"Конструирование текстов, предложений" Урок родного русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шагабутдинова Регина Ринатовна

конспект составлен для открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt.urok03.10.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конструирование текстов, предложений. 03.10.2018г

Цель: обогащение речи и чувств детей через создание словесных образов.

Задачи: 1) способствовать развитию умения составлять предложения;

        2) содействовать развитию наблюдательности за явлениями в Природе и умению выражать результаты своих наблюдений в речевой форме;

        3) создать условия для развития мышления, чувственной сферы ребенка;

        4) помочь в стремлении осознавать себя в гармонии, единении с Природой.

Оборудование:

для учителя:

магнитофон, аудиозапись классической музыки, дидактический материал, толковый словарь С.И. Ожегова.

для учащихся:

тетрадь, ручка, карандаш, раздаточный материал (карточки со словами), чашечки с водой.

Перед уроком учитель спрашивает у детей, какое у них настроение, что их волнует, что хорошего они успели сделать сегодня?

Ход урока.

1.Психологический настрой учащихся. Энергизатор «Здравствуй, друг» (в паре).

Здравствуй, друг! Как ты тут? Где ты был? Я скучал! Ты пришел! Хорошо!

Дети вам тепло? В классе светло? Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет радость общения друг с другом.

Каким вы представляете урок? (интересным, веселым, трудным..)

Гимнастика для пальцев.

Откройте тетради. Что надо записать? (дату)

-Какую запись должны сделать дальше? Напишите.

- А дальше какая следует запись? (словарная работа)

  1. Словарная работа.

 Это дорогие для каждого россиянина слова. Разгадать вам их помогут мои подсказки:

  1. Государственный язык в России. (Русский)

2.Население страны. В этом слове 2 слога, 5 букв, 5 зв., безударная гласная – а. (Народ)

3.Столица нашей Родины. (Москва)

4.Название нашей страны. (Россия)

После того, как дети разгадают слова и запишут

На доске слова в разброс

С капли хмурого  закапали  неба

- Соберите предложение.

(С хмурого неба закапали капли.)

- Как можно назвать собранные предложения? (Скороговорки.)

Чтение учащимися собранных скороговорок.

– Можно ли это предложение назвать текстом? Почему? (Между ними нет связи по смыслу.)

- Расскажите мне несколько скороговорок. ( спросить 3-4 человека)

Запишите скороговорку в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните опасные места, обратите внимание на соединения

- Отметьте кружочкам слова, которые написаны красиво.

        

-Ребята, а что такое слово?Попробуйте понаблюдать за работой слова и к концу урока дать своё определение слову.

  • Из чего состоит предложение?
  • Что выражает предложение?

Дети дают ответы хором.

- Человек – это часть природы. Он учится через нее: познает законы красоты, гармонии, единства.

  1. Конструирование предложений.

На доске карточки:

пестрые

раскрылись

лугу

на

- Составьте предложение о природе из слов ( дети дают ответ на ухо учителю).

Учитель заведомо ставит ловушку.

Дети: Из данных слов нельзя составить предложение.

Учитель выражает сомнение, переставляет слова местами, недоумевает, но в конце соглашается, что предложение составить нельзя.

        - Почему нельзя составить предложение?

(Не хватает слова. Мысль не закончена.)

        - Выберите любое слово:

зонтики, цветы, мосты.

Составьте устно предложение.

Дети называют несколько вариантов .

 - Запишите каждый свой вариант.

На лугу раскрылись пестрые зонтики.

На лугу раскрылись пестрые цветы.

- Чем же мы сейчас занимались?

(Составляли предложения)

-Да, но мы не просто составляли, мы переставляли слова, словно детали конструктора.

        -  Как же можно назвать тему нашего урока?

(Конструирование предложений)

Физ. минутка.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

- А могут ли цветы танцевать?

Дети исполняют танец цветов.

(девочки танцуют вальс)

        - Каждый цветок имеет свою особую прелесть, свою неповторимую красоту. Цветы не ссорятся на солнечных полянках.

IV.  Преобразование предложений.

- Что девочки сейчас делали, как цветы?        Названные слова учитель вывешивает на доске.

- Танцевали, красовались, улыбались, размышляли, радовались,

 пелии т.д.

- Замените в нашем предложении о цветах слово «раскрылись» другим словом.

На лугу  танцевали пестрые цветы.

Дети составляют предложения устно.

Учитель:         - Как вы думаете: меняется ли смысл и красота предложения при употреблении слов разного звучания? Запишите.

Работа с текстом ( работа в группах) (раздаются детали из лего, в которых написаны предложения, необходимо собрать текст.)

1 группа

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-Придумай и запиши заглавие.

2 группа

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-Какое заглавие больше подходит к тексту? («Добрый мальчик», «Хороший поступок», «Доброе дело»

3 группа

    День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-Какое предложение не соответствует теме? Отметь их.

4 группа

     С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    День был пасмурный и дождливый.

 Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст.

5 группа        

   День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

  -Придумай концовку к тексту.

6 группа

 Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась

Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы.  

-Собери «рассыпанный» текст.  Обозначь цифрами порядок предложений.

7 группа

День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

        Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

         С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость

-Вместо точек напиши нужные слова, которые отвечают на вопросы какой? И какая?

Слова для справок: хороший, добрые, пасмурный.

Вывод. О ком или о чем говорится в тексте?

Какое доброе дело он совершил?

Ребята а вам понравился текст.? Чем?

 А вам приходилось когда нибудь совершать хорошие поступки.

-Найдите словарные слова в тексте? Какие еще есть орфограммы в тексте.

Выпишите первое предложение и обозначьте вопросы. Какой , какая.

-Какое умение мы формировали?

(работать в группе,  работать с информацией, находить и осмысливать ее, использовать ее,  владеть устной и письменной речью, понимать других, договариваться, сотрудничать друг с другом, организовывать свои действия, ставить перед собой цель.)

Рефлексия.  

Добрые поступки, слова, дела они всегда согревают как солнышко. Представьте себя лучиками солнца и разместите их на солнце.

Оцените свою работу.

____ _______«Если вы поняли материал урока и справлюсь со всеми заданиями». Покажите мне солнышко.

___________ «Если вы не поняли материал урока и не справились со всеми заданиями». Покажите тучку.

В нашем классе стало еще теплее и светлее, у нас такое яркое солнышко.

-Что у вас получилось сегодня лучше всего?

- в чем испытывали затруднения?

– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!

Выставление оценок. Дом зад. Переписать данный текст в рабочую тетрадь.

- Сегодня мы также строили, конструировали предложения.

  • А для чего надо уметь строить предложения?
  • Где вам это может пригодиться в жизни?
  • Спасибо за урок, спасибо за сотрудничество.

Дополнение к уроку:

- И. Никитин сочинил стихотворение «Утро», композитор Э. Григ сочинил музыку «Утро».

  • Сможем ли мы с вами создать танец для рук?
  • Попробуйте движениями показать пробуждение природы. Представьте себе раннее утро, восход солнца, роса блестит на листочках.
  • Представьте, что вы идете по тропинке…
  • Закройте глаза и сохраните эти ощущения.

VI.  Наблюдение за природными явлениями.

Учитель:         - Мы с вами слушали чудесную музыку, а теперь я предлагаю попытаться разглядеть чудо природы. Затаите дыхание! Это не все смогут увидеть.

Дети по просьбе учителя опускают палец в приготовленную чашу с водой. Подняв палец, они рассматривают каплю воды.

Учитель:        - Какая капля?

Дети:                - Прозрачная, хрустальная, нежная, блестящая, сверкающая, светлая, чистая, поющая, танцующая, душевная и т.д.

Учитель:        - Что вы чувствуете, когда держите капельку?

Дети:                

  • Я чувствую, что она была холодная, а потом согрелась.
  • Капелька разговаривает со мной.
  • У капельки сердечко теплое.
  • Я волнуюсь, чтобы она не упала.
  • Я хочу сберечь её, чтобы с ней ничего не случилось.

Учитель:        - А что чувствует капелька на вашем пальце?

Дети:

  • Моя капелька боится упасть.
  • Моя капелька, чувствует, что я её люблю.
  • Моя капелька думает о цветке.
  • Капелька хочет, чтобы я ее защищал.
  • Капелька оставила мне подарок – другую капельку.

Учитель:         - Для чего родилась капелька?

  • А для чего человек рождается?
  • Составьте предложение о капельке, выражая свои чувства.

VII.   Итог урока.

Учитель:        - Продолжите мысль:

        Подружились капельки – получилось…        (море)

        Подружились слова – получилось…         (предложение)

        Подружились дети, народы – получилась…        (Родина)

- Вы наблюдали за работой слова. Какое вы бы дали ему определение?

- А возможно ли, что у слова есть ещё более важная работа? Подумайте. Об этом поговорим на следующем уроке.

Учитель:        - Сегодня мы также строили, конструировали предложения.

  • А для чего надо уметь строить предложения?
  • Где вам это может пригодиться в жизни?
  • Спасибо за урок, спасибо за сотрудничество.

1 группа

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-Придумай и запиши заглавие.        

2 группа

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-Какое заглавие больше подходит к тексту? («Добрый мальчик», «Хороший поступок», «Доброе дело»

3 группа

    День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-Какое предложение не соответствует теме? Отметь их.

4 группа

     С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    День был пасмурный и дождливый.

- Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст.

5 группа

   День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

  -Придумай концовку к тексту.

6 группа

 Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась

Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы.  

-Собери «рассыпанный» текст.  Обозначь цифрами порядок предложений.

7 группа

День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

        Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

         С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость

-Вместо точек напиши нужные слова, которые отвечают на вопросы какой? И какая?

Слова для справок: хороший, добрые, пасмурный.

День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

        Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

         С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость

-Вместо точек напиши нужные слова.

День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

        Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

         С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость

-Вместо точек напиши нужные слова.

День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

        Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

         С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость

-Вместо точек напиши нужные слова.

День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

        Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

         С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость

-Вместо точек напиши нужные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»

Цели:  создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Презентация Учимся составлять план текста Родной русский язык

Презентация Учимся составлять план текста Родной русский язык...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...

Осмысление текста. Проверочная работа по литературному чтению на родном (русском) языке.

Данная тестовая работа позволяет быстро определить уровень усвоения умения учащихся работать с текстом....