конспект урока "Лев и собачка" Л. Н Толстой
план-конспект урока (3 класс)

Костик Валентина Вениаминовна

Конспек урока длля третьего класса , УМК "Школа России" . Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Тип урока: освоение нового материала

Задачи урока: создать условия для ознакомления с рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (толерантного отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.

Предметные

Научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста

Познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

Коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные

Пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы:  портрет Л.Н.Толстого, аудиозапись рассказа Л.Н.Тостого  «Лев и

собачка», «Большой толковый словарь русского языка» Ожегова.

1.Организация начала урока

- Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

- Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся

2. Постановка учебной задачи

Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке.

1. С царственной гривой, с гордой походкой,

Осмотрит свои он владения зорко.

Даже не думай встать на пути-

С царской особой ты не шути.

    2. Лежит – молчит,

        Подойдёшь - заворчит,

        Кто к хозяину идёт,

        Она знать даёт. (Собака)

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?    

-О чём может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке)

Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

-Что означает слово «быль»?

- Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.

Быль –  1. То, что было в прошлом.

       2.   Рассказ о действительном происшествии.

-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей)

-А это кто? (На доске иллюстрация: собака)

-Что можно сказать о собаке? (Домашнее животное, друг человека, близкое, родное существо)  

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное.  Первой профессией, которую освоили наши четвероногие друзья, стала охота. После того, как люди начали вести оседлый образ жизни, собак начали использовать в качестве пастухов. Они способны и отгонять от стада хищников, и наблюдать за тем, чтобы животные не разбредались. Собаки-сторожа охраняют и деревенские дома, и коттеджи, и армейские склады, и аэродромы, и пенитенциарные заведения, и государственную границу.

В последнее время специализация собак, состоящих на службе в полиции, существенно изменилась. Они занимаются «тонкой работой». И это связано с необходимостью обнаружения запрещенных веществ — взрывчатки, оружия, наркотиков, различных химикатов. Потому что с такой работой в настоящий момент собака справляется гораздо лучше, чем приборы.

Разумеется, по-прежнему востребована способность находить преступника по следу. Самые чуткие «нюхачи» могут взять след, оставленный 4 суток назад, и идти, не теряя следа, 150 километров. Розыскные способности собак востребованы не только в силовых ведомствах. В XVII веке в швейцарских Альпах начали использовать сенбернаров в качестве собак-спасателей. Они обнаруживали и откапывали людей, заваленных снегом после снежной бури. Собаки-спасатели и сейчас используются. И не только в горах. Во время землетрясений или техногенных катастроф они обнаруживают людей под завалами.

Еще одна «гуманная» профессия — опекунство людей, имеющих физические недостатки. Незрячим помогают собаки-поводыри.

Во Время второй мировой был громадный призыв четвероногих в армию — более 70 тыс. Собаки были санитарами. С сумкой с медикаментами они под огнем разыскивали раненых, определяя жив боец или нет. Если он был без сознания, то облизывали лицо, приводя в чувство. И ждали, когда раненый возьмет из сумки бинты и медикаменты. Также они эвакуировали раненых с поля боя, работая связками — по 3−4 собаки.

Собаки-связисты тянули телефонные провода. Собаки-саперы обнаруживали мины. Собаки-курьеры доставляли депеши и боеприпасы. Были и собаки-камикадзе. С взрывчаткой они бросались под танки, подрывали в тылу врага эшелоны.

«Служат» собаки в армии и сейчас. Но в мирное время их функции ограничены решением караульных задач.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».

- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)

- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой

желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной

силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они

слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. 

- Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далёком городе Лондоне, столице Англии.

Лев Николаевич Толстой не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав её, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

-После прослушивания ответьте на вопрос: О чём (а не о ком) эта быль?

Звучит аудиозапись.

- Понравился вам рассказ?

2.Словарная работа

- Смысл каких слов вам непонятен?

Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарк.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался и стороны в стороны.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

- Вы очень внимательно слушали эту историю. Так о чём же эта быль?

Скажите, что вы почувствовали, слушая эту историю? Отвечают на вопросы

- О любви и привязанности животных друг к другу.

- Какой эпизод показался вам самым напряжённым?

- Назовите  главных  героев  были.

- Где происходит действие?

- Было ли вам кого-нибудь жалко?

              Физкультминутка

Все ребята дружно встали      (Выпрямиться)

И на месте зашагали.(Ходьба на месте)

На носочках потянулись,  (Встать на носочки)

А потом назад прогнулись.      (Прогнуться назад)

Как пружинки мы присели       (Присесть)

И тихо- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? Прочитайте.

    – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

    – Ему стало её жалко, она ему понравилась.нько разом сели.             (Выпрямиться и сесть)  

- Зачем человек поймал собачку и принёс в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос.

( За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям. У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце)

- Посмотрите, какая была жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чём выражалась данная жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте полностью предложение. Подберите синоним к слову ухватил

- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? В своём произведении Л.Н.Толстой  не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

- Прочитайте, как лев повёл   Работают с текстом.                ( Подошёл к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул её лапой…)

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. 
    
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.

- Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.   Высказывают своё мнение, работают с учебником.      (Умный взгляд собачки был как просьба не есть её. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком

Работа в парах

(составить диалог героев)

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый

-Найдите и прочитайте в тексте, как автор говорит о собачке? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик»,  и другие добрые слова.)

- Почему? ( Автор любит её, потому что она маленькая, добрая и беззащитная).

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, у него могучее рычание).

- По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найдите в тексте и   прочитайте. (Оторвал кусок мяса и поделился с ней).

-Как лев относился к собачке?

Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

-Во что переросли чувства собачки и льва?

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке,  в неволе невесела и не особо богата событиями)

 - Что же произошло с собачкой?

- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

-Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой

- Какие чувства испытывает лев от потери друга?(Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

- С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте из текста. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

- Почему лев стал грызть засовы и пол?

Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку)

-Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

- Почему лев не принимает новую собачку? (Был ей предан, друзей не меняют)

- С кем сравнивает Л.Н.Толстой самого льва и его чувства? (Льва изобразил как человека, показал, как он переживает горе, утрату близкого)

- Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер,пережив её на несколько дней).

-Каков конец этой истории? (Печальный).

Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

- Кого вам сейчас жалко?

- Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокое и сильное чувство друг к другу?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как люди, имеют сердце, они всё понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них. Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.) Давайте еще раз обратимся к эпиграфу Как вы пинимаете его смысл?

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились

- Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных?

-Какая пословица подходит к  этому рассказу? Почему?

1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

2. Храброму смерть не страшна.

3. Один за всех и все за одного.

4. Сила сломит всё, а ум силу.

- На примере рассказа «Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди  распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

5. Домашнее задание

- Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. (Группа детей получает задание – нарисовать плакат, посвящённый защите животных)

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ?

- С каким чувством вы уходите с урока?

- Все произведения Л.Н.Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

        Я узнал…

        Я научился…

        Мне понравилось…

        Новыми знаниями я могу поделиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект открытого урока Л.Н.Толстой "Приключения Буратино"

Во время анализа произведения дети учатся определять характер героев через исследования их поступков и действий, развивать логическое мышление на основе логического анализа. Произведение помогает восп...

Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.

На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания  и ответственности за животных, на то, что...

Конспект урока по рассказу Л.Толстого "Прыжок".

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Прыжок" для 2 класса, УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам....