Программа курса внеурочной деятельности "Маленькие мастера"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа содержит следующие направления декоративно – прикладного творчества: папье-маше, работа с кожей и мехом, валяние из шерсти, батик. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_mastera.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большегаловская начальная общеобразовательная школа»
«Галпи грездса ичöт школа» муниципальнöй сьöмкуд велöдан учреждение
Согласовано Заместитель директора по учебной работе _____________________________________
| Утверждаю Директор ______________ Канева Е.С. Приказ от_____________20__г. №____ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Маленькие мастера»
(общекультурное направление)
Срок реализации программы - 1 год
Составлена учителем начальных классов Каневой М.Н.
2017 год
Пояснительная записка
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.
Программа по внеурочной деятельности «Маленькие мастера» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Программа содержит следующие направления декоративно – прикладного творчества: папье-маше, работа с кожей и мехом, валяние из шерсти, батик. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
В основу программы положены следующие принципы: развитие индивидуальности каждого ребёнка; единство и целостность субъект-субъектных отношений; системная организация управления образовательным и воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построение программы «от простого к сложному». Программа разработана на один год, рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях. На проведение занятий выделяется 34 часа, 1 час в неделю.
Цель программы - воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства; формирование у детей устойчивых потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, культуры, традиций.
Задачи:
- Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
- Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщить школьников к народному искусству.
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать у них фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Основные формы работы на занятиях
Предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность учащихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с различными материалами и инструментами.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы по общекультурному направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися 1-4 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
Учащиеся получат возможность для формирования:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Младшие школьники научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правила композиции, усвоенные способы действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ от окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные универсальные учебные действия:
Младшие школьники научатся:
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и интернета;
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- критическое мыслить, аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку), подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Младшие школьники получат возможность научиться:
- осуществлять совместную продуктивную деятельность;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
-формировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Формы контроля
Отслеживание и оценивания результатов обучения детей проходит через участие:
-в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду): однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием родителей, гостей.
-выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, в конкурсах, фестивалях, размещение интересных работ в Интернете);
Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Папье – маше | 8 | 1 | 7 |
2 | Кожа и мех | 10 | 1 | 9 |
3 | Валяние из шерсти | 8 | 1 | 7 |
4 | Батик | 7 | 1 | 6 |
5 | Выставка работ | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | 4 | 30 |
Содержание программы
1. Папье - маше - 8 часов.
Вводное занятие «Удивительный мир «папье–маше». История возникновения папье – маше, различные техники. Материалы и инструменты. Правила Т.Б на занятиях.
Лепим животных на проволочном каркасе. Пропорции животных. Изготовление проволочного каркаса. Лепка из бумажной массы. Сушка. Цветовое оформление.
Украшаем школу: зверята для «Уголка природы» (коллективная работа). Замысел. Подготовка бумажной массы. Изготовление каркаса. Лепка фигур зверей (белка, ёжик, заяц). Сушка и корректировка. Цветовое решение.
Фантазируем, импровизируем (сувениры по индивидуальному замыслу). Эскиз изделия. Работа над проектом.
2. Кожа и мех - 10 часов
Вводное занятие «Чудо – кожа, чудо – мех». Знакомство с сувенирами из кожи и меха. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
Подвеска. Коми орнамент. Эскиз изделия. Работа в материале. Сборка подвески.
Декоративное панно (коллективная работа). Замысел. Эскизы панно. Выбор материалов. Работа в материале. Сборка изделия.
Сувенир «Северянка». Объемная игрушка. Подготовка деталей. Оформление изделия.
3. Валяние из шерсти - 8 часов
Вводное занятие «Удивительная шерсть»
Игрушка в технике сухого валяния
Брошь – цветок в технике мокрого валяния
Картина из шерсти
4. Батик – 7 часов
Вводное занятие «Батик – роспись по ткани»
Холодный батик. Композиция «Бабочка»
Узелковый батик
Выставка работ
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теор. | прак. | ||
Раздел 1. Папье-маше | 8 | 1 | 7 | |
1 | Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории… Правила Т.Б на занятиях | 1 | 1 | - |
2 | Лепим животных на проволочном каркасе | 2 | - | 2 |
3 | Украшаем школу: зверята для «Уголка природы» (коллективная работа) | 3 | - | 3 |
4 | Фантазируем, импровизируем (сувениры по индивидуальному замыслу) | 2 | - | 2 |
Раздел 2. Кожа и мех | 10 | 1 | 9 | |
1 | Вводное занятие «Чудо – кожа, чудо – мех» | 1 | 1 | - |
2 | Подвеска | 2 | - | 2 |
3 | Декоративное панно (коллективная работа) | 3 | - | 3 |
4 | Сувенир «Северянка» | 3 | - | 3 |
Раздел 3. Валяние из шерсти | 8 | 1 | 7 | |
1 | Вводное занятие «Удивительная шерсть» | 1 | 1 | - |
2 | Игрушка в технике сухого валяния | 3 | - | 3 |
3 | Брошь – цветок в технике мокрого валяния | 2 | - | 2 |
4 | Картина из шерсти | 2 | - | 2 |
Раздел 4. Батик | 7 | 1 | 6 | |
1 | Вводное занятие «Батик – роспись по ткани» | 1 | 1 | - |
2 | Холодный батик. Композиция «Бабочка» | 4 | - | 4 |
3 | Узелковый батик | 2 | - | 2 |
Выставка работ | 1 | - | 1 |
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
- учебные столы;
- доска (с возможностью магнитного крепления).
Материалы и инструменты:
- бумажные лотки, туалетная бумага, клей ПВА, крахмальный клейстер, краски акриловые, алюминиевая проволока (папье – маше);
- искусственная и натуральная кожа разных цветов, кусочки меха, клей ПВА, ножницы, канцелярский нож, бисер (кожа и мех);
- овечья шерсть, иглы для валяния, мыло, оберточная пленка, рамка со стеклом (валяние);
- ткань х/б или шёлк, краски для ткани, резервирующий состав, клей ПВА, рамка или пяльцы (батик).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- экран;
- блендер;
- выжигательный прибор;
- утюг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса
Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...
Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса
Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...
Программа курса внеурочной деятельности "Страна МАСТЕРОВ""
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Программа разработана на основе Программ общеобразо...
Программа курса внеурочной деятельности для начальной школы"Маленький Мастер"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству будет интересна учителям начальных классов и учителям технологии....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"...