Урок родного русского языка для 2 класса на тему "Для чего нужны синонимы?"
план-конспект занятия (2 класс)
Данный урок даёт детям представление о роли синонимов в речи. Задачи урока: формировать умение находить синонимы, использовать их в зависимости от речевой ситуации, расширить словарный запас учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок родного русского языка во 2 классе | 112.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок родного русского языка
2 класс
Для чего нужны синонимы?
Учитель: Оксузьян Л.Б.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
Дать представление о роли синонимов в речи;
Задачи:
• Формировать умение находить синонимы;
• учить использовать синонимы в зависимости от речевой ситуации;
• расширить словарный запас учащихся.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова 2 класс, смайлик «Улыбка».
Ход урока:
Орг. момент.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир родного русского языка.
- Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме
- Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в порядке,
Если делаешь зарядку.
- Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).
- С какой целью нам нужно изучать родной русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского родного языка, его исследователями.
1.Актуализация знаний
–Итак, начинаем исследование.
–Ребята, улыбнитесь друг другу.
-Какое у вас выражение лица? Назовите по одному слову, относящемуся ко 2 группе и отвечающему на вопрос какое?
-А у меня получились такие слова:
Радостное, счастливое, весёлое, довольное
- Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?
(Потому что эти слова близки по смыслу).
- Послушайте внимательно сказку. Вам необходимо будет её завершить одним словом:
Жили-были кот и пёс. Однажды кот, желая похвалить товарища, сказал псу:
-Какой, же ты толковый пёс!
Пёс стал спорить: -Нет, я не толковый, - а умный!
Кот говорит: -Как ты, пёс, любезно разговариваешь!
А пёс знай себе не соглашается:
-Я разговариваю не любезно, а вежливо!
И началась у них ссора. Мимо летела сорока и сказала:
-Глупые пёс и кот, ведь вам не из-за чего ругаться, потому что слова умный-толковый, любезно-вежливо - это слова…..(синонимы)
- Чем мы будем сегодня изучать на уроке? Какие слова исследовать?
- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое синонимы. Мы будем учиться находить синонимы в тексте, правильно употреблять их в речи, ответим на вопрос зачем нужны синонимы?
- Система оценки на урока накопительная. Будьте активны в течение всего урока.
2. Совместное открытие знаний
-Что такое синонимы? (ответы детей)
1.-Прочитайте слово. Запишите.
- Подберите к нему слова, похожие по смыслу – синонимы.
Приятель, (друг, товарищ)
-Прочитайте синонимический ряд.
-Прочитайте следующее слово. Запишите.
Боязливый, ( пугливый, трусливый, робкий, несмелый)
-Подберите синонимы.
-Легко ли подобрать синонимы к этому слову?
-Что надо сделать, если затрудняетесь подобрать синоним? (спросить у взрослых, обратиться к словарю синонимов)
Показ словаря синонимов.
- В русском языке есть словарь синонимов, который помогает нам в этом. Его составитель – Евгеньева.
- Я распечатала вам странички из этого словаря. Найдите и прочитайте синонимы к слову боязливый.
- Какие ещё синонимы можно дописать?
- Какие слова можно назвать синонимами?
2.- Синонимы –это иногда и устаревшее название чего-либо. Рассмотрите рисунок на экране. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?
3. Синонимы приходят к нам и из других языков. Рассмотрим это. Упр.1
-Прочитайте задание. Возьмите цветной карандаш и составьте пары стрелками. Работайте в парах. При необходимости можно посоветоваться с соседом. Когда закончите работу, возьмитесь за руки.
-Прочитайте, какие пары синонимов у вас получились.
- Как вы понимаете значение этих слов?
Шоу, зрелище- представление, мероприятие развлекательного характера
Голкипер, вратарь- это игрок, обязанностью которого является защищать свои ворота.
Отель, гостиница – это средство размещения, состоящее из определённого количества номеров.
- Что же вы теперь можете сказать о синонимах? Откуда приходят синонимы в русский язык?
- Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
4. -Мы с вами вспомнили, что такое синонимы, учились их находить.
- А для чего они нужны? Можно ли без них обойтись? Исследуем эту проблему.
а) – Прочитайте про себя первое стихотворение из упр.2. Прочитайте вслух выразительно.
