Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
материал
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Развитие речи" | 141 КБ |
"По дороге к Азбуке" (подготовка к обучению письму) | 23.41 КБ |
"Введение в математику" | 124.5 КБ |
"Знакомство с окружающем миром" | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Тематическое планирование по курсу «Развитие речи» для дошкольников в период подготовки к школе соответствует требованиям федерального компонента нового государственного стандарта начального образования и авторской программы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и включённым в Федеральный перечень учебников. Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 6 -7 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».
Назначение курса.
Курс «Развитие речи» направлен на развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Обогащение активного и пассивного словаря.
Развитие грамматического строя речи.
Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
Развитие звуковой культуры речи детей.
Углубление знаний и развитие культуры речи дошкольников.
Работа с учётом особенностей и способностей каждого учащегося.
Организация самостоятельной работы учащихся - добывать знания, логически и нестандартно мыслить.
Курс «Развитие речи» рассчитана на 3 часа в неделю, 12 часов в месяц, на протяжении 5 месяцев учебного года, что составляет 60 часов в год.
В Единый Учебно-Методический Комплект входят:
- Пособия «По дороге к Азбуке», ч. 3 и 4, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007
- «Наши прописи», ч. 1 и 2, вторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина, пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007
- Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке», ОС «Школа 2100», методические рекомендации, «Баласс», 2007
- З.И.Курцева «Ты – словечко, я – словечко», пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007
- З.И.Курцева «Ты – словечко, я – словечко», методические рекомендации,ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007
- М.В.Корепанова, Е.В. Харлампова «Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников», ОС «Школа 2100», ИД РАО «Баласс», 2005
Цель курса:
- реализовать принцип преемственности между детским садом и школой и обеспечить развитие и воспитание дошкольников
- создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка
- облегчить ребенку переход из детского сада в школу,
- сохранить и развить интерес к познанию в условиях школьного обучения
Задачи курса:
- разработка содержания, обеспечивающего воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
- развитие эмоциональной сферы;
- цельность детского мировоззрения.
- формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
- формирование опыта самопознания.
Ожидаемый результат:
- максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала,
- гармоничное развитие личностных качеств,
- осознание ребенком своих возможностей и индивидуальных особенностей,
- умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
- готовность к школьному обучению.
Основные знания, умения, навыки:
- интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
- организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
- коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
- оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).
- группировать слова по указанным признакам, объединять их в тематические группы;
- образовывать новые слова, формы слов по знакомым моделям;
- составлять словосочетания, предложения по картинке;
- строить конструкции с различными предлогами;
- отвечать на вопросы педагога;
- пересказывать текст по зрительной опоре
Способы контроля:
- текущий;
- итоговый;
- индивидуальный.
Мониторинг:
- оценивание знаний в виде уровней – высокий, средний, низкий.
Количество часов:
- 6 месяцев х 10 часов = 60 часов
«Развитие речи»
октябрь
№ | Тема | Форма контроля | Количество часов | Дата |
Звуки и буквы. Понятие «звук»; органы артикуляции; способы произнесения звука. | текущий | 1 | ||
Осень. Описательный рассказ. | индивидуальный | 1 | ||
Слова и звуки | фронтальный | 1 | ||
Звук [А]. Рассказ по сюжетной картинке | фронтальный | 1 | ||
Звук [О]. Обучение ответам на вопросы. | фронтальный | 1 | ||
Звук [Э]. Понятие «звук» и «буква». | фронтальный | 1 | ||
Звук [И]. Рассказ сказки по сюжетной картинке | текущий | 1 | ||
Звук [И - Ы]. Изменение слов путем замены звука. | фронтальный | 1 | ||
Звук [У]. Контруирование словосочетаний и предложений. | фронтальный | 1 | ||
Гласные звуки. | индивидуальный | 1 |
Итого: 10 часов.
«Развитие речи»
ноябрь
№ | Тема | Форма контроля | Количество часов | Дата |
Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. | текущий | 1 | ||
Звук [М‘]. Твёрдые и мягкие согласные | индивидуальный | 1 | ||
Рассказ по опорным картинкам. | самостоятельная работа | 1 | ||
Звук [Н] - [Н ‘] | самостоятельная работа | 1 | ||
Звук [П]. Рассказ по сюжетной картинке. | фронтальный | |||
Звук [П‘]. Выделение в слове твердых и мягких звуков. | текущий | 1 | ||
Составление рассказа – описания. | фронтальный | |||
Звук [Т]. Чтение и составление слогов и слов с помощью условных обозначений. | индивидуальный | 1 | ||
Звук [Т‘]. Пересказ текста. | самостоятельная работа | 1 | ||
Составление рассказа по картине. | самостоятельная работа | 1 |
Итого: 10 часов.
«Развитие речи»
декабрь
№ | Тема | Форма контроля | Количество часов | Дата |
1. | Составление рассказа по опорным картинкам. | фронтальный | 1 | |
2. | Звук [К]. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков. | индивидуальный | 1 | |
3. | Звук [К ‘]. | фронтальный | 1 | |
4. | Звук [Х]. Наблюдение за многозначными словами в речи. | фронтальный | 1 | |
5. | Звук [Х ‘] Определение положения звука в слове. | фронтальный | 1 | |
6. | Дифференциация звуков [К ] - [Х],[К ‘] - [Х ‘] | текущий | 1 | |
7. | Звук [Ф]. Обогащение словарного запаса детей. | фронтальный | 1 | |
8. | Звук [Ф‘]. Преобразование слов путем изменения звукового и слогового состава. | фронтальный | 1 | |
9. | Звук [Ф] - [ф‘]. | фронтальный | 1 | |
10. | Звук [Й ‘]. Определение положения звука в слове. | индивидуальный | 1 |
Итого: 10 часов.
«Развитие речи»
январь
№ | Тема | Форма контроля | Количество часов | Дата |
Звуки [Й ‘О]. Дружные звуки. | текущий | 1 | ||
Звуки [Й ‘У]. Звуковой анализ слогов и слов. | индивидуальный | 1 | ||
Звуки [Й ‘А]. Звуковой анализ слогов и слов. | индивидуальный | 1 | ||
Звуки [Й ‘Э]. Подробный пересказ текста. | фронтальный | 1 | ||
Дифференциация звуков [Й ‘А], [Й ‘О],[Й ‘У], [Й ‘Э]. | текущий | 1 | ||
Составление рассказа по картине. | Самостоятельная работа | |||
Звук [Л ]. Изменение слогов путем замены, перестановки звуков или слогов | фронтальный | 1 | ||
Звук [Л ‘].Изменение слогов путем добавления исключения звуков. | фронтальный | 1 | ||
Дифференциация звуков [Л‘] - [Й ‘] | текущий | 1 | ||
Звуки [В][В ‘]. Обучение диалоговой речи. | индивидуальный | 1 |
Итого:10 часов.
«Развитие речи»
февраль
№ | Тема | Форма контроля | Количество часов | Дата |
1. | Звонкие и глухие согласные. | текущий | 1 | |
2. | Рассказ по сюжетной картине. | самостоятельная работа | 1 | |
3. | Дифференциация звуков [В] - [Ф] [В‘] – составление предложений. | самостоятельная работа | 1 | |
4. | Звук [Ч ‘]. Составление рассказа по картине. | |||
5. | Звук [Щ ‘]. | текущий | 1 | |
6. | Дифференциация звуков [Ч‘] - [Щ ‘].Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | индивидуальный | 1 | |
7. | Звуки [Б] и [Б ‘]. Составление прямых и обратных слогов. | самостоятельная работа | 1 | |
8. | Звуки [Д][Д ‘]. Составление слова из изученных звуков и слогов. | фронтальный | 1 | |
9. | [Д] - [Т] [Д‘] - [Т’]. Классификация звуков: звонкие – глухие, твёрдые – мягкие. | текущий | 1 | |
10. | Пересказ сказки. | индивидуальный | 1 |
Итого:10 часов.
«Развитие речи»
март
№ | Тема | Форма контроля | Количество часов | Дата |
Звук [С] и [С‘]. Участие в диалоге. | текущий | 1 | ||
Звук [Ц]. Употребление новых слов в речи. | текущий | 1 | ||
Звук [З] и [З‘]. Подробный пересказ. | индивидуальный | 1 | ||
Дифференциация звуков [С] - [З], [С’] - [З’]. Свистящие согласные звуки. | самостоятельная работа | 1 | ||
Звуки [С] - [Ш], [Ш] - [Щ’]. | фронтальный | 1 | ||
Звуки [Ж] - [З], [Ж] - [Щ]. Шипящие согласные звуки. | фронтальный | 1 | ||
Звук [Г] - [Г‘]. Звуковой анализ слов. | текущий | 1 | ||
Звук [Р] - [Р‘]. Чтение слогов и слов. | фронтальный | 1 | ||
Дифференциация звуков [Р] - [Л] [Р’] - [Л’]. Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов. | индивидуальный | 1 | ||
Страна Азбука. | итоговый | 1 |
Итого: 10 часов.
Лексическая работа:
наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над словами с противоположным значением в речи;
обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т.д.);
деление слов на тематические группы по смыслу, группировка слов;
употребление новых слов в собственной речи.
2. Развитие грамматического строя устной речи:
наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»);
наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
образование и употребление форм слов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (упражнения типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые», «Скажи со словами один, много» и т.д.);
составление словосочетаний и предложений, распространение предложений;
выделение предлогов из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.
3. Развитие связной речи:
ответы на вопросы, организация диалога;
подробный пересказ текста по зрительной опоре;
составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т.д.
4. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи:
развитие артикуляционного аппарата;
развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, выделять звуки в начале слова.
Лексическая и грамматическая работа:
обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи:
ответы на вопросы, участие в диалоге;
подробный пересказ текста по зрительной опоре;
составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звукослоговому анализу:
звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
отвечать на вопросы педагога;
задавать свои вопросы;
подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
выделять звук в начале слова;
различать звуки и буквы;
узнавать и называть буквы русского алфавита;
соединять звуки в слоги
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.
Основной целью обучения по данной модифицированной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка.
Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.
Программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основными задачами курса являются:
- Развитие мелкой моторики руки.
- Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
- Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
- Обучение звуко-слоговому анализу слов.
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
6. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
7. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Содержание государственной программы рассчитано на 1 год обучения: 1 занятие в неделю. Составителем модифицированной программы материал творчески переработан, количество часов на прохождение программного материала увеличено до 84 подготовительных занятий с целью наилучшего развития мелкой моторики руки.
Модифицированная программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 10 занятий в месяц, всего 70 занятий за год.
Реализация содержания модифицированной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Наши прописи» (ч.1,2). Пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» используется параллельно с пособием «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).
Тематический план
обучения по курсу «По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
Наименование разделов, тем | Количество часов |
Лексическая и грамматическая работа | 5 |
Развитие связной речи | 4 |
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха | 9 |
Обучение звуко-слоговому анализу | 5 |
Работа по развитию мелкой моторики руки | 37 |
Итого: | 60 |
Содержание программы курса «По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
- Лексическая и грамматическая работа (5 часов):
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи (4 часа):
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (9 часов):
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу (5 часов):
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (37 часов) - штриховка, обведение по контуру.
В результате работы по программе курса дети должны:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Список литературы:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
- Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 (7) лет (ч. 1, 2).
Календарно-тематическое планирование курса
«По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Раскраска. | 1 | |
2 | Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму. | 1 | |
3 | Звуки и буквы. Развитие мелкой моторики руки. Лепка. | 1 | |
4 | Звук [А], буква А. Штриховка. | 1 | |
5 | Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру. | 1 | |
6 | Звук [Э], буква Э. Штриховка. | 1 | |
7 | Звук [И], буква И. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. | 1 | |
8 | Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков. | 1 | |
9 | Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук. | 1 | |
10 | Гласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
ноябрь
№п/п | Тема | Кол. часов | Дата |
1 | Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки. | 1 | |
2 | Твердые и мягкие согласные звуки. Звук [М']. | 1 | |
3 | Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.. | 1 | |
4 | Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Штриховка в разных направлениях. | 1 | |
5 | Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. | 1 | |
6 | Звук [П], буква П. Обведение узоров и штриховка в разных направлениях. | 1 | |
7 | Звук [П']. Буквы П, Н, М, гласные буквы. Ответы на вопросы, диалог. | 1 | |
8 | Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Обведение по контуру. | 1 | |
9 | Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Раскраска заданных контуров, штриховка в разных направлениях. | 1 | |
10 | Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
декабрь
№п/п | Тема | Кол. часов | Дата |
1 | Буквы Т, П, Н, М. Развитие связной речи. Обведение по контуру. | 1 | |
2 | Звуки [К], [К']. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях. | 1 | |
3 | Звуки [К], [К']. Буквы К, Т. Срисовывание рисунков. | 1 | |
4 | Звуки [Х], [Х']. Буква Х.Развитие связной речи. | 1 | |
5 | Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Развитие связной речи, диалог. | 1 | |
6 | Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Звуковой анализ состава слогов и слов. | 1 | |
7 | Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. | 1 | |
8 | Слоги с буквой Ф. Конструирование словосочетаний и предложений. | 1 | |
9 | Слоги и слова с буквой Ф. Звуковой анализ. | 1 | |
10 | Звук [Й']. Буквы Й и И. Штриховка в разных направлениях. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
январь
№п/п | Тема | Кол. часов | Дата |
1 | Звук [Й'О]. Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров. | 1 | |
2 | Звук [Й'У]. Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки. | 1 | |
3 | Звук [Й'А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений. | 1 | |
4 | Звук [Й'Э]. Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров. | 1 | |
5 | Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Буквы Е, Ё, Ю, Я. | 1 | |
6 | Буквы Е,Ё,Ю,Я. Слова с буквами Е,Ё,Ю,Я. Конструирование . | 1 | |
7 | Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров. | 1 | |
8 | Звук [Л]. Буква Л. Раскраска заданных контуров, штриховка . | 1 | |
9 | Звук [Л']- [Й'].. Буквы Л, Й. Упражнение для развития руки. | 1 | |
10 | Звуки [В], [В']. Буква В. Штриховка в разных направлениях. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
февраль
№п/п | Тема | Кол. часов | Дата |
1 | Звуки [В], [В']. Буква В. Упражнения для развития руки. | 1 | |
2 | Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. | 1 | |
3 | Буквы В,Ф. Развитие связной речи. Лепка. | 1 | |
4 | Звук [Ч']. Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка. | 1 | |
5 | Звук [Щ']. Буква Щ. Обведение по контуру. | 1 | |
6 | Звуки [Ч'] -[Щ']. Звуковой анализ состава слогов и слов. | 1 | |
7 | Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров. | 1 | |
8 | Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Штриховка в разных направлениях. | 1 | |
9 | Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т']. Буквы Д, Т. | 1 | |
10 | Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П'], [Д] - [Т], [Д'] - [Т'].. Буквы Б, П, Д, Т. Развитие мелкой моторики руки. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«По дороге к Азбуке»
(подготовка к обучению письму)
март
№п/п | Тема | Кол. часов | Дата |
1 | Звук [С]. Буква С. Срисовывание узоров, штриховка в разных направлениях. | 1 | |
2 | Звуки [Ц] - [Ч']. Буквы Ч, Щ. Развитие мелкой моторики руки. | 1 | |
3 | Звук [З]. Буква З. Срисовывание рисунков, обведение узоров. | 1 | |
4 | Буквы З, С, В. Срисовывание узоров. Штриховка в разном направлении. | 1 | |
5 | Звуки [Ш] - [С] - [Щ']. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру. | 1 | |
6 | Звук [Ж]. Буква Ж. Срисовывание и обведение узоров. | 1 | |
7 | Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров. | 1 | |
8 | Звуки [Р], [Р']. Буква Р. Развитие мелкой моторики руки. | 1 | |
9 | Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Буквы Р, Л. Составление рассказа-описания. | 1 | |
10 | Срисовывание полуовалов, волнистых линий. Воспроизведение рисунков, узоров по памяти. | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к модифицированной программе
курса «Раз – ступенька, два - ступенька…»»
(введение в математику)
Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
- Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Содержание используемой государственной программы курса развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» рассчитано на 2 года обучения. Составителем модифицированной программы материал творчески переработан и сокращен до 1-го года подготовительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Модифицированная программа курса развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю, всего 84 занятия за год.
Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Реализация содержания настоящей модифицированной программы развития математических представлений и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной основе, ч. 1-2), ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Тематический план
обучения по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…»
Наименование разделов, тем | Количество часов |
Общие понятия | 18 |
Числа и операции над ними | 15 |
Пространственно-временные представления | 8 |
Геометрические фигуры и величины | 19 |
Итого: | 60 |
Содержание программы курса
«Раз – ступенька, два - ступенька…»»
(введение в математику)
Общие понятия (18 часов)
Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерений. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними (15 часов)
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно – временные представления (8 часов)
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины (19 часов)
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
К концу обучения по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки >, <, = для записи сравнения;
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;
- практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.);
- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Список литературы:
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
- «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.
Календарно-тематическое планирование курса
«Раз – ступенька, два - ступенька…»
(введение в математику)
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. | 1 | |
2 | Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. | 1 | |
3 | Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. | 1 | |
4 | Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы. | 1 | |
5 | Совокупности предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | 1 | |
6 | Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. | 1 | |
7 | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | 1 | |
8 | Пространственные отношения: на, над, под. | 1 | |
9 | Пространственные отношения: справа. | 1 | |
10 | Пространственные отношения: слева. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Раз – ступенька, два - ступенька…»
(введение в математику)
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. | 1 | |
2 | Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | 1 | |
3 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | 1 | |
4 | Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения. | 1 | |
5 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 | |
6 | Число 2 и цифра 2. Пара. | 1 | |
7 | Формирование представлений о точке и линии. | 1 | |
8 | Представления об отрезке, прямой, луче. | 1 | |
9 | Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы. | 1 | |
10 | Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Раз – ступенька, два - ступенька…»
(введение в математику)
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Формирование представлений об углах и видах углов. | 1 | |
2 | Натуральное число как результат счета и измерения. Составление закономерностей. | 1 | |
3 | Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности. | 1 | |
4 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 | |
5 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. | 1 | |
6 | Обозначение отношений: больше – меньше. | 1 | |
7 | Ориентировка в пространстве с помощью плана. | 1 | |
8 | Представление о числовом луче. Числовой отрезок. | 1 | |
9 | Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием | 1 | |
10 | Число 6 и цифра 6. Выявление математических представлений детей. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Раз – ступенька, два - ступенька…»
(введение в математику)
Январь
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Пространственные отношения: длиннее, короче; шире, уже; толще, тоньше. | 1 | |
2 | Сравнение предметов по длине (непосредственное). | 1 | |
3 | Сравнение предметов по длине (опосредованное с помощью мерки). | 1 | |
4 | Зависимость результата сравнения от величины мерки. Установление необходимости выбора единой мерки для сравнения величин. | 1 | |
5 | Число 7 и цифра 7. Порядковый и ритмичный счет. | 1 | |
6 | Начальные представления о величинах. Отношения: тяжелее, легче. | 1 | |
7 | Сравнение предметов по массе (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). | 1 | |
8 | Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 1 | |
9 | Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел точками на отрезке прямой. | 1 | |
10 | Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Раз – ступенька, два - ступенька…»
(введение в математику)
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Число 8 и цифра 8. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой формы. | 1 | |
2 | Представление об объеме (вместимости). Сравнение предметов по объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). | 1 | |
3 | Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин. | 1 | |
4 | Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 | |
5 | Число 9 и цифра 9. Прямой и обратный счет в пределах 10. | 1 | |
6 | Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка. | 1 | |
7 | Начальное представление о площади. Сравнение предметов по площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). | 1 | |
8 | Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0. | 1 | |
9 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 | |
10 | Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Раз – ступенька, два - ступенька…»
(введение в математику)
Март
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | 1 | |
2 | Знакомство с геометрическими фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | 1 | |
3 | Работа с таблицами. Знакомство с символами. | 1 | |
4 | Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. | 1 | |
5 | Решение простых задач (в одно действие) на нахождение суммы. | 1 | |
6 | Решение простых задач на увеличение на несколько единиц. | 1 | |
7 | Решение простых задач на уменьшение на несколько единиц. | 1 | |
8 | Решение простых задач на нахождение остатка. | 1 | |
9 | Решение простых задач на нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | |
10 | Решение простых задач на разностное сравнение. | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к модифицированной программе курса «Здравствуй, мир!»
