конспект урока "Лев и собачка" Л. Н Толстой
план-конспект урока (3 класс)
Конспек урока длля третьего класса , УМК "Школа России" . Открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Тип урока: освоение нового материала
Задачи урока: создать условия для ознакомления с рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (толерантного отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.
Предметные
Научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста
Познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
Коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения
Личностные
Пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Образовательные ресурсы: портрет Л.Н.Толстого, аудиозапись рассказа Л.Н.Тостого «Лев и
собачка», «Большой толковый словарь русского языка» Ожегова.
1.Организация начала урока
- Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
- Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
Психологически настраивает учащихся
2. Постановка учебной задачи
Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке.
1. С царственной гривой, с гордой походкой,
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути-
С царской особой ты не шути.
2. Лежит – молчит,
Подойдёшь - заворчит,
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака)
- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
-О чём может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке)
Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
-Что означает слово «быль»?
- Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.
Быль – 1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей)
-А это кто? (На доске иллюстрация: собака)
-Что можно сказать о собаке? (Домашнее животное, друг человека, близкое, родное существо)
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Первой профессией, которую освоили наши четвероногие друзья, стала охота. После того, как люди начали вести оседлый образ жизни, собак начали использовать в качестве пастухов. Они способны и отгонять от стада хищников, и наблюдать за тем, чтобы животные не разбредались. Собаки-сторожа охраняют и деревенские дома, и коттеджи, и армейские склады, и аэродромы, и пенитенциарные заведения, и государственную границу.
В последнее время специализация собак, состоящих на службе в полиции, существенно изменилась. Они занимаются «тонкой работой». И это связано с необходимостью обнаружения запрещенных веществ — взрывчатки, оружия, наркотиков, различных химикатов. Потому что с такой работой в настоящий момент собака справляется гораздо лучше, чем приборы.
Разумеется, по-прежнему востребована способность находить преступника по следу. Самые чуткие «нюхачи» могут взять след, оставленный 4 суток назад, и идти, не теряя следа, 150 километров. Розыскные способности собак востребованы не только в силовых ведомствах. В XVII веке в швейцарских Альпах начали использовать сенбернаров в качестве собак-спасателей. Они обнаруживали и откапывали людей, заваленных снегом после снежной бури. Собаки-спасатели и сейчас используются. И не только в горах. Во время землетрясений или техногенных катастроф они обнаруживают людей под завалами.
Еще одна «гуманная» профессия — опекунство людей, имеющих физические недостатки. Незрячим помогают собаки-поводыри.
Во Время второй мировой был громадный призыв четвероногих в армию — более 70 тыс. Собаки были санитарами. С сумкой с медикаментами они под огнем разыскивали раненых, определяя жив боец или нет. Если он был без сознания, то облизывали лицо, приводя в чувство. И ждали, когда раненый возьмет из сумки бинты и медикаменты. Также они эвакуировали раненых с поля боя, работая связками — по 3−4 собаки.
Собаки-связисты тянули телефонные провода. Собаки-саперы обнаруживали мины. Собаки-курьеры доставляли депеши и боеприпасы. Были и собаки-камикадзе. С взрывчаткой они бросались под танки, подрывали в тылу врага эшелоны.
«Служат» собаки в армии и сейчас. Но в мирное время их функции ограничены решением караульных задач.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».
- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)
- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой
желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной
силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они
слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
- Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далёком городе Лондоне, столице Англии.
Лев Николаевич Толстой не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав её, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
-После прослушивания ответьте на вопрос: О чём (а не о ком) эта быль?
Звучит аудиозапись.
- Понравился вам рассказ?
2.Словарная работа
- Смысл каких слов вам непонятен?
Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарк.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался и стороны в стороны.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
- Вы очень внимательно слушали эту историю. Так о чём же эта быль?
Скажите, что вы почувствовали, слушая эту историю? Отвечают на вопросы
- О любви и привязанности животных друг к другу.
- Какой эпизод показался вам самым напряжённым?
- Назовите главных героев были.
- Где происходит действие?
- Было ли вам кого-нибудь жалко?
Физкультминутка
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали.(Ходьба на месте)
На носочках потянулись, (Встать на носочки)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад)
Как пружинки мы присели (Присесть)
И тихо- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? Прочитайте.
– (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.нько разом сели. (Выпрямиться и сесть)
- Зачем человек поймал собачку и принёс в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос.
( За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям. У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце)
- Посмотрите, какая была жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чём выражалась данная жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
- Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте полностью предложение. Подберите синоним к слову ухватил
- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? В своём произведении Л.Н.Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.
- Прочитайте, как лев повёл Работают с текстом. ( Подошёл к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул её лапой…)
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.
- Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. Высказывают своё мнение, работают с учебником. (Умный взгляд собачки был как просьба не есть её. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком
Работа в парах
(составить диалог героев)
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый
-Найдите и прочитайте в тексте, как автор говорит о собачке? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик», и другие добрые слова.)
- Почему? ( Автор любит её, потому что она маленькая, добрая и беззащитная).
Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, у него могучее рычание).
- По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найдите в тексте и прочитайте. (Оторвал кусок мяса и поделился с ней).
-Как лев относился к собачке?
Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?
-Во что переросли чувства собачки и льва?
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.
- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке, в неволе невесела и не особо богата событиями)
- Что же произошло с собачкой?
- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?
-Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой
- Какие чувства испытывает лев от потери друга?(Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
- С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте из текста. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).
- Почему лев стал грызть засовы и пол?
Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку)
-Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
- Почему лев не принимает новую собачку? (Был ей предан, друзей не меняют)
- С кем сравнивает Л.Н.Толстой самого льва и его чувства? (Льва изобразил как человека, показал, как он переживает горе, утрату близкого)
- Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер,пережив её на несколько дней).
-Каков конец этой истории? (Печальный).
Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…
- Кого вам сейчас жалко?
- Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокое и сильное чувство друг к другу?
Эта история доказывает нам то, что животные, так же как люди, имеют сердце, они всё понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них. Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.) Давайте еще раз обратимся к эпиграфу Как вы пинимаете его смысл?
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились
- Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных?
-Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.
- На примере рассказа «Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
5. Домашнее задание
- Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. (Группа детей получает задание – нарисовать плакат, посвящённый защите животных)
- Чем особенно вам запомнился этот рассказ?
- С каким чувством вы уходите с урока?
- Все произведения Л.Н.Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Новыми знаниями я могу поделиться…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект открытого урока Л.Н.Толстой "Приключения Буратино"
Во время анализа произведения дети учатся определять характер героев через исследования их поступков и действий, развивать логическое мышление на основе логического анализа. Произведение помогает восп...
Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.
На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, что...
Конспект урока по рассказу Л.Толстого "Прыжок".
Урок литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Прыжок" для 2 класса, УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам....
Конспект урока литературного чтения. Л.Толстой "Филипок".
Знакомство с рассказом....