Программа подготовки будущих первоклассников к школе
методическая разработка (1 класс) на тему
Программа подготовки будущих первоклассников рассчитана на 1 учебный год. Программа соответствует нормам и требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Школа будущих первоклассников" | 127.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№1 муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель Методического Руководитель МО учителей Директор школы:
совета школы:_____________ начальных классов: _________/Осетрова С.Ю./
/Мазаева Н.В./ _________/Ширяева Е.В/
Программа
«Школа будущих первоклассников»
Автор: Куратор начальных классов Ширяева Елена Валерьевна
Г.Нерехта
2010г.
Содержание:
1. Введение. 3
2. Пояснительная записка. 5
3. Содержание программы. 9
4. Организация образовательного процесса. 10
5. Описание образовательных подпрограмм. 12
6. Использованная литература. 22
Приложение №1. Работа с родителями.
Приложение №2. Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность к школе».
Приложение №3. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в Школе будущего первоклассника.
Введение:
Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет.
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «основы личностной культуры». Основной характеристикой личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. внутренняя готовность школьника к обучению, которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
Внутренняя готовность школьника к обучению начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
Для формирования внутренней готовности будущего школьника надо создать условия, чтобы он хоть постепенно привыкал быть учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требованиям. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и документальная основа
Закон РФ «Об образовании» (статья 45).
Федеральный государственный образовательный стандарт. 2009г.
Письмо Министерства образования РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе».
Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13.
Устав МОУ СОШ №1
1.Основание для разработки программы:
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению.
2.Авторы программы:
Рабочая группа учителей начальных классов МОУ СОШ №1
3.Цель программы:
создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
формирование положительного отношения к школе.
4.Задачи программы:
-организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
-укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
-формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, готовящихся к обучению в школе;
развитие любознательности, активности, инициативности, самостоятельности дошкольников;
-воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
-формирование чёткого представления о школе и формах школьного поведения;
-укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;
-воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
-создание необходимых условий, способствующих формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательного, эмоционального, нравственного развития ребёнка.
5.Принципы организации подготовки к обучению в 1 классе.
Принцип деятельностного подхода.
Принцип интегрированного характера занятий.
Принцип систематичности и последовательности занятий.
Принцип сознательности и творческой активности.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Принцип наглядности.
Принцип доступности и достаточности.
Принцип вариативности содержания и форм проведения занятий.
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности.
6.Основные направления программы:
-Социально-личностное развитие
-Познавательно-речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
-Здоровьесберегающее направление
7.Сроки реализации программы
2010-2011 год – апробация программы.
2011-2012, 2012-2013 –внедрение и реализация программы
8.Пользователи основных мероприятий программы
Дети 6; 6,5-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
9.Ожидаемые результаты:
-обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
-развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
-формирование его готовности к систематическому обучению.
Компетенции, формирующиеся во время обучения в Школе будущих первоклассников:
-общекультурные - знания и умения по сохранению здоровья и безопасности жизнедеятельности человека, навыки конструктивного общения, умения взаимодействовать со сверстниками;
-учебно-познавательные - умение наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умение следовать инструкции, умение умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать, умение принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты;
-социально-трудовые – первичные навыки самообслуживания, оценивание своей деятельности и поведения.
Личностные, метапредметные (предпосылки) освоения программы.
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Одно из важных условий успешной адаптации дошкольника – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволят организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог заниматься без физического и психического напряжения. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в школе, организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
При реализации программы педагоги используют технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанные на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам. Также реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагогов на интересы развития ребенка.
Подготовка к школе носит развивающий характер. Применяются развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи, готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.
Педагоги заботятся об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставят его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе.
Таким образом, в школе в течение периода подготовки к школе происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.
Программа рассчитана на 53 занятия - по 2 занятия в неделю (с октября по апрель) продолжительностью 30 минут с 10 – минутными перерывами (не учитывая занятия с психологом, диагностику готовности детей к школе). Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам).
