ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКЕ
статья

Сухова Татьяна Владиленовна

Статья о методах работы по формированию познавательных УУД на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suhova_t._v._vystuplenie.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сухова Т.В., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 428 Приморского района

Санкт – Петербурга

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКЕ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту важнейшей задачей учителя является формирование умений младшего школьника учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия (далее УУД). На сегодняшний день начальное образование призвано закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат.

Познавательные УУД включают:  общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

  • Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение как осмысление цели чтения; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;  доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Постановка и решение проблемы:  формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В процессе формирования познавательных УУД, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума.

По мнению Т.А. Демидовой, чтобы познавательные универсальные действия эффективно формировались у младших школьников необходимо соблюдать определенные условия:

1. Необходимо вовлечь каждого ученика в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового (создание мотивации). Сочетание различных видов познавательной деятельности может быть достигнуто в результате организации исследовательских и проектных работ школьников. При этом речь идет не о глобальных исследовательских работах, а об исследованиях, проводимых на каждом уроке, при изучении каждой новой темы. Для этого можно использовать проблемные задачи, диалоги или работу с текстом.

2. Использование на уроках ИКТ, а именно учебников, методических материалов, справочников и др. Учитель должен добиваться того, чтобы каждый ребенок умел пользоваться учебной литературой самостоятельно.

 3. Создание проблемных ситуаций на уроке, суть которых сводится к обучению их системе активных умственных действий. В процессе обучения главным является постановка перед обучающимися на уроках какой-то небольшой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

4. Использование практического опыта обучающихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе или дома. Поисковые ситуации в этом случае будут возникать при попытке обучающихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачи поиска.

5. Проведение уроков взаимообучения. Один из способов работы в парах. Например, два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию познавательных УУД детей, а также развитию коммуникативных навыков.

6. Использование в образовательном процессе дидактических игр. Например, игры, требующие от детей исполнительной деятельности, воспроизведения действия, игры, включающие элементы поиска. Такие игры направлены на обучение, познавательную деятельность детей.

В начальной школе обучающийся на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями. Успешное обучение  невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т.к. являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе своё место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Формирование и развитие познавательных способностей на уроках в начальной школе"

Опыт работы поможет сформировать и развить познавательные способности у обучающихся с разной мотивацией обучения. Неспособных детей нет, нужно активизировать познавательные способности ребенка. З...

Средства и методы формирования у обучающихся эстетической культуры на уроках технологии.

В статье раскрываются методы и средства формирования у обучающихся эстетической культуры на уроках технологии. Предлагаются примеры словесных и наглядных «эстетических сигналов», при...

«Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе»

В данной статье представлено теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных универсальных действий на уроках  в начальной школе и некоторые приемы из опыта работы над их форм...

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с  окружающим миром и его информационными потоками, но отыскиват...

«Формирование у обучающихся финансовой грамотности на уроках и внеурочной деятельности»

laquo;Формированиеу обучающихся финансовой грамотности на уроках и внеурочной деятельности»  ...

Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе

Статья на тему "Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе"...

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке...