«Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе»
статья

Александрова Марина Валентиновна

В данной статье представлено теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных универсальных действий на уроках  в начальной школе и некоторые приемы из опыта работы над их формированием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе»

Перемены современного общества, стремительное  развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, коренным образом преобразуют и жизнь людей. Поэтому важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему самостоятельно  развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Конечно, ученики в начальной школе еще малы, и сразу ожидать от них осмысления своей деятельности в полной мере нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способами действия – реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, необходимо спросить его, что он сам об этом думает и пригласить его к рассуждению. Наводящими вопросами можно подвести ребёнка к тому, чтобы он сам нашёл ответ. Если же не задаст вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он поставит ребенка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Это направление включает в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы. Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Например, на уроках  окружающего мира при изучении темы «Жилища разных народов», учащиеся в одной из групп рассматривают изображение чума. Делают выводы, почему он такой формы, из таких материалов сделан и почему, кто в нем живет.

Прием «Чтение с пометками». Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: З - Знакомая информация. Н - Новая информация ? - Я думал (думала) иначе. ! - Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Прием «Перестрелка». Эффективно использовать при закреплении большой темы: «Имя существительное», «Сказки братьев Гримм» и т.п.. Дети составляют перечни вопросов по всей изученной теме. Одна группа  обучающихся задает вопрос, а другая отвечает, потом меняются. Можно также провести конкурс на лучший перечень.

Часто использую прием «Помощники учителя». Использую обстоятельства, при которых дети могут оказать  содействие учителю: проверить выполненное задание у товарища, объяснить товарищу задачу, добровольно разработать материал для последующего применения на уроках. К примеру, это могут быть задания к проверочной работе,  примеры по новому материалу, кроссворды, презентации и др.

Одной из важных проблем является формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. В настоящее время интерес детей к чтению угасает, телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров.

На уроках литературного чтения часто использую игровые формы, потому что для учащихся начальной школы именно игровой мотив является более действенным, чем все остальные. В игре дети получают свободу и независимость, возможность импровизировать, добровольное принятие на себя определённых правил и законов. Кроме уроков мы проводим литературные праздники, уроки внеклассного чтения, активно сотрудничаем со школьной и районной библиотекой.

Прием моделирования можно использовать  на уроках литературного чтения. При подготовке пересказа текста дети с удовольствием готовят картинный план, «диафильмы», кластеры.

Часто используем прием театрализации. В 1 классе с помощью учителя,  а со 2 класса дети сами объединяются в группы, распределяют роли, готовят элементы костюма. Театрализация помогает детям раскрыть свой внутренний мир. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Через театр ребята накапливают «строительный материал» – отдельные слова, словосочетания, фразеологические обороты, синонимические ряды целые смысловые поля.

 Увлекательна и интересна проектная  деятельность на уроках литературного чтения. Она может иметь безграничные возможности: от обучения постановки проблемы до использования различных видов деятельности и форм презентации. Основой проекта могут являться  произведения разных авторов, посвященных теме проекта, конкретное произведение, прочитанное на уроке или дома, проблемы или круг проблем, которые могут быть решены в проектной деятельности, характеристика общего героя или героев фольклорных произведений и литературных сказок и др. Так, например, в теме «Кто к нам с мечом пришел, тот от меча и погибнет» дети узнают о жизни и подвигах  нашего народа. А в теме «О братьях наших меньших» можно представить художественные произведения, затрагивающие нравственную проблематику: отношение к животным, и энциклопедические статьи.

Многие игры мы придумываем вместе с детьми и используем регулярно.

Игра «Предсказатели». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто точнее предположит, сюжет произведения. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят отрывок и зачитывают.

«Почта». Учитель сообщает, что пришла телеграмма, письмо, нужно определить, кто из литературных героев является автором.

«Блеф – клуб». Учащиеся или группа поочередно называют факты правдивые или вымышленные из литературных произведений. Нужно ответить, правда это или ложь.

«Узнай героя» с 3 подсказок.

«Досье героя». Составляется характеристика героя произведения.

«Черный ящик» и другие.

Для развития познавательных УУД обучения учитель должен постараться активизировать  деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Основными источниками стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. А также использование методов обучения, требующих творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано формирование познавательных универсальных учебных действий в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.

Для учителя необходимо формировать интерес  к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий....

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образо...

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе"

Представлена презентация к докладу по теме "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе". В презентации представлен материал, отражающий представл...

Мастер-класс"Формирование и развитие познавательных способностей на уроках в начальной школе"

Опыт работы поможет сформировать и развить познавательные способности у обучающихся с разной мотивацией обучения. Неспособных детей нет, нужно активизировать познавательные способности ребенка. З...

Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе

Статья на тему "Формирование у учащихся познавательных УУД на уроке в начальной школе"...