"Роль педагога в формировании детской одаренности"
статья
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_formirovanii_detskoy_odarennosti.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в формировании детской одаренности
Одаренность — наличие потенциально высоких или выдающихся качеств(способностей) у человека.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Одни полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Другие считают, что одаренность уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
В один миг выделить одаренных детей невозможно. Дело не только в невозможности создать тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества личности, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на момент тестирования и не являются неизменными величинами.
Определить ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» сегодня – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного от педагога зависит многое. На его плечи ложится ответственность за правильное воспитание и обучение детей. Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и постоянный процесс. Учитель должен стремиться к постоянному пополнению знаний, совершенствованию мастерства, гибкости, он должен быть творческим, готовым к пересмотру своих взглядов и самосовершенствованию. Одаренный ученик нуждается в устойчивой самооценке. У одаренных детей, как правило, высокая самооценка, но в то же время она крайне противоречива – переход от осознания своих особенностей до полного самоотречения. Одаренный ребенок на самом деле задает школе трудную задачу, которую нельзя оставить без внимания, не смотря на благой принцип – помогать слабо одарённым. Талантливых и способных детей много и нельзя упустить шанс для их развития. Важно выявить природную одаренность ребенка как можно раньше, чтобы полнее раскрыть талант и направить его на успешное развитие в будущем. Истинное дарование чрезвычайно редко развивает все душевные области равномерно. Поэтому следует обратить внимание на «особость» одаренных детей, которая сопровождается проблемами в общении со сверстниками и взрослыми. Необходима профессионально-личностная готовность педагогов к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей. Педагогу важно избегать ошибочных суждений по отношению к ученикам . Чтобы правильно выявить и развить в детях талант, педагогу необходимо и самому обладать профессиональной базой ЗУН, в которые должно входить:
- общая профессиональная подготовка
- личные качества педагога
- специальная профессиональная подготовка
- взаимодействие с другими компонентами структуры образования
В организации работы с одаренными детьми всю деятельность можно разбить на 5 этапов:
- Диагностический – анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
- Учебный – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.
- Методический – создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.
- Творческий – участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.
- Профориентационный – профессиональное самоопределение учащихся.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут не только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям, но и когда работает с таким ребенком грамотный и высококвалифицированный педагог. Ведь необходимо четко знать, каким образом осуществлять педагогическую деятельность по отношению к одаренным школьникам, чтобы способствовать еще большему развитию уже имеющихся талантов и раскрытию тех, которые еще не успели себя должным образом проявить.
Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Выявив одаренного ученика, необходимо установить с ним сотрудничество. Ведь одаренные дети – особый мир, и вы, учителя, обязаны приоткрыть дверь в этот мир. Помните: чем раньше начата работа с одаренным ребенком, тем полнее и шире раскрывается его талант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в формировании детского коллектива
Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....
Роль семьи в раскрытии детской одаренности
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.Необходимо понимать, что одаренные дети – это особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд....
Роль педагога в формировании личности школьника.
Часть 2. Характеристика ценностных ориентацийЧасть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности...
Роль КТЛ при формировании детского коллектива
Статья о роли коллективного творческого дела при формировании и сплочении детского коллектива. В статье рассматриваются этапы организации КТД, поясняется важная роль и актуальность проведения эт...
Роль педагога в формировании личности ребенка
Сколько профессий существует на земле, но по моему мнению, главной является педагог. Именно педагог решает многие вопросы, волнующие ребенка. Даже можно сказать, что это не профессия, а образ жизни. В...
Роль семьи в формировании детской речи. Игровые методы и приемы
Памятка для родителей...
"Роль педагога в формировании личности ребенка"
Данная статья будет интересна молодым педагогам....