Конспект урока по рассказу Л.Толстого "Прыжок".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Басович Елена Григорьевна

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Прыжок" для 2 класса, УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryzhok.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, проведённого во 2 классе на материале рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: Басович Елена Григорьевна, учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цели урока.

  1. Начать различать такие понятия, как сказка и рассказ (детям говорим «быль» и «правдивая история»).
  2. Не используя таких терминов, как «композиция», «сюжет», «завязка», «кульминация», «развязка», начать работать над структурно-содержательным делением текста.
  3. Научить детей определять и выделять кульминацию, т.е. место особого напряжения событий в тексте.
  4. Продолжать учить детей ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное.
  5. Учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения.
  6. Учить детей примерять высказывание к характеру героя.

Задачи урока.

  1. Исходя из содержания рассказа, выяснить вместе с детьми, что это «правдивая история».
  2. Поручить школьникам найти место особого напряжения событий в тексте, объяснив им, что таких мест в тексте, где концентрируется напряжение, может быть несколько.
  3. Обсудить с детьми, насколько необходимы были решительные действия капитана для спасения мальчика.
  4. Выяснить, какими качествами характера должен обладать настоящий капитан и примерить эти качества к капитану рассказа.
  5. Обсудить, как вели себя пассажиры и матросы, что позволит ещё лучше осознать разницу между поведением матросов и поведением капитана.
  6. Подвести детей к выводу, что никто, кроме человека, обладающего целым набором необходимых качеств, не смог бы спасти мальчика.
  7. Попросить школьников найти в последнем фрагменте текста строчки, подтверждающие, что капитан ещё и отец мальчика, и зачитать их.
  8. Выяснить мотивы поведения мальчика: дело не в том, что мальчику было жалко своей шляпы, а в том, что мальчику неприятно было, что над ним смеются.
  9. Проследить по тексту, как чувства обиды и досады, которые сначала испытывал мальчик, сменяются азартом, задором.
  10. Постараться, чтобы школьники задумались о том, как из пустяка может развиться драматическое событие, которое чуть не стоило жизни двенадцатилетнему мальчику.
  11. Обсудить проблему: кто же виноват в том, что чуть было не случилось ужасное несчастье.
  12. Выяснить, что рассказ назван «Прыжок», потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море является самым главным моментом этого рассказа; именно прыжок спасает мальчику жизнь.
  13. Поработать с высказываниями четырёх героев интриги учебника, в которых выражены четыре разных мнения об этом рассказе: школьникам необходимо, зная характер героев, разобраться, кому из них какое высказывание принадлежит.

Оборудование урока.

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Набор карточек с заданием.
  3. Набор книг с произведениями Л.Н. Толстого.
  4. Карточки с новыми словами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы урока.

- Чей портрет на  доске?  (Слайд 1.) /Л.Н. Толстой/

- Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У толстого было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Л.Н. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.

     Умер Толстой в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов!

- Вы знакомились с произведениями Л. Толстого в классе и дома. Насколько внимательно вы читали, сейчас проверим.

- Возьмите лист с заданием. Прочитайте. Что непонятно? Выполняйте. (Слайд 2.)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л. Толстого и надеюсь, оно вам понравится. Зачеркните одинаковые буквы в задании 2 и вы узнаете название произведения, с которым мы будем знакомиться. (Слайд 3.)

      3. Работа с текстом учебника. С.161. (Слайд 4.)

- Какой подзаголовок есть у произведения? /Быль./

- Как объясните значение этого слова? (Слайд 5.) В тексте нам встретятся новые слова, дадим им пояснение.

Первичное чтение.

- Как вы думаете, это сказка или правдивая история?

- Если бы её нам рассказывал кот учёный, он шёл бы направо или налево? Почему?

/Чтение интриги с.164./

- Кто согласен с Мишей?

- Кому было страшно за мальчика?

- Когда вам впервые стало страшно за мальчика? Найдите и зачитайте эти строки в тексте.

- Когда вам стало ещё страшнее? А ещё?

- Сколько мест особого напряжения событий в тексте мы выделили?

- Найдите и перечитайте ту часть текста, героем которой является капитан.

- Надо ли было целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»? Разве недостаточно было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?

- Видно ли по поведению этого человека, что он капитан, а не матрос, не пассажир?

- Давайте выделим  качества, которыми должен обладать капитан. (Слайд 6.)

- Т.е., капитан должен обладать такими чертами и таким поведением, которое вызывает уважение.

- Подходят ли эти качества к данному конкретному капитану?

- А как вели себя матросы, когда мальчик лез на мачту? Выберите из текста все необходимые отрывки для иллюстрации этого произведения и сделайте вывод.

- Видна разница между поведением матросов и поведением капитана?

- Что кажется вам более важным: то, что человек, который спас мальчика,- его отец, или то, что он – капитан?

- А есть ли в последнем фрагменте строчки, подтверждающие, что капитан – ещё и отец мальчика? Прочитайте.

Физ. минутка. (Слайд 7.)

- Каким  капитан воспитал своего сына? Видно ли по поведению мальчика, что он – сын капитана?

- Какими чертами должен обладать и реально обладает капитан?

- Можно ли сказать, что мальчик – смелый, мужественный, решительный, способный моментально принимать решения?

- Ещё какими качествами обладает мальчик? /Ловкий./

- Что заставило мальчика преследовать обезьяну? Прочитайте.

- Как менялось поведение мальчика в течение всей истории? А его чувства? Прочитайте.

- Зверёк сорвал у мальчика с головы шляпу. Из этого пустяка развилось драматическое событие, которое чуть не стоило жизни двенадцатилетнему мальчику. Попробуйте посмотреть на каждого участника этого события с точки зрения его вины.

- Кто же виноват в том, что чуть было не случилось ужасное несчастье? Обезьяна? Мальчик? Матросы?

- Безусловно, никто не желал мальчику зла – ведь как только ситуация стала по-настоящему опасной, все в ужасе замерли. Никто из тех, кто стоял на палубе, не смог найти выход из создавшейся ситуации. Мальчика спас его отец – капитан. Но как только понадобилась помощь, ведь мальчика кто-то должен был моментально извлечь из воды, когда он прыгнул в море, матросы немедленно попрыгали с корабля в воду и вытащили мальчика на палубу.

- Почему произведение называется «Прыжок»? /Чтение интриги с.165 – 166./

- Чья точка зрения вам ближе?

4.   Домашнее задание.

- Кому хочется ещё раз перечитать это произведение самостоятельно?

  1. Самооценка. (Слайд 8.)

- Если вы довольны своей работой на уроке – возьмите сердечко красного цвета, если недовольны – зелёное. А если считаете, что вам не всё удалось сегодня – жёлтое.

(Слайд 9.)

 

  1. Итог.

- С произведениями Л.Н.Толстого мы продолжим знакомство. (Слайд 10.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

Конспект урока чтения "Рассказы К.Д. Ушинского для детей" 1 класс.

Конспект и самоанализ урока чтения в 1 классе. Тема:"Рассказы К.Д. Ушинского для детей"...

Конспект урока "Составление рассказа по серии сюжетных картин" ("Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок;развивать объём слухо-речевой памяти, внимания, лексический анализ слов....

Конспект урока "Страшный рассказ Е. Чарушин" (2 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с творчеством Е. Чарушина; развитие навыков выразительного, беглого чтения; создание условий для умения делить текст на смысловые части и озаглавливать; с...

Литературное чтение. Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". УМК "Школа России".На уроке используются различные формы организации деятельности обучающихся и вид...

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...