Основная форма организации деятельности – развивающие занятия. Используются различные виды творческих занятий – путешествие, игра, беседы.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- «Занимательная математика».
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
-«Развитие речи».
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
-«Развитие творчества».
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
-Развитие представлений об окружающем (окружающий мир)
Программа нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии
-«Здоровье и физическая культура»
Раздел направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья. Программа предполагает воспитательную направленность, развитие у детей командной взаимовыручки, адаптации в коллективе детей
Планирование занятий
1. «Занимательная математика»-11 часов
2. «Развитие речи»-11 часов
3. «Развитие художественного творчества»-10 часов
4. «Развитие представлений об окружающем» - 11 часов
5. «Здоровье и физическая культура» -10 часов
6. Занятия и диагностика педагога-психолога – 8 часов
Обучающая программа «Занимательная математика»
Основные задачи математического развития дошкольников:
1)Формирование мотивации учения, радость творчества.
2)Увеличение памяти и внимания.
3)Формирование мыслительных операций.
4)Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения.
5)Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6)Выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками.
7)Формирование умения планировать свои действия.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода. На занятиях активно используются игровые формы деятельности. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Они не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Дети постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Содержание программы
В основу изучаемого предмета программы положены следующие понятия из курса Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.
Сравнение предметов (фигур) по цвету, форме, размеру, материалу.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... , меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении, о вычитании. Отношение: часть – целое.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами (ознакомление)
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры).
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления:
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
К концу обучения у детей формируются следующие предметные умения:
Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам.
Умение сравнивать группы предметов.
Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Умение проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции.
Учебно - тематическое планирование
«Занимательная математика»
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Путешествие в Царство математики. | Выявление математических представлений детей. Свойства предметов: цвет, форма, размер |
2 |
Путешествие по сказкам | Ряд чисел от 1 до 10. Прямой и обратный счёт в пределах 10. |
3 | Прогулка по волшебному саду. | Счёт в пределах 10.Сравнение групп предметов по количеству. Понятия больше, меньше, столько же. Знаки >, <, =. |
4 |
На арене цирка | Счёт в пределах 10. Решение задач на нахождение суммы и остатка. Отношение «часть - целое». |
5 | Наш город | Пространственные отношения: слева, справа. Ориентировка на листе в клетку |
6 | Русская народная сказка «Репка» | Пространственные отношения: слева, справа, на, над, под. Ориентировка на листе. |
7 | Мы – юные художники | Счёт в пределах 10. Понятия длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже. |
8 | Разноцветная полянка. | Счёт предметов в пределах 10. Ориентирование на листе. Порядковые отношения. |
9 | Занимательные задачи | Счёт предметов в пределах 10. Цифры от 0 до 9 (знакомство). Решение задач. Закрепление отношения «часть - целое». |
10 | Математическая викторина | Обобщение полученных знаний. |
11 | Творческое занятие | Применение полученных знаний |
Собеседование с педагогом и школьным психологом | Рекомендации педагога и психолога по подготовке к обучению в 1 классе. |
Обучающая программа «Развитие речи»
Основная задача занятий:
развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, определять последовательность звуков в слове, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).
В разделе «Развитие речи» осуществляется интеграция работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основные задачи работы по развитию речи:
- расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
- развитие грамматического строя речи ребенка;
-совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической с опорой на речевой опыт ребёнка;
- развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
- развитие мелкой моторики руки.
Подготовка к обучению письму — процесс сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, курс решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и т.д..
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, составляют узоры, украшения.
Различные графические упражнения помогают сформировать мелкую моторику, развивают координацию движений. Система заданий включает: обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику.
Содержание раздела
Развитие устной речи
Расширение и активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами,
Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений
Развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи:
ответы на вопросы, участие в диалоге;
пересказ рассказа, сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя;
составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению;
рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям;
составление загадок, сказок, рассказов;
словесное рисование
Разучивание загадок, скороговорок, пословиц
Знакомство с художественными произведениями.
Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение создания рассказов, сказок, стихотворений.
Формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать.
Звукопроизношение:
речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение звуков русского алфавита,
произношение и сравнение звуков.
Подготовка к обучению чтению:
Развитие фонематического слуха:
подбор слов с определенным звуком,
выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове,
определение последовательности звуков в слове.
правильное произношение звуков,
дифференциация звуков на слух.
Работа по развитию мелкой моторики руки:
обведение по контуру, составление узоров по аналогии и самостоятельно, дополнение и штриховка предметов, гимнастика для пальцев;
знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве.
Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет дошкольникам успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Предметными результатами дошкольной подготовки по программе «Развитие речи» является формирование следующих умений:
-отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
- ориентироваться на странице тетради.
Учебно – тематическое планирование
«Развитие речи»
№ занятия | Тема занятия | Тема по развитию речи | Тема по подготовке к письму |
1 | Наш класс | Речь. Для чего нужна речь. | Обведение по точкам контура рисунка и раскрашивание |
2 | Зимушка – зима.
| Понятие предложения. Схема предложения. Составление рассказа по картине. | Обводка по шаблонам геометрических фигур и штриховка в разных направлениях. |
3 | Зимующие птицы. | Предложение и слово. Сравнения в основе загадок. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам учителя. | Штриховка контуров предметов. |
4 | Народная мудрость
| Составление предложений по схеме. Пословицы. | Обводка по шаблонам геометрических фигур, составление композиции и штриховка. |
5 | В стране слов и слогов. | Деление слов на слоги. Игра «Раздели слово на части». | Дорисуй картинку. Графический диктант. |
6 | Доктор Айболит (игры со звуками)
| Буква и звук. Деление слов на слоги. Викторина по сказкам К.И.Чуковского. | Нарисуй точно такую же картинку. Продолжи узор |
7 | Учимся рассказывать сказку | Звуки речи. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ сказки самостоятельно и по вопросам. | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая (рабочая) строка. Письмо по точкам коротких наклонных линий. Штриховка. |
8 | Моя любимая игрушка. | Звуки в речи. Дифференциация звуков. Рассказывание на тему по плану. | Обведение по точкам контура рисунка в узкой строке. |
9 | Чудеса в стране слов. Ударение. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Письмо наклонных линий с закруглением внизу. Штриховка различных фигурок. |
10 | Без друга в жизни туго. Басни Л.Н.Толстого | Пересказ басен с опорой на иллюстрации. | Письмо наклонных линий с закруглением вверху. |
11 | Ударение. Игра «Молоточки». Разучивание скороговорок. | Составление сказок, загадок. | Письмо выдуманных линий. Штриховка придуманных фигур. |
Собеседование с педагогом и психологом школы | - | Рекомендации педагога и психолога по подготовке к обучению в 1 классе. |
Характеристика обучающих программ
Обучающая программа «Развитие художественного творчества"
Содержание данной образовательной области направлено на достижение цели развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук является интегрированной развивающе-обучающей с приоритетом развивающей функции:
-развитие мелкой моторики;
-расширение словарного запаса, обогащение его тематическими группами слов;
-развитие детского творчества;
-развитие стремления изготавливать работы в сотрудничестве с товарищами;
-обучение изображению предметов и объектов по памяти, представлению с натуры,
обращая внимание на изучение и передачу формы, пропорций, объема, движения;
-развитие продуктивной деятельности детей (лепка, аппликация, художественный труд).
