Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе
статья
Статья на тему "Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_uchashchihsya_poznavatelnyh.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Хижнякова Е.Н. учитель начальных классов
ГБОУ лицей №373 Московского района
Санкт-Петербурга
Формирование у учащихся познавательных
УУД на уроке в начальной школе
Наша жизнь становиться все более стремительна, развиваются наука и техника, нашу жизнь коренным образом преобразуют информационные технологии. Формирования навыков умения учиться становится приоритетной целью школьного образования, а достижение цели возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться самостоятельно, самосовершенствоваться и овладевать какими-либо полезными навыками, самостоятельность и организацию процессов, которые ученик сможет использовать как в учебе, так и в дальнейшей жизни. Наиболее известны четыре основных блока универсальных учебных действий: 1. Личностные; 2. Регулятивные; 3 коммуникативные действия; 4. Познавательные.
Под личностными УУД понимаются рассмотрение и изучение заданий в которых ученикам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования регулятивных УУД необходимо подобрать задания в которых ученики вступают в дискуссию и обсуждают какие-либо проблемные вопросы, для дальнейшего сравнения результатов и вывода в рамке.
Чтобы развивать коммуникативные УУД ученикам обязательно работать в парах или группах.
Для формирования познавательных УУД необходимо подбирать такие задания ответ на которые нельзя найти в учебнике, но при этом для выполнения данных заданий есть необходимые подсказки в учебниках или справочной литературе.
Хотелось бы подробней остановиться на остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, благодаря этой системе формируются навыки познания окружающего мира, построение процесса поиска и исследования, а также совокупность операций по общению, обработке и использованию полученной информации.
Под общеучебными универсальными действиями понимают такие действия как:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и дальнейшее выделение действительно необходимой информации, изучение и применение методов информационного поиска;
- умение структурировать полученные знания;
- способность осознанно и произвольно строить свои высказывания как устно, так и письменно;
- выбрать наиболее эффективные решения задач в зависимости от их условий;
- контроль и оценка процессов и результатов деятельности;
- смысловое оценка, в том числе оценка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, а также поиск самостоятельного решения проблемы.
В особую группу общеучебных универсальных действий можно выделить знаково-символические действия такие как:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Под логическими универсальными учебными действиями понимают такие умения как:
- анализ;
-синтез;
- сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение понятий и выведение следствий;
- постановка причинно-следственных связей;
- построение логических цепей рассуждения;
- умение доказывать;
- выдвижение и обоснование гипотез;
Под постановкой и решением проблемы понимают такие умения как:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Рассмотрим применение познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе.
Применение познавательных УУД можно наиболее наглядно рассмотреть на уроках математики. Знания побуждают детей анализировать объекты и выявлять их сходство и различия, проводить сравнения по каким-либо признакам (заданным и самостоятельно выведенным), обобщать и устанавливать причинно следственные связи. При изучении темы «число и цифра» и учеников наиболее наглядно формируются представления о взаимосвязи предметной и символической моделях. При знакомстве с отрезком дети учатся использовать не только предметные по и графические модели при сравнении, в дальнейшем использование знаково-символических моделей понадобиться для формирования умений решать текстовые задачи.
На уроках русского языка, а именно на этапе обучения грамоте ученики знакомятся с моделированием предложений, а также звуковым и буквенным моделированием слов. Указанные модели применяются на протяжении всего курса русского языка при изучении Орфографии.
Формирование логических познавательных УУД в основном формируется на уроках литературного чтения. Учебники по этому предмету содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей ; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного).
На уроках окружающего мира у учеников развивается умение извлекать информацию, которая представлена в различной форме (схемы, рисунки, таблицы, знаки и т.д.), а также в различных источниках (учебники, справочники, интернет и т.д.). Дети учатся описывать, сравнивать и классифицировать объекты на основе их внешних признаков, устанавливать причинно следственные связи и зависимости, например, между живыми существами в природных сообществах или между прошлым и настоящими событиями. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот).
Для того чтобы дети освоили материал по предмету необходимо научить их мылить системно, стараться помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными и эффективными методами познавательной учебной деятельности, а главное необходимо научить детей учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе
В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....
Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема по самообразованию...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»
Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Презентация к докладу на семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ОС «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...