1. Зябнет осинка,
Зябнет на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
- Прочитайте про себя стихотворение 2, его написала Ирина Токмакова. Прочитайте его выразительно.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
- Какое вам понравилось больше? Почему?
- Какими словами - синонимами заменили слово зябнет?
- Что они обозначают? ( ощущать холод)
- Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?
-Запишите понравившееся стихотворение в тетрадь.
- Для чего нужны синонимы?
(-синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях,
-обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной.)
-Проверим наш вывод. Прочитаем правило.
-Наше предположение подтвердилось?
Физкультминутка
б) –Кого называют редактором?
Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно проверяет и исправляет содержание книги, журнала, газеты.-
-Предлагаю стать редакторами. Прочитайте текст упр.3
- Он вам понравился или нет? Почему?
-Что предлагаете сделать, как отредактировать текст?
- Где возьмёте слова-синонимы?
- Замените выделенные слова, где это надо, синонимами. Повторяющиеся слова зачеркните.
Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
- Прочитайте получившийся текст.
-Удалось нам отредактировать текст? Какие слова помогли нам это сделать?
-Для чего же нужны синонимы? (помогают избежать повторов)
в) -Продолжаем исследовать слова-синонимы.
- Прочитайте отрывок на экране.
-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
-Прочитайте выделенные слова.
- Можно ли их назвать синонимами? Почему? ( обозначают одно и то же -собраться в одном месте)
-Кто покажет, как сбежались маленькие зайчата?
-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)
-Кто покажет, как зайцы собрались.
- Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)
-Покажите, как они приплелись.
- Что значит приплелись? ( пришли медленно)
-Что вы заметили? Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?
(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. )
-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. Посмотрите, как синий цвет имеет несколько оттенков-голубой, синий, фиолетовый.
- Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? (передать все оттенки речи, делают речь точной)
3. Проверка понимания учащимися нового материала. Самостоятельное применение знаний.
-Следующее упражнение поможет вам учиться точно употреблять синонимы. Прочитайте задание к упр. 4
-Прочитайте слова первой строки.
-Назовите слова-синонимы.
-Подумайте, как составить сочетания слов.
- Составьте и запишите остальные сочетания в тетрадь самостоятельно. Каждое сочетание пишите на новой строке с маленькой буквы.
-Проверьте себя (на экране)
-Если всё верно, нарисуйте зелёный кружок, если есть ошибки, то красный.
4. Рекомендации для домашнего задания.
- Поработать с синонимами вы сможете и дома. Выполните упр.5. Определите, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них.
5.Рефлексия
-Что такое синонимы?
- Зачем они нам нужны? (они делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов, синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли).
-Прочитайте вывод.
6. Подведение итогов урока.
-В начале урока я сказала, что система оценки накопительная. (оценивание)
- Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.
Приложение для распечатки (при отсутствии учебника у каждого ребёнка)
Для чего нужны синонимы?
Упр.1
В первом столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подбери к ним синонимы из второго столбика.
голкипер зрелище
отель вратарь
шоу гостиница
Упр.2
- Зябнет осинка, 2. Зябнет осинка,
Зябнет на ветру, Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке, Стынет на солнышке,
Зябнет в жару. Мёрзнет в жару.
Синонимы-это слова, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.
Упр.3
Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
Слова для справок: пугливый, трусливый, несмелый
Упр.4
Запиши все возможные сочетания слов.
Задуть, погасить (свет, свеча),
старый, древний (дом, человек),
вороной, чёрный (костюм, конь).
Вороной –так говорят о масти животных (вороной конь)
Упр.5
Определи, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них. Запиши предложения.
В этот миг раздался (громкий, оглушительный) треск.
Митя перешёл на (громкий, оглушительный) шёпот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"
Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономикиЗадачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»- познакомить с поня...
"Конструирование текстов, предложений" Урок родного русского языка 2 класс
конспект составлен для открытого урока...
Конспект урока родного русского языка, 2 класс.
Слова- предметы русского быта....
Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Октябрьская начальная общеобразовательная школа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «РОДНОЙ ЯЗЫК»Тема: «Дождик вымочит, а...
Урок родного русского языка 4 класс
Презентация по теме " Язык языку весть подаёт"...
Разработка урока по родному русскому языку. 3 класс. Тема:" Для чего нужны суффиксы"?
Подробный план урока с указанием этапов, целеполагия на каждом этапе урока, освещен деятельностный аспект урока по ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...