Программа подготовки будущих первоклассников. Математические ступеньки -2019
рабочая программа
Пояснительная записка
Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в «Школе развития». Занятия в «Школе развития» проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе.
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Целью программы являются:
Общее психическое и физическое развитие ребёнка, охрана и укрепление его здоровья, развитие творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы.
Данная программа позволяет:
- Устранить разноуровневую подготовку к обучению детей к школе;
- Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.
В данной программе учитываются основные принципы работы по подготовке детей к обучению, такие как:
-Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
-Доброжелательный климат;
-Положительная оценка любого достижения ребёнка;
-Проведение занятий с учётом специфики старшего дошкольного возраста.
В основе подготовительного курса лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составитель Н. А. Федосова. Данная программа состоит из разделов:
- «От слова к букве» (автор Н. А. Федосова);
- «Здоровье и физическая культура» (авторы – В. Г. Большенков, В.К. Бальсевич).
- «Зелёная тропинка» (автор – А. А. Плешаков);
- «Искусство и культура» (авторы М. Ю. Новицкая, В. И. Романина);
- «Математические ступеньки (автор С. И. Волкова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_stupenki.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление по образованию Администрации городского округа Химки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
Принято Руководитель ШМО Козлукова А.В./_____ Ф.И.О. подпись «____» ____________2019г. | Согласовано Зам. директора по НМР Уголькова А.С. /_________ Ф.И.О. подпись «____» ____________2019г. | Утверждаю Директор школы Полякова М.В./_____________ Ф.И.О. подпись «____» ____________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
модуль «МАТЕМАТИКА»
(наименование учебного предмета (курса)
для обучающихся 6-7 лет
(базовый, углубленный уровень)
Образовательная область Математика и Информатика
Модуль программы Н.А. Федосовой
«Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет»
Москва, изд. «ЮВЕНТА»
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в «Школе развития». Занятия в «Школе развития» проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе.
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Целью программы являются:
Общее психическое и физическое развитие ребёнка, охрана и укрепление его здоровья, развитие творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы.
Данная программа позволяет:
- Устранить разноуровневую подготовку к обучению детей к школе;
- Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.
В данной программе учитываются основные принципы работы по подготовке детей к обучению, такие как:
-Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
-Доброжелательный климат;
-Положительная оценка любого достижения ребёнка;
-Проведение занятий с учётом специфики старшего дошкольного возраста.
В основе подготовительного курса лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составитель Н. А. Федосова. Данная программа состоит из разделов:
- «От слова к букве» (автор Н. А. Федосова);
- «Здоровье и физическая культура» (авторы – В. Г. Большенков, В.К. Бальсевич).
- «Зелёная тропинка» (автор – А. А. Плешаков);
- «Искусство и культура» (авторы М. Ю. Новицкая, В. И. Романина);
- «Математические ступеньки (автор С. И. Волкова).
Рабочая программа по курсу «математические ступеньки»
(модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» для дошкольников)
Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 60 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2011.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
В результате обучения по программе «Математические ступеньки» подготовительного курса ребенок должен знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работ
Содержание курса «Математические ступеньки
Календарно-тематическое планирование предмета
«Формирование математических представлений»
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Литература:
- Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. Азбука. Мой первый учебник. М: Издательство «Ювента», 2017
- Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.Я. и др. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2015
Дополнительная литература:
- Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. М: «Ювента», 2012.
- Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008.
- Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. М: Издательство «Ювента», 2014.
- Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо» 2014.
- Бетенькова Н. М., Горецкий В. Г. Букварь. СПб: Специальная литература, 1997.
- Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению. М: ВАКО, 2004 (мастерская учителя).
- Касаткина Н. А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.
- Новоторцева Н. в, Развитие речи детей. Дидактический материалпо развитию речи у дошкольников и мл. школьников. Ярославль: ООО Академия развития, 1996.
- Корнилова М. и др. «Букварик-Смешарик» М: Эксмо, 2006.
- Шибаев А. А. Язык родной, дружи со мной. Ленинград: Детская литература, 1991.
- Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. М: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Учебно-техническое обеспечение
Учебно-лабораторное оборудование и приборы:
- наборное полотно.
- Карточки с гласными и согласными буквами.
- Алфавит (плакат)
- Предметные картинки к урокам;
- Наборы магнитных карточек: «Алфавит»; «Набор карточек для составления слов»; «Звуки: гласные, твёрдые и мягкие согласные»; «Алфавит-Д». СПб: ООО «Русские самоцветы»
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска;
- компьютер
- проектор
Цифровые образовательные ресурсы
- Единая коллекция цифровых ресурсов. – Режим доступа: http:// scoll-collection/edu.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1 september.ru|urok
- Презентация уроков «Начальная школа». Режим доступа: http:// nachalka.info\about\193 • Презентации: «Детские электронные презентации и клипы». Режим доступа: http://viki.rdf.ru
- Презентации «Школа-АБВ». Режим доступа: http://www.shkola-abv.ru/katalog_
- Презентации, выполненные учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки будущих первоклассников
Программа подготовки будущих первоклассников...
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...
Программа подготовки будущих первоклассников.
Программа «Школа будущего первоклассника» рассчитана на детей 5,5 – 6,5 лет .Срок реализации программы- 3 месяца.Содержание программы:Раздел I. Пояснит...
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...
Программа подготовки будущих первоклассников к школе
Программа подготовки будущих первоклассников рассчитана на 1 учебный год. Программа соответствует нормам и требованиям ФГОС....
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...
Статья на тему: Подготовка будущих первоклассников «Ступеньки детства»
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей...