"Конструирование текстов, предложений" Урок родного русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Конструирование текстов, предложений. 03.10.2018г
Цель: обогащение речи и чувств детей через создание словесных образов.
Задачи: 1) способствовать развитию умения составлять предложения;
2) содействовать развитию наблюдательности за явлениями в Природе и умению выражать результаты своих наблюдений в речевой форме;
3) создать условия для развития мышления, чувственной сферы ребенка;
4) помочь в стремлении осознавать себя в гармонии, единении с Природой.
Оборудование:
для учителя: магнитофон, аудиозапись классической музыки, дидактический материал, толковый словарь С.И. Ожегова. | для учащихся: тетрадь, ручка, карандаш, раздаточный материал (карточки со словами), чашечки с водой. |
Перед уроком учитель спрашивает у детей, какое у них настроение, что их волнует, что хорошего они успели сделать сегодня?
Ход урока.
1.Психологический настрой учащихся. Энергизатор «Здравствуй, друг» (в паре).
Здравствуй, друг! Как ты тут? Где ты был? Я скучал! Ты пришел! Хорошо!
Дети вам тепло? В классе светло? Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться?
Значит можно всем садиться.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет радость общения друг с другом.
Каким вы представляете урок? (интересным, веселым, трудным..)
Гимнастика для пальцев.
Откройте тетради. Что надо записать? (дату)
-Какую запись должны сделать дальше? Напишите.
- А дальше какая следует запись? (словарная работа)
- Словарная работа.
Это дорогие для каждого россиянина слова. Разгадать вам их помогут мои подсказки:
- Государственный язык в России. (Русский)
2.Население страны. В этом слове 2 слога, 5 букв, 5 зв., безударная гласная – а. (Народ)
3.Столица нашей Родины. (Москва)
4.Название нашей страны. (Россия)
После того, как дети разгадают слова и запишут
На доске слова в разброс
С капли хмурого закапали неба
- Соберите предложение.
(С хмурого неба закапали капли.)
- Как можно назвать собранные предложения? (Скороговорки.)
Чтение учащимися собранных скороговорок.
– Можно ли это предложение назвать текстом? Почему? (Между ними нет связи по смыслу.)
- Расскажите мне несколько скороговорок. ( спросить 3-4 человека)
Запишите скороговорку в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните опасные места, обратите внимание на соединения
- Отметьте кружочкам слова, которые написаны красиво.
-Ребята, а что такое слово?Попробуйте понаблюдать за работой слова и к концу урока дать своё определение слову.
- Из чего состоит предложение?
- Что выражает предложение?
Дети дают ответы хором.
- Человек – это часть природы. Он учится через нее: познает законы красоты, гармонии, единства.
- Конструирование предложений.
На доске карточки:
пестрые
раскрылись
лугу
на
- Составьте предложение о природе из слов ( дети дают ответ на ухо учителю).
Учитель заведомо ставит ловушку.
Дети: Из данных слов нельзя составить предложение.
Учитель выражает сомнение, переставляет слова местами, недоумевает, но в конце соглашается, что предложение составить нельзя.
- Почему нельзя составить предложение?
(Не хватает слова. Мысль не закончена.)
- Выберите любое слово:
зонтики, цветы, мосты.
Составьте устно предложение.
Дети называют несколько вариантов .
- Запишите каждый свой вариант.
На лугу раскрылись пестрые зонтики.
На лугу раскрылись пестрые цветы.
- Чем же мы сейчас занимались?
(Составляли предложения)
-Да, но мы не просто составляли, мы переставляли слова, словно детали конструктора.
- Как же можно назвать тему нашего урока?
(Конструирование предложений)
Физ. минутка.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».
- А могут ли цветы танцевать?
Дети исполняют танец цветов.
(девочки танцуют вальс)
- Каждый цветок имеет свою особую прелесть, свою неповторимую красоту. Цветы не ссорятся на солнечных полянках.
IV. Преобразование предложений.
- Что девочки сейчас делали, как цветы? Названные слова учитель вывешивает на доске.
- Танцевали, красовались, улыбались, размышляли, радовались,
пелии т.д.
- Замените в нашем предложении о цветах слово «раскрылись» другим словом.
На лугу танцевали пестрые цветы.
Дети составляют предложения устно.
Учитель: - Как вы думаете: меняется ли смысл и красота предложения при употреблении слов разного звучания? Запишите.
Работа с текстом ( работа в группах) (раздаются детали из лего, в которых написаны предложения, необходимо собрать текст.)
1 группа
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
-Придумай и запиши заглавие.
2 группа
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
-Какое заглавие больше подходит к тексту? («Добрый мальчик», «Хороший поступок», «Доброе дело»
3 группа
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
-Какое предложение не соответствует теме? Отметь их.
4 группа
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
День был пасмурный и дождливый.
Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст.
5 группа
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
-Придумай концовку к тексту.
6 группа
Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы.
-Собери «рассыпанный» текст. Обозначь цифрами порядок предложений.
7 группа
День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость
-Вместо точек напиши нужные слова, которые отвечают на вопросы какой? И какая?
Слова для справок: хороший, добрые, пасмурный.
Вывод. О ком или о чем говорится в тексте?
Какое доброе дело он совершил?
Ребята а вам понравился текст.? Чем?
А вам приходилось когда нибудь совершать хорошие поступки.
-Найдите словарные слова в тексте? Какие еще есть орфограммы в тексте.
Выпишите первое предложение и обозначьте вопросы. Какой , какая.
-Какое умение мы формировали?
(работать в группе, работать с информацией, находить и осмысливать ее, использовать ее, владеть устной и письменной речью, понимать других, договариваться, сотрудничать друг с другом, организовывать свои действия, ставить перед собой цель.)
Рефлексия.
Добрые поступки, слова, дела они всегда согревают как солнышко. Представьте себя лучиками солнца и разместите их на солнце.
Оцените свою работу.
____ _______«Если вы поняли материал урока и справлюсь со всеми заданиями». Покажите мне солнышко.
___________ «Если вы не поняли материал урока и не справились со всеми заданиями». Покажите тучку.
В нашем классе стало еще теплее и светлее, у нас такое яркое солнышко.
-Что у вас получилось сегодня лучше всего?
- в чем испытывали затруднения?
– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!
Выставление оценок. Дом зад. Переписать данный текст в рабочую тетрадь.
- Сегодня мы также строили, конструировали предложения.
- А для чего надо уметь строить предложения?
- Где вам это может пригодиться в жизни?
- Спасибо за урок, спасибо за сотрудничество.
Дополнение к уроку:
- И. Никитин сочинил стихотворение «Утро», композитор Э. Григ сочинил музыку «Утро».
- Сможем ли мы с вами создать танец для рук?
- Попробуйте движениями показать пробуждение природы. Представьте себе раннее утро, восход солнца, роса блестит на листочках.
- Представьте, что вы идете по тропинке…
- Закройте глаза и сохраните эти ощущения.
VI. Наблюдение за природными явлениями.
Учитель: - Мы с вами слушали чудесную музыку, а теперь я предлагаю попытаться разглядеть чудо природы. Затаите дыхание! Это не все смогут увидеть.
Дети по просьбе учителя опускают палец в приготовленную чашу с водой. Подняв палец, они рассматривают каплю воды.
Учитель: - Какая капля?
Дети: - Прозрачная, хрустальная, нежная, блестящая, сверкающая, светлая, чистая, поющая, танцующая, душевная и т.д.
Учитель: - Что вы чувствуете, когда держите капельку?
Дети:
- Я чувствую, что она была холодная, а потом согрелась.
- Капелька разговаривает со мной.
- У капельки сердечко теплое.
- Я волнуюсь, чтобы она не упала.
- Я хочу сберечь её, чтобы с ней ничего не случилось.
Учитель: - А что чувствует капелька на вашем пальце?
Дети:
- Моя капелька боится упасть.
- Моя капелька, чувствует, что я её люблю.
- Моя капелька думает о цветке.
- Капелька хочет, чтобы я ее защищал.
- Капелька оставила мне подарок – другую капельку.
Учитель: - Для чего родилась капелька?
- А для чего человек рождается?
- Составьте предложение о капельке, выражая свои чувства.
VII. Итог урока.
Учитель: - Продолжите мысль:
Подружились капельки – получилось… (море)
Подружились слова – получилось… (предложение)
Подружились дети, народы – получилась… (Родина)
- Вы наблюдали за работой слова. Какое вы бы дали ему определение?
- А возможно ли, что у слова есть ещё более важная работа? Подумайте. Об этом поговорим на следующем уроке.
Учитель: - Сегодня мы также строили, конструировали предложения.
- А для чего надо уметь строить предложения?
- Где вам это может пригодиться в жизни?
- Спасибо за урок, спасибо за сотрудничество.
1 группа
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
-Придумай и запиши заглавие.
2 группа
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
-Какое заглавие больше подходит к тексту? («Добрый мальчик», «Хороший поступок», «Доброе дело»
3 группа
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
-Какое предложение не соответствует теме? Отметь их.
4 группа
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
День был пасмурный и дождливый.
- Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст.
5 группа
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
-Придумай концовку к тексту.
6 группа
Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы.
-Собери «рассыпанный» текст. Обозначь цифрами порядок предложений.
7 группа
День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость
-Вместо точек напиши нужные слова, которые отвечают на вопросы какой? И какая?
Слова для справок: хороший, добрые, пасмурный.
День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость
-Вместо точек напиши нужные слова.
День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость
-Вместо точек напиши нужные слова.
День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость
-Вместо точек напиши нужные слова.
День был ___________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что ______________ дела приносят радость
-Вместо точек напиши нужные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/19/picture-68811.jpg)
Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»
Цели: создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-949258-1505758881.jpg)
Презентация Учимся составлять план текста Родной русский язык
Презентация Учимся составлять план текста Родной русский язык...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-305194-1406048225.jpg)
Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/05/picture-1098096-1546664339.jpg)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/13/picture-197805-1379092801.jpg)
Осмысление текста. Проверочная работа по литературному чтению на родном (русском) языке.
Данная тестовая работа позволяет быстро определить уровень усвоения умения учащихся работать с текстом....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/05/picture-1141840-1557047822.jpg)
Презентация по родному (русскому) языку на тему "Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования"
Презентация для урока родного (русского) языка....