Урок русского языка в 3 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий Тема:"Синонимы и антонимы"
план-конспект урока (3 класс)
Занимательный урок русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balkarova_t.v._urok_russ.yaz_._v_3_kl._sinonimy_antonimy.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Балкарова Татьяна Владимировна – учитель начальных классов
МКОУ СОШ №6, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика.
Урок русского языка в 3 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий
Тема: Синонимы и антонимы
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов.
Формируемые УУД:
познавательные – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Наглядность: плакат « Волшебный замок», «Смайлы».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
II. Актуализация знаний. (Слайд 2)
В русском языке много слов. Каждое слово имеет своё лексическое значение. Например, определите лексическое значение слова весна. Весна – «время года, следующее за зимой». Определите лексическое значение слова честный. Честный – правдивый, добросовестный.
III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)
В русском языке есть «слова – друзья» и «слова-спорщики». У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.
Сценка 1. ( Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»)
1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.
2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?
1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.
2-й – Ничего не понятно!
- Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.
Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)
1-й – Ну и жарко!
2-й - Да ты что? Холодно!
1-й – Я весь покраснел!
2-й – Я весь побелел!
1-й – Ты что такой кислый?
2-й – А ты что – сладкий?
1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.
- Эти слова называются антонимами.
- Вот вы и определили тему нашего урока.
(Учитель прикрепляет карточки со словами синонимы и антонимы на плакате «Замок».
В этом замке «живут» синонимы и антонимы, которые ждут нас с интересными заданиями.) (Слайд 4)
IV. Работа по теме урока
1. Составление правила. (Слайд 5)
Синонимы – слова, близкие по значению.
красный - алый
доктор - врач
Антонимы – слова, противоположные по значению.
весело - грустно
загадка - отгадка
Знакомство с правилом в учебнике. (Чтение, повторение).
2. Работа со словарями. (Слайд 6)
Найти синонимы и антонимы можно в специальных словарях. (Учащиеся открывают словари). Приведите примеры синонимов и антонимов.
3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 7)
Объедините пары синонимов.
шалун липучий
сладкоежка озорник
птичка валяться
плакать ротозей
зевака реветь
лежать лакомка
клейкий квакушка
лягушка птаха
4. Прочитайте, спишите, впишите в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову. (Слайд 8)
В книге есть вопросы и ______.
Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.
Живут в соседстве ______ и радость.
Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.
5. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 9)
Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).
Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).
Человек на лошади – это … (всадник, наездник).
6. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 10)
Специальность - … (профессия).
Обучение животных - …(дрессировка).
Помещение в школе - … (класс).
Популярная игра на льду - …(хоккей).
Вид плавания - … (брасс).
Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).
7. Работа на интерактивной доске. (Слайд 11)
Развивайте свою речь.
Прочитайте. Спишите, заменив выделенные слова синонимами.
С моря дул студёный ветер. ( ……)
прохладный холодный
Стояло жаркое лето. ( …….)
знойное безоблачное
По улице пронеслась пожарная машина. ( ……)
проехала промчалась
V. Физкультминутка. (Слайд 12)
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Найти пропущенные слова-антонимы.
На доске запись:
Ручейку говорила река:
- Ты узок, а я ……!
- Ты мелок, а я …..!
Об одном позабыла река –
Что она началась с ……
2. Загадка.
Я антоним к слову зной.
В реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада,
А зовут меня …….
(Прохлада)
3. Дополните стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре «Наоборот».
(Учитель читает стихотворение, а учащиеся хором называют подходящие антонимы)
Нам с тобой Скажу я слово потолок,
Пришёл черёд А ты ответишь
Сыграть в игру Пол.
«Наоборот». Скажу я слово потерял,
Скажу я слово И скажешь ты:
Высоко, Нашёл.
А ты ответишь Скажу тебе я слово
Низко, Трус,
Скажу я слово Ответишь ты:
Далеко, Герой.
А ты ответишь Теперь
Близко. Начало я скажу.
Ну, отвечай
Конец!
4. Работа на интерактивной доске. (Слайд 13)
Прочитайте. Спишите, дополните пословицы подходящими по смыслу словами. Назовите синонимы и антонимы.
Приятелей много, а _______ нет.
Ученье - свет, _______ - тьма.
Правой рукой строит, а _______ разрушает.
VII. Рефлексия учебной деятельности. Работа в парах. (Слайд 14)
Работа с карточками.
1. Прочитайте. Отметьте цифрами порядок синонимов в каждой группе так, чтобы они располагались по степени увеличения признака.
2 3 1
? Скорый
? Стремительный
? Быстрый
? Громадный
? Огромный
? Большой
? Ураган
? Ветер
? Вихрь
2. Подберите к словам антонимы.
Вянуть - ……
Прощание - …….
Родной - ……
Оцените свою работу на уроке при помощи «Смайлов». (Слайд 15)
(Учащиеся показывают «Смайлы» и прикрепляют их на плакате«Волшебныйзамок»).
VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 16)
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
- Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
Домашнее задание: составить 5 предложений с синонимами и антонимами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...
Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...
Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"
Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...
Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»
Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»По...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж
Урок построен в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...
Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ....