Программа предшкольной подготовки
рабочая программа
Программа предшкольной подготовки разработана на основе программы "По дороге в школу", Программа предлагает систему адаптационных занятий по курсам "Обучение грамоте и развитие речи", "Математика", "Подготовка к письму".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Подготовка детей к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «По дороге в школу» О.Е. Жиренко, Е.В.Колодяжных (на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 №729), с Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) МБОУ «СОШ №105».
Дидактическое обеспечение:
1. О.Е. Жиренко, Е.В.Колодяжных. «Прописи для дошкольников». Тетрадь для детей