Статья на тему: Подготовка будущих первоклассников «Ступеньки детства»
статья
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе я придерживалась идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minor_v_r.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Подготовка будущих первоклассников
«Ступеньки детства»
Выполнила:
воспитатель высшей категории В.Р. Минор.
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе я придерживалась идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, была разработана комплексная программа подготовки будущих первоклассников «Ступеньки детства», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей дошкольного возраста.
Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модельно-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.
Для реализации моей программы на данном этапе целями и задачами были:
1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2. Способствовать развитию мышления.
3. Формировать произвольность всех психических процессов.
4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
8. Продолжать формировать этические представления.
Построение программы и проведение занятий я основывала на следующих принципах:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- комплексность построения занятий;
- активность участников;
- наличие обратной связи на занятиях;
- коммуникативная эффективность;
- обогащение жизненного опыта детей;
- доверие и анонимность;
- социально-личностное развитие.
В программе я учитывала возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).
Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
Для реализации программы за 1 полугодие 2021 года мною было проведено 20 занятий (сюжетно-ролевых игр):
Сказки для школьной адаптации
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, я предложила следующие сказки:
1. Создание «Лесной школы».
2. Букет для учителя.
3. Смешные страхи.
4. Игры в школе.
5. Школьные правила.
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды
Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность:
1. Собирание портфеля.
2. Белочкин сон.
3. Госпожа Аккуратность.
4. Жадность.
5. Волшебное яблоко (воровство).
6. Подарки в день рождения.
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям
Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Я предложила следующие сказки:
1. Домашнее задание.
2. Школьные оценки.
3. Ленивец.
4. Списывание.
5. Подсказка.
Сказки о здоровье, в том числе психическом
Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, нашли разрешение в следующих сказках:
1. Обманный отдых.
2. Бабушкин помощник.
3. Прививка.
4. Больной друг.
В сказкотерапии я использовала уже готовые сказки (народные, авторские), после восприятия которых проводились беседы с детьми, где события сказки связывались с личным опытом детей, с их проблемами, а также составлением психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию детей. Последний вариант сказки по структуре и содержанию связывался с жизнью и трудностями детей.
С помощью сказкотерапии я удовлетворила три доминирующие психологические потребности детей:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значительного и самодостаточного героя.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимали предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — независимо от того, была эта игра сыграна или нет.
Предшкольная подготовка помогла детям овладеть знаниями, а также сформировала универсальные учебные действия и сделала переход к школьной жизни радостным и безболезненным.
Через социально ориентированную деятельность я, с помощью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Подготовка будущих первоклассников «Ступеньки детства», направила детей на другой субъект социальной жизни, развила восприимчивость, эмпатию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"
В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....
Подготовка будущих первоклассников. Открытое занятие по теме "Понятие звери"
Разработка занятия и презентация к ней рассказывают доступным языком о животном мире, о признаках, по которым мы выделяем группу животных - ЗВЕРИ....
Статья на тему: Советы родителям будущих первоклассников.
Первый раз- в первый класс....
Статья по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки».
Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально- ценностном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о природе родного края позволяющ...
Статья «Что должны знать родители о подготовке будущих первоклассников»
Данная статья знакомит родителей с требованиями к подготовке будущих первоклассников...
Статья "Организация дошкольной подготовки будущих первоклассников"
Статья. Организация дошкольной подготовки будущих первоклассников. Дошкольный возраст - важнейший этап воспитания и развития личности ребёнка.Помочь первокласснику с лёгкостью пройти кризисный этап - ...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...