов формирующего оценивания для экспертизы эффективности внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность также является одной из составляющих ФГОС. Наверное все ведут курсы внеурочной деятельности. Сегодня я х...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/11/picture-1148879-1560284404.jpg)
Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"
Материалы данной работы представляют комплексную презентацию модели по развитию познавательных учебных действий через описание методов и приемов технологий проблемного обучения, формирующего оценивани...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/11/picture-1148879-1560284404.jpg)
Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания" презентация
Презентация модели педагогической деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/13/picture-1268328-1599975045.jpg)
Проект "Приемы формирующего оценивания"
В данном разделе представлен проект использования приемов формирующего оценивания на уроках в начальной школе...
ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Доклад, подготовленный к участию в конкурсе профессионального мастерства молодых специалистов XII городской фестиваль "Мое первое открытие"...