ктп русский язык
календарно-тематическое планирование (3 класс)
календарно- тематическое планирование русский язык 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy_yazyk_3_klass_etot.doc | 446.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большевистская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора школы по УВР Директор школы:
_____________/Г.Ж.Алишева / _____________/Г.Б.Калиева/
«___»______________2019г. «___»_______________2019 г
Рабочая программа учебного курса
по начальным классам для 3 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Учитель: Маржангуль Серикбаевна Сулейменова
2019-2020 учебный год
Русский язык
136 ч (4 ч. в неделю)
Авторы программы: Канакина В.П., В.Г.Горецкий («Школа России» Сборник рабочих программ для начальных классов. Москва, «Просвещение», 2015 г.)
Учебник: “Русский язык” Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Москва, «Просвещение», 2014 г.
Тетради:
Канакина, Горецкий Рабочая тетрадь 3 класс в 2 частях. Часть 1. Просвещение 2015 г
Канакина, Горецкий Рабочая тетрадь 3 класс в 2 частях. Часть 2. Просвещение 2015 г.
Методические пособия:
Канакина В.П. , Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс Методические рекомендации. Просвещение 2015 г.
Цель программы:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся
- формирование коммуникативной компетентности учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи программы
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке, как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
- Развитие коммуникативных умений,
- Развитие нравственных и эстетических чувств,
- Развитие способностей и творческой деятельности.
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Язык и речь. | 1 ч |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 12 ч |
3 | Слово в языке и речи. | 15 ч |
4 | Состав слова | 42 ч |
5 | Части речи | 61 ч |
6 | Повторение | 5 ч |
Итого: | 136 ч |
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | |
Язык и речь (1 час) | |||||||
1 | Наша речь и наш язык. Виды речи и их назначение. Речь-отражение культуры человека. Р.р. Составление текста по рисунку. | Урок повторения и систематизации знаний. | Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). | Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи. Составлять текст по рисунку. Писать правильно слово «праздник». | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | ||
Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Объяснять назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Писать правильно слово «вместе». | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Самооценка на основе критерия успешности. | |||||
Текст. Предложение. Словосочетание (12 часов) | |||||||
2/1 | Текст как единица языка и речи. Типы текстов. | Урок развития умений и навыков. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. | Называть признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Объяснять построение текста: вступление, основная часть, заключение. | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности. | ||
3/2 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. | Урок формирования умений и навыков. | Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Писать правильно слово «орех». Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. | ||
4/3 | Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений. Р.Р Сочинение «Дети, бегущие от грозы.» | Урок повторения и систематизации знаний. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К. Е. Маяковского «Дети, бегущие от грозы.» | Объяснять, что такое предложение, разъяснять постановку разных знаков препинания в конце предложений. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
5/4 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений. | Комбинированный урок. | Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа. | Писать правильно слово «овёс». Называть виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Объяснять постановку знаков препинания в конце предложений. | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
6/5 | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений | Урок формирования умений и навыков. | Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | Называть виды предложений по интонации. | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
7/6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Словарный диктант | Урок обобщения и систематизации знаний. | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. | Называть виды предложений по цели высказывания и по интонации. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
8/7 | Предложение с обращением. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. | Урок изучения нового материала. | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения. | Объяснять, что такое обращение. Находить и использовать обращения в тексте. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | ||
9/8 | Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения | Урок повторения и систематизации знаний. | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. | Называть главные и второстепенные члены предложения. Определять распространённые и нераспространённые предложения. Писать правильно слово «восток». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. | ||
10/9 | Входной Контрольный диктант «Предложение» «Осенью» | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
11/10 | Работа над ошибками. Простое и сложное предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | Урок изучения нового материала. | Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. | Писать правильно слово «заря». Различать простые и сложные предложения. Объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
12/11 | Словосочетание. Проверочная работа №1 «Текст. Предложение. Словосочетание». | Урок изучения нового материала. | Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | Писать правильно слово «пшеница». Различать словосочетание и предложение. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
13/12 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | Комбинированный урок. | Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Составлять и оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
Слово в языке и речи (15 часов) | |||||||
14/1 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка». | Писать правильно слово «альбом». Понимать слова как единство звучания и значения. Объяснять лексическое значение слова. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
15/2 | Синонимы и антонимы. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. | Писать правильно слово «погода». Использовать синонимы и антонимы в речи, объяснять их лексическое значение. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
16/3 | Омонимы. Работа со словарем омонимов. | Урок формирования умений и навыков. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. | Писать правильно слово «понедельник». Использовать омонимы в речи, объяснять их лексическое значение. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
17/4 | Слово и словосочетание. | Урок-исследование. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. | Составлять словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | ||
18/5 | Фразеологизмы. | Урок изучения нового материала. | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. | Писать правильно слово «ракета». Работать со словарём фразеологизмов. Использовать фразеологизмы в речи, объяснять их значение. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
19/6 | Значение фразеологизмов и их использование в речи. Развитие речи. Подробное изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | Урок развития умений и навыков. | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца. | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. | Понимание текста, извлечение необходимой информации. | ||