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Учебно – тематическое планирование
«Развитие художественного творчества»
№ | Тема | Содержание |
1 | Аппликация « Павлин» | Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении. |
2 | «Радуга над полянкой», «бабочка» | Умение использовать краски, технику складывания листа пополам |
3 | Оригами «Лебедь» | Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата |
4 | Раскрашивание шаблона «Яйцо» | Знакомство с техникой росписи на бумаге. |
5 | Аппликация по шаблону «Грибок» | работа по шаблону и образцу |
6 | Конструирование «Домик у дороги» | Аппликация из геометрических фигур |
7 | Рисование «Дерево» | Знакомство с техникой «по-мокрому листу» |
8 | Рисование Медвежонка на поляне | Развитие творческой инициативы |
9 | Мозаика «Кораблик» | Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги» |
10 | Коллективная работа «Панно из наших ладошек» | Умение работать в группе |
Собеседование с педагогом и психологом школы | Рекомендации педагога и психолога по подготовке к обучению в 1 классе. |
Обучающая программа «Развитие представлений об окружающем» (окружающий мир)
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Используется учебно-методический комплекс:
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2010
Содержание курса
№ | Основные разделы курса. |
1. | Наши друзья – животные. |
Обитатели живого уголка. | |
Домашние животные. | |
Животные нашей местности. | |
Наблюдение за поведением животных. | |
Сравнение животных. | |
Распознавание животных на рисунках и в природе. | |
2. | Зеленое чудо — растение. |
Растения нашей местности. -выращивание -рисование | |
Декоративные растения.-лепка -аппликация | |
Овощи и фрукты. -лепка -аппликация -рисование | |
3. | Круглый год. |
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года: -осень -зима -весна -лето |
Учебно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Человек и природа. | 1 |
2 | Осенняя сказка | 1 |
3 | Наши друзья-животные. | 1 |
4 | Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица. | 1 |
5 | Зимник приключения | 1 |
6 | Разнообразие растений | 1 |
7 | Съедобные и несъедобные | 1 |
8 | Неживое и живое в природе | 1 |
9 | Звёзды, солнце и луна. | 1 |
10 | Путешествие по нашему краю | 1 |
11 | Прекрасное - рядом | 1 |
Собеседование с педагогом и психологом школы | Рекомендации педагога и психолога по подготовке к обучению в 1 классе. |
Будущий первоклассник должен иметь представление
· о своей стране, крае, городе (название, природа, труд людей...),
· о всенародных праздниках, о профессиях родителей,
· о школе, об армии и милиции, о транспорте, о библиотеке, о больнице, о почте, о магазинах и т.д., о правилах поведения
· о взаимосвязи живой и неживой природы
· о временах года, о растительном и животном мире, его охране
Обучающая программа «Здоровье и физическая культура»
Главный принцип при реализации этого раздела программы - адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию здоровья ребенка, свобода выбора формы физической активности в соответствии с его личными склонностями и способностями. Раздел направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья. Программа предполагает воспитательную направленность, развитие у детей командной взаимовыручки, адаптации в коллективе детей.
Учебно - тематическое планирование
№ | Тема | Содержание |
1 | Легкая атлетика | Ходьба, бег. Игры «Кто соберется скорее», «Лягушки и цапля» |
2 | Развитие двигательных навыков, координации движений. | Игра «С мячом под дугой», «Переползи - не урони» |
3 | Гимнастика. | Лазание и перелазание. |
4 | Эстафеты. Ходьба и бег с препятствиями | Игра «Кто быстрее перенесет кегли?». |
5 | Развитие быстроты и точности движений. | Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?» |
6 | Спортивные игры | Игры со спортивными снарядами, эстафеты |
7 | Развитие равновесия. | Игры на развитие устойчивости, внимания, осторожности. |
8 | Отработка точности движений и быстроты. | Мы-ловкие и умелые: игра-соревнование. |
9 | Развитие умений выполнять физические упражнения в команде. | Мама, папа, я – спортивная семья. |
10 | Взаимопомощь в спорте. | Игровая программа - командная взаимовыручка. |
Занятия педагога-психолога
Содержание
1.Определение школьной зрелости будущих первоклассников
Изучение развития произвольности внимания
Исследование произвольной сферы (методика «Домик»)
2.Диагностика продуктивности и устойчивости внимания.
3.Индивидуальная диагностика:
а) исследование аффективно-потребностной сферы;
б) исследование интеллектуальной сферы.
4.Занятия по развитию внимания и интеллектуальной сферы ребенка
5.Диагностика тревожности.
6.Развивающее занятие «Я и школа».
7.Развивающее занятие «Дружба».
8.Индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников.
Приложение1
Работа с родителями будущих первоклассников
Формы работы:
- дни открытых дверей;
- консультации;
- устный журнал для родителей;
- педагогический лекторий для родителей.
- Психологическая помощь.
Тематика:
- Родитель – это профессия.
- Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
- Здоровый ребенок – хороший ученик.
- Советы практического психолога.
- Как ребенку помочь стать самостоятельным.
- Как на самом деле любить детей.
- Физическая подготовленность ребенка к школе.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
- Первые дни ребенка в школе.
- Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
Приложение 2
Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Основные критерии | На начало занятий | Промежуточный контроль (март) | Итоговый контроль (май) | |||
I Кругозор | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
I I Развитие речи | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
I I I Развитие познавательной активности, самостоятельности | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
IV Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнения, обобщения, установления закономерностей). | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
V Производительность деятельности | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
VI Контроль деятельности | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
VII Темп деятельности | ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Приложение 3
Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.
1. Социальное развитие
- Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
- Общается со сверстниками, знает правила общения.
- Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
- Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми.
- Хорошо адаптируется к новой обстановке.
- Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
- Не избегает общения.
2. Организация деятельности
- Может планировать свою деятельность.
- Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
- Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
- Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
- Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
- При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
- Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
- Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.
- Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
- Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
- Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
- Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
- В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
- Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
- Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве, одевается, раздевается самостоятельно.
- В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
- Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
- Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
- Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
- Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
- Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
- Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
- Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
- Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
- Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
- Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
- Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
- Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
- Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.
- Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
- Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
- 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
- Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
- Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
7. Развитие внимания и памяти
- Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
- Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
- Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
- Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
- Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
- Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
- После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
Список использованной литературы
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Р-н-Д, 2007.
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008.
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М., 2008.
- Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). М.: Вако, 2005 . –192 с.
- Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
- Кондаков, А.М. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.М. Кондаков. – М., 2008.
- Нежнова П.Г., И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б .Д. Эльконина «Диагностика учебной успешности в начальной школе», М., ОИРО, 2009.
- Программа развития ОУУ в «Школе 2100» : сб. программ «Начальная школа». – М.: Баласс, 2009
- Цукерман Г.А., Поливанова К.П. Введение в школьную жизнь. – М.: Московский центр качества образования, 2010.
- Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. часть 1. – М.: Просвещение, 2009.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 г.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992г.
12. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4.
13. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997г.
14. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
15. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000г.
16. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000г.
17. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000г.
18. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004г.
19. Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. – М.: Просвещение, 2009г.
20. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2009 г.
21. Федосова Н.А. Программ «Преемственность. Подготовка к школе». – М.: Просвещение, 2009 г.
Использование дидактических и технических средств:
Для реализации программного содержания используются:
Демонстрационный и раздаточный материал.
Презентации к занятиям по математике.
Электронные образовательные ресурсы
- http://eor-np.ru/ Электронные образовательные ресурсы
- http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Каталог учебных продуктов
- http://www.ymk.ru/ Открытая русская школа
- http://professionali.ru/ Профессионалы.ру
- http://www.e-learning.by/ Портал электронного обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка будущих первоклассников к школе
Беседа для родителей будущих первоклассников. Ответы на многие вопросы интересующие родителей, рекомендации специалистов, тест "Готов ли ребёнок к школе."...
Программа подготовки будущих первоклассников
Программа подготовки будущих первоклассников...
презентация "Математика" (материалы для подготовки будущих первоклассников к школе)
В этой презентации материалы для подготовки детей к школе по математике....
Программа подготовки будущих первоклассников.
Программа «Школа будущего первоклассника» рассчитана на детей 5,5 – 6,5 лет .Срок реализации программы- 3 месяца.Содержание программы:Раздел I. Пояснит...
Программа подготовки будущих первоклассников. Математические ступеньки -2019
Пояснительная записка Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным п...
Программа « Школа подготовки будущих первоклассников»
Программа « Школа подготовки будущих первоклассников» направлена на развитие средств самопознания детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов ме...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...