Роль КТЛ при формировании детского коллектива
статья (2 класс) на тему

Статья о роли коллективного творческого дела при формировании и сплочении детского коллектива. В статье рассматриваются этапы организации КТД, поясняется важная роль  и актуальность проведения этих мероприятий в современной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль КТД в формировании детского коллектива

      Роль коллективно-творческого дела (коллективные творческие дела на сплочение группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств)
при формировании детского (классного) коллектива была методически обоснована в 60-е годы XX века И.П. Ивановым и Ф.Я. Шапиро. Они разработали методику его проведения. Важность этой деятельности невозможно переоценить.

     Что такое КТД? Вот какую формулировку предлагает И.П. Иванов:

     "Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе".

      Коллективные творческие дела (КТД) – это образовательно –воспитательные мероприятия, организуемые по инициативе детского коллектива и характеризующиеся: товарищеским взаимодействием детей и взрослых, высокой индивидуальной активностью каждого члена коллектива, творческим созидательным характером содержания деятельности, развитым самоуправлением, чувством взаимной ответственности. Технология КТД разработана достаточно хорошо. На этих мероприятиях когда – то строилась коммунарская методика, но и сегодня они дают высокий воспитательный результат в рамках реализации принципов гуманизации и демократизации образования. КТД применимы в системе личностно – ориентированного обучения и воспитания и в ряде других технологий. Также они способствуют социализации и адаптации ребенка в коллективе, так как позволяют учащимся добровольно раскрыть свои умения, таланты и возможности вне учебного процесса.

     В основе методики КТД находятся три идеи:

  1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
  2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
  3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

    Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД:

  1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником – взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм», когда предлагается много невероятных идей.
  2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.
  3. Этап оповещения и доведение всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения – театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии, создание атмосферы ожидания.
  4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального сопровождения, кино, видео – оформления.
  5. Проведение самого дела. Здесь несколько шагов:
  • Сбор гостей, различные действия в предверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры);
  • Торжественное начало, «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, видеопрезентация, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов);
  •  Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);
  • Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть – линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное представление, трогательное прощание).
  1. Этап подведения итогов. Сначала – среди всех участников (по кругу или избранно, все высказывают свое мнение: что было хорошо, что -  не очень и как надо было делать). После этого следует психолого – педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.

     В заключении хочется отметить, что КТД, несмотря на долгое существование, актуальны и по сей день. Некоторые приобрели инновационные формы:  с использованием ИКТ, проектная и исследовательская деятельность и др. Можно смело утверждать, что классный коллектив, где педагог регулярно использует КТД, более сплоченный, дружный, активный и разносторонне развитый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива через творческие дела.

Формирование детского коллектива  через творческие дела....

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

Роль родителей в формировании детского коллектива

Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....

Формирование детского коллектива через занятия кружка «Лепка из солёного теста»

Лепкой мы занимаемся с 1 класса. Сначала всё проходило как обычный урок, но потом на занятия стали приходить даже мамы и бабушки, и еженедельные занятия стали превращаться  в дружный «семей...

Формирование детского коллектива через внеурочную деятельность

Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценн...

Роль воспитателя ГПД в формировании детского коллектива

Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время сложное хотелось бы не потерять увер...