20/7 | Части речи. Уточнение представлений об изученных частях речи. | Урок формирования умений и навыков. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. | Писать правильно слово «трактор». Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
21/8 | Самостоятельные и служебные части речи. Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных. | ||||||
22/9 | Части речи. Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | Комбинированный урок. | Составлять по репродукции картины небольшой текст. Находить изученные части речи в тексте. | Составлять предложения и текст по репродукции картины. Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи. | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | ||
23/10 | Имя числительное. Проверочная работа № 2 «Части речи». | Урок изучения нового материала. | Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных. | Писать правильно слова «восемь», «четыре». Находить в тексте имена числительные по значению и по вопросу. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
24/11 | Однокоренные слова. | Урок развития умений и навыков. | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. | Писать правильно слово «картофель». Выделять группы однокоренных слов, обозначать в них корень. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
25/12 | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | Урок развития умений и навыков. | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | Писать правильно слова «овощи», «петрушка», «горох». Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
26/13 | Согласные звуки и буквы. Развитие речи. Изложение повествовательного текста «Как медведь сам себя напугал» Словарный диктант | Урок развития умений и навыков. | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | Писать правильно слова «помидор», «огурец», «огород». Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
27/14 | Правописание разделительного мягкого знака. | Урок развития умений и навыков. | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). | Писать правильно слово «компьютер». Объяснять написание разделительного мягкого знака. Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
28/15 | Слово и слог. Звуки и буквы. Проверочный диктант № 1 «Слово в языке и речи». Проект «Рассказ о слове». | Контрольно-обобщающий урок. Урок-проект. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Объяснять значение выбранного слова. Понимать, как пишется словарная статья. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
Состав слова (42 часов) | |||||||
29/1 | Корень слова. Однокоренные слова. Работа над ошибками. | Урок развития умений и навыков. | Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. | Находить группы однокоренных слов, выделять в них корень. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить и выписывать слова с указанным корнем (словарь однокоренных слов). | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
30/2 | Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных в корне. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. | Писать правильно слово «столица». Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Объяснять правописание сложных слов с соединительной гласной. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
31/3 | Контрольное списывание №1. Сложные слова. | Контроль знаний, умений и навыков. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст. | Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | ||
32/4 | Работа над ошибками. Формы слова. Окончание. | Урок изучения нового материала. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Объяснять образование форм одного и того же слова. Понимать значение слова «окончание». | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
33/5 | Формы слова. Окончание. Нулевое окончание. | Урок развития умений и навыков. | Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Писать правильно слова «обед», «ужин». Выделять в словах окончания. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
34/6 | Контрольный диктант №2 «Состав слова» | Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
35/7 | Работа над ошибками. Приставка как значимая часть слова. | Урок изучения нового материала. | Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | Писать правильно приставки с гласной о и с гласной а. Называть приставки, при помощи которых можно образовать однокоренные глаголы. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
36/8 | Значение приставки в слове. Слова с двумя приставками. | Урок развития умений и навыков. | Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | Находить приставку в слове. Определять, какое значение имеют приставки. Находить глаголы, определять в них приставки. Находить слова с приставками. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
37/9 | Суффикс. | Урок изучения нового материала. | Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса. | Находить однокоренные слова, выделять в них суффиксы. Подбирать слова с одинаковым суффиксом. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
38/10 | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффикса. | Урок развития умений и навыков. | Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса. | Находить суффикс в слове. Определять, какое значение придают словам суффиксы. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
39/11 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | Контрольно-обобщающий урок. | Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | ||
40/12 | Основа слова. | Урок изучения нового материала. | Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования. | Находить и выделять в слове основу и окончание. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||
41/13 | Обобщение «Состав слова» Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными | Писать правильно слова «пирог», «шоссе». Выделять в словах все значимые части. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разбирать по составу слова. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
Контрольно-обобщающий урок. | Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||||
42/14 | Разбор слова по составу. Проверочная работа № 3 «Состав слова». | ||||||
43/15 | Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста «Скворцы». Проект «Семья слов». | Контрольно-обобщающий урок. | Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. Называть слова по аналогии с данным объектом. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
44/16 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | Урок-исследование. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | Писать правильно слово «четверг». Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
45/17 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Урок формирования умений и навыков. | Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. | Писать правильно слово «север». Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
46/18 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | Урок-практика. | Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | Писать правильно слово «берег». Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
47/19 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Комбинированный урок. | Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). | Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | ||
48/20 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Закрепление. | Урок-игра. | Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | Находить безударную гласную в корне. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