(ознакомление с окружающим миром)
Модифицированная дополнительная образовательная программа «Здравствуй, мир!» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы ознакомления с окружающим миром «Здравствуй, мир!», предлагаемой А.А. Вахрушевым и Е.Е. Кочемасовой для дошкольной подготовки.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.
Задачи воспитания и развития, стоящие перед педагогом, работающим по программе курса:
- Помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни.
- Раскрыть сущностные особенности предметов; обогатить знания о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.
- Способствовать освоению способов познания и интеллектуальной деятельности.
- Развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.
- Стимулировать потребность в расширении круга общения с другими людьми; помочь осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых.
- Воспитывать бережное отношение к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах.
Широкий кругозор, развитие познавательной и речевой активности, доброжелательное отношение к окружающим людям, осознание своего Я в системе человеческих отношений являются показателями полноценного развития ребенка.
Программа курса дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир, отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Содержание используемой государственной программы курса ознакомления с окружающим миром «Здравствуй, мир!» рассчитано на 1 год обучения, 1 занятие в неделю. Составителем модифицированной программы материал творчески переработан, количество часов на прохождение программного материала увеличено до 28 подготовительных занятий, особое внимание уделяется формированию у детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Названия тем и разделов государственной программы не изменены.
Модифицированная программа курса ознакомления с окружающим миром «Здравствуй, мир!» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 1 занятие в неделю, всего 28 занятий за год.
Реализация содержания настоящей модифицированной программы ознакомления с окружающим миром и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов А.А. Вахрушева и Е.Е. Кочемасовой «Здравствуй, мир!» (ч. 2), ориентированного на развитие мышления, интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, творческих способностей и познавательной активности детей.
Тематический план
обучения по курсу «Здравствуй, мир!»
Наименование разделов, тем | Количество часов |
Подготовка к путешествию | 26 |
Путешествие на север | 5 |
Путешествие в леса | 5 |
На каникулы – в Москву | 3 |
В гости – к мастерам | 5 |
Путешествие на юг | 2 |
Возвращаемся домой | 1 |
Путешествие в дальние страны | 13 |
Итого: | 60 |
Содержание программы «Здравствуй, мир!»
(ознакомление с окружающим миром)
Подготовка к путешествию (26 часов)
Семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спастись от огня. Наши помощники – службы помощи.
Поликлиника. Врач и больной. Регистратура. Профессии врачей (терапевт, стоматолог, хирург, окулист и др.). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.
Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.
Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.
Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы и их доставка.
Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.
Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.
Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.
Путешествие на север (5 часов)
Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.
Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.
Путешествие в леса (5 часов)
Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир в тайге. Дары леса (орехи, грибы). Лес – наше богатство.
Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.
Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.
На каникулы – в Москву (3 часа)
На каникулы – в Москву. Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.
Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.
В гости – к мастерам (5 часов)
Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.
Золотая Хохлома.
В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.
История русского костюма. Как одевались раньше и теперь.
Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек.
Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.
Путешествие на юг. (2 часа)
Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи.
Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.
Возвращаемся домой. (1 часа)
Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).
Путешествие в дальние страны. (13часов)
Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.
Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).
Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).
Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.
К концу года обучающиеся должны знать:
- элементарные правила поведения в городе и природе;
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;
- свой адрес, название страны, города;
- родственные отношения;
- о сезонных изменениях в природе;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
- зимующих птиц.
Должны иметь представление:
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
- о строении своего тела;
- о погоде в разных частях света в разное время года;
- о растительном и животном мире разных частей света;
- об образе жизни людей в других странах;
- о народных промыслах;
- о трех состояниях вещества на примере воды.
Должны уметь:
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
- пользоваться календарем погоды;
- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
Список литературы:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1, 2).
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир!: Методические рекомендации.
Календарно-тематическое планирование курса
«Здравствуй, мир!»
(ознакомление с окружающим миром)
ОКТЯБРЬ
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
Семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. | 1 | ||
Прием гостей. Приготовление праздничного стола. | 1 | ||
Правила хорошего тона. Угощение. | 1 | ||
Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. | 1 | ||
Огонь – друг, огонь – враг. Как спастись от огня. | 1 | ||
Профессии вокруг нас. | 1 | ||
Поликлиника. Врач и Больной. Регистратура. | 1 | ||
Профессии врачей (стоматолог, хирург, окулист, педиатр и др.) | 1 | ||
Строение тела человека. | 1 | ||
Закаливание организма. Если кто – то заболел. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Здравствуй, мир!»