49/21 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | Урок формирования умений и навыков. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | Писать правильно слово «пороша». Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
50/22 | Правописание слов с парными согласными в корне. | Урок-практика. | Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
51/23 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | Урок развития умений и навыков. | Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
52/24 | Упражнение в правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Контрольное списывание №2. | Урок-игра. | Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
53/25 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. | Писать правильно слова «чувство», «лестница». Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
54/26 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Урок развития умений и навыков. | Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | Писать правильно слово «интересный». Объяснять, как правильно обозначать буквой непроизносимый согласный звук в корне слова. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
55/27 | Упражнение в правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Урок-практика. | Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
56/28 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Урок развития умений и навыков. | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Объяснять, как правильно обозначать буквой непроизносимый согласный звук в корне слова. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
57/29 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | Писать правильно слова «коллекция», «коллектив», «аккуратный», «грамм», «килограмм». Объяснять, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса. | Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | ||
58/30 | Упражнение в правописании слов с удвоенными согласными. | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | Писать правильно слова «коллекция», «коллектив», «аккуратный», «грамм», «килограмм». Объяснять, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса. | Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | ||
59/31 | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». Правописание суффиксов. | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | Писать правильно слова «коллекция», «коллектив», «аккуратный», «грамм», «килограмм». Объяснять, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса. Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках. | Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики Объекта. Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.. | ||
60/32 | Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок. | Урок изучения нового материала. | Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса -ок. | Выделять суффиксы. Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок. Различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня . | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
61/33 | Правописание приставок. | Урок изучения нового материала. | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме. | Находить в словах приставки. Объяснять написание приставок. Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
62/34 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант | Урок-игра. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках. | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
63/35 | Контрольный диктант № 3 «Правописание частей слова» | Контроль знаний, умений и навыков. | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
64/36 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов. | Урок-исследование. | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании. | Писать правильно слово «желать». Понимать, как отличать приставку от предлога. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
65/37 | Правописание приставок и предлогов. Обобщение знаний. | Урок формирования умений и навыков. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой. | Объяснять написание пропущенных букв в предлогах и в значимых частях слова. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
66/38 | Правописание приставок и предлогов. | Контроль знаний, умений и навыков. | Продемонстрировать и оценить свои знания. | Писать правильно слова на изученные орфограммы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. | ||
67/39 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | Урок-исследование. | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки. | Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
68/40 | Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. | Комбинированный урок. | Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки. | Называть общие признаки произношения слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
69/41 | Упражнения в написании слов с разделительным ъ знаком. Перенос слов с разделительным ъ знаком | Урок обобщения и систематизации знаний. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой. | Различать правописание разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
70/42 | Изложение повествовательного деформированного текста по данному плану. Работа с памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Составление объявления | Обучаться под руководством учителя самостоятельной работе (подготовиться к написанию изложения по памятк | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Уметь излагать текст по плану. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | ||
Части речи ( 61 час) | |||||||
71/1 | Части речи. Общее представление | Урок введения в новую тему. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. | Называть известные части речи. Приводить их примеры. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
72/2 | Имя существительное как часть речи. Начальная форма имени существительного. | Урок формирования умений и навыков. . | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме. | Писать правильно слова «самолёт», «комната». Находить в тексте имена существительные. Понимать, что обозначает имя существительное. Ставить слова в начальную форму. | Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков имени существительного. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | ||
73/3 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Устаревшие слова. | Урок формирования умений и навыков. Урок изучения нового материала. | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить устаревшие слова – имена существительные. | Называть одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
74/4 | Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | Комбинированный урок. | Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. | Определять тему текста и его частей. Излагать по самостоятельно составленному плану. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | ||
75/5 | Собственные и нарицательные имена существительные. Контрольное списывание №3. Правописание имен собственных. Проект «Тайна имени». | Урок формирования умений и навыков. Контроль знаний, умений и навыков. Урок-проект. | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. | Различать собственные и нарицательные имена существительные. Писать правильно слова на изученные орфограммы. Проводить исследовательскую работу, составлять связный текст. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | ||
76/6 | Работа над ошибками. Число имён существительных. | Урок формирования умений и навыков. | Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. | Изменять имена существительные по числам. | Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. | ||
77/7 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Письмо по памяти. | Комбинированный урок. | Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти. | Писать правильно слово «однажды». Называть имена существительные, имеющие форму одного числа. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | ||
78/8 | Род имён существительных. | Урок формирования умений и навыков. | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. | Писать правильно слово «кровать». Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода. | Актуализировать свои знания для решения учебной задачи. | ||
79/9 | Определение рода имён существительных. | Урок развития умений и навыков. | Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. | Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
80/10 | Род имён существительных. | Комбинированный урок. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить | ||
81/11 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | Урок изучения нового материала. | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. | Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак. | Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. | ||
82/12 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. | Комбинированный урок. | Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
83/13 | Проверочный диктант № 2 «Род и число имён существительных». | Контроль знаний, умений и навыков. | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
84/ 14 | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. | Урок введения в новую тему. | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. | Писать правильно слово «рябина». Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении склонения имени существительного. | ||
85/ 15 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | Комбинированный урок. | Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). | Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
86/ 16 | Именительный падеж. | Урок изучения нового материала. | Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу. | Находить имена существительные в именительном падеже и объяснять, каким членом предложения они являются. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
87/ 17 | Родительный падеж. | Урок изучения нового материала. | Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | Писать правильно слова «трамвай», «пятница», «около». Находить имена существительные в родительном падеже. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
88/ 18 | Дательный падеж. | Урок изучения нового материала. | Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | Находить имена существительные в дательном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
89/ 19 | Винительный падеж. | Урок изучения нового материала. | Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.). | Писать правильно слово «солома». Находить имена существительные в винительном падеже. Понимать, как различаются именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. | ||
90/ 20 | Творительный падеж. | Урок изучения нового материала. | Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | Находить имена существительные в творительном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
91/ 21 | Предложный падеж. | Урок изучения нового материала. | Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | Писать правильно слово «потом». Находить имена существительные в предложном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
92/ 22 | Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | Комбинированный урок. | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
93/ 23 | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | Урок-конференция. | Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительногоРаботать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. | Писать правильно слово «вокруг». Определять начальную форму имени существительного. Выполнять морфологический разбор имени существительного. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
94/ 24 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». | Комбинированный урок. | Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). | Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную при письме ошибку. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
95/ 25 | Проект «Зимняя страничка». Проверочный диктант № 3 «Имя существительное». | Урок-проект. Контроль знаний, умений и навыков. | Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Проводить исследовательскую работу, составлять словарь слов. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить | ||
96/ 26 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | Урок введения в новую тему. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. | Находить имена прилагательные в предложении. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
97/ 27 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Урок развития умений и навыков. | Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | Писать правильно слово «приветливый». Находить в предложении связанные по смыслу имена прилагательные и имена существительные. Распространять предложения с помощью имён прилагательных. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
98/ 28 | Сложные имена прилагательные. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | Урок изучения нового материала. | Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать. | Определять лексическое значение имён прилагательных. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
99/ 29 | Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле. | Комбинированный урок. | Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. | Писать правильно слова «ромашка», «растение». Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
100/ 30 | Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | Комбинированный урок. | Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов. | Писать правильно слова «Красная площадь», «Московский Кремль». Излагать текст. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
101/ 31 | Формы имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам. | Урок формирования умений и навыков. | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. | Понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
102/ 32 | Изменение имён прилагательных по родам. | Урок развития умений и навыков. | Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. | Писать правильно слово «сирень». Объяснять написание окончаний имён прилагательных. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
103/ 33 | Родовые окончания имён прилагательных. | Комбинированный урок. | Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др. | Объяснять написание окончаний имён прилагательных. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
104/ 34 | Изменение имён прилагательных по числам. | Урок формирования умений и навыков. | Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. | Писать правильно слова «поэт», «гвоздика». Указывать число имён прилагательных. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
105/ 35 | Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи. Составление текста-описания о животном. | Комбинированный урок. | Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. | Писать правильно слово «животное». Находить в тексте словосочетания имён существительных с именами прилагательными. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
106/ 36 | Изменение имён прилагательных по падежам. | Урок формирования умений и навыков. | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. | Называть падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, с которым оно связано. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
107/ 37 | Начальная форма имёни прилагательного. | Урок развития умений и навыков. | Определять начальную форму имени прилагательного. | Называть падеж имени прилагательного. Называть начальную форму имени прилагательного. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
108/ 38 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант | Урок обобщения и систематизации знаний. | Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. | Называть род, число, падеж имени прилагательного. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
109/ 39 | Морфологический разбор имени прилагательного. Проверочная работа № 4 «Имя прилагательное». | Урок развития умений и навыков. Контроль знаний, умений и навыков. | Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Выполнять морфологический разбор имени прилагательного. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
110/ 40 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | Урок развития умений и навыков. | Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. | Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
111/ 41 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | Урок-проект. | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. | Проводить исследовательскую работу, подбирать загадки с именами прилагательными. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
112/ 42 | Контрольный диктант № 4 «Имя прилагательное» | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
113/ 43 | Местоимение Работа над ошибками. Личные местоимения1,2,3 лица | Урок введения в новую тему. | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. | Понимать, что такое местоимение. Называть личные местоимения. Писать правильно слово «одуванчик». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
114/ 44 | Местоимения 3-го лица. | Урок изучения нового материала. | Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). | Называть лицо и число местоимений в единственном числе. Писать правильно слово «воскресенье». | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
115/ 45 | Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма. | Комбинированный урок. | Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | Называть лицо и число местоимений в единственном числе. Редактировать текст. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
116/ 46 | Морфологический разбор местоимения. Проверочная работа № 5
«Местоимение». | Урок развития умений и навыков. Контроль знаний, умений и навыков. | Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Выполнять морфологический разбор местоимения. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
117/ 47 | Глагол (15ч) Глагол как часть речи. | Урок формирования умений и навыков. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. | Находить в предложениях глаголы. Называть, каким членом предложения является глагол. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
118/ 48 | Значение и употребление в речи глаголов. | Урок развития умений и навыков. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов. | Находить в предложениях глаголы. Называть лексическое значение глаголов. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
119/ 49 | Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам. | Комбинированный урок. | Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
120/ 50 | Начальная (неопределенная) форма глагола. | Урок формирования умений и навыков. | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. | Называть глаголы в неопределённой форме. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
121/ 51 | Изменение глаголов по числам. Число глаголов. Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов. | Урок развития умений и навыков. | Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. | Изменять глаголы по лицам и числам. Составлять предложения. Оценивать результаты выполненного задания. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
122/ 52 | Времена глаголов. | Урок формирования умений и навыков. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | Называть времена глаголов. Изменять глаголы по временам, лицам и числам. | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
123/ 53 | Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по временам. | Урок развития умений и навыков. Урок-практика. | Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | Изменять глаголы по временам, лицам и числам. Называть время и число глаголов. | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
124/ 54 | Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста по опорным словам. | Комбинированный урок. | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | ||
125/ 55 | Изменение глаголов по временам. | Урок закрепления полученных знаний. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | Писать правильно слова «квартира», «герой», «солдат». Называть время и число глаголов. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||
126/ 56 | Род глаголов в прошедшем времени. | Урок формирования умений и навыков. | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. | Понимать, что род глагола прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. Изменять глаголы прошедшего времени по родам. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||
127/ 57 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Развитие речи. Составление предложений и текста. | Комбинированный урок. | Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. | Изменять глаголы прошедшего времени по родам. Составлять предложения. Оценивать результаты выполненного задания. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
128/ 58 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Урок изучения нового материала. | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. | Понимать, что частица не с глаголами пишется раздельно. | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
129/ 59 | Правописание частицы НЕ с глаголами. Проверочная работа № 6 «Глагол». | Урок развития умений и навыков. | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. | Находить в предложениях глаголы с частицей не. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений. | ||
130/ 60 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Развитие речи. Конференция «Части речи в русском языке». | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-конференция. | Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | Выполнять морфологический разбор глагола. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
131/ 61 | Контрольный диктант № 5. «Глагол» | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
Повторение (5 часов) | |||||||
132/ 1 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи». Орфограммы в значимых частях слова. | Урок повторения и систематизации. Урок обобщения и систематизации знаний. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе. | Находить все изученные части речи в тексте. Называть их отличительные признаки. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
133/2 | Контрольный диктант за курс 3 класса. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
134/3 | Работа над ошибками. Обобщение о слове, предложении. Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. Распознавать части речи и их грамматические признаки. Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
135/ 4 | Правописание приставок и предлогов Правописание безударных гласных. | Урок закрепления полученных знаний. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Называть правила правописания слов на изученные темы. Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. | ||
136/ 5 | Игра «Язык родной, дружи со мной». КВН «Знатоки русского языка» | Урок-игра. | Применить свои знания для выполнения заданий. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм.Знание и понимание изученных частей речи. | Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Строить сообщения в устной и письменной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....