(ознакомление с окружающим миром)
НОЯБРЬ
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Магазин. Продавец и покупатель. | 1 | |
2 | Правила поведения вы магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия. | 1 | |
3 | Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. | 1 | |
4 | Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг. | 1 | |
5 | Аптека. Фармацевт. | 1 | |
6 | Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. | 1 | |
7 | Адрес. Как написать письмо и телеграмму. | 1 | |
8 | Знакомство со своим районом. Правила поведения на улице. | 1 | |
9 | Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и др. | 1 | |
10 | Осень – время года. Признаки осени. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Здравствуй, мир!»
(ознакомление с окружающим миром)
ДЕКАБРЬ
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Подготовка растений и животных к зиме. | 1 | |
2 | Оседлые и перелетные птицы. | 1 | |
3 | Транспорт. Выбор средств передвижения. Правила поведения в транспорте. | 1 | |
4 | Водный, наземный и воздушный транспорт. | 1 | |
5 | Автомобильный и железнодорожный транспорт. | 1 | |
6 | Сказочный транспорт. | 1 | |
7 | Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. | 1 | |
8 | Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). | 1 | |
9 | Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды. | 1 | |
10 | Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Здравствуй, мир!»
(ознакомление с окружающим миром)
ЯНВАРЬ
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Жители тундры. Труд, быт и народные промыслы. | 1 | |
2 | Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир в тайге. | 1 | |
3 | Дары леса (орехи, грибы). Лес – наше богатство. | 1 | |
4 | Смешанный и лиственный лес. Погода. | 1 | |
5 | Растительный и животный мир леса. Дары леса. | 1 | |
6 | Зима – время года. Признаки зимы. | 1 | |
7 | На каникулы – в Москву. Москва – столица России. | 1 | |
8 | История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. | 1 | |
9 | Прогулки по Москве. Достопримечательности Москвы. | 1 | |
10 | Народные промыслы. Городецкая роспись. | 1 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Здравствуй, мир!»
(ознакомление с окружающим миром)
ФЕВРАЛЬ
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Золотая Хохлома. | 1 | |
2 | В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка. | 1 | |
3 | Филимоновская игрушка. | 1 | |
4 | Ярмарка. Одежда. Игрушки. Утварь. | 1 | |
5 | Степи. Погода. Растительный и животный мир. | 1 | |
6 | Весна в степи. Труд людей в степных районах. | 1 | |
7 | Возвращаемся домой. Рассказ о путешествии по стране. | 1 | |
8 | Путешествие в дальние страны. | 1 | |
9 | Африка. Пустыня. Тропический лес. | 1 | |
10 | Погода в Африке. Растения и животные Африки. | 1 |
.
Календарно-тематическое планирование курса
«Здравствуй, мир!»
(ознакомление с окружающим миром)
МАРТ
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Жители Африки, их быт. Заморские кушанья. | 1 | |
2 | Америка. Индейцы – коренные жители Америки. | 1 | |
3 | Родина картофеля, томатов, кукурузы. | 1 | |
4 | Австралия. | 1 | |
5 | Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна). | 1 | |
6 | Антарктида. Лед. Погода. | 1 | |
7 | Животный мир Антарктиды (пингвины). | 1 | |
8 | Зоопарк. | 1 | |
9 | Зоопарк. | 1 | |
10 | Обитатели разных стран в зоопарке. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по курсу дошкольной подготовки
КТП разработано на основе учебных пособий: 1. Серия "Рабочие тетради дошкольника" "Солнечные ступеньки"; 2. Букварь. Авт.: Н.С. Жукова...
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"
Программа и планирование платных курсов по подготовке будущих первоклассников "Раз ступенька, два ступенька"...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"...
Рабочая программа и КТП Платные курсы "Занимательный русский язык"
Рабочая программа и КТП Платные курсы "Занимательный русский язык"...
Статья на тему: Подготовка будущих первоклассников «Ступеньки детства»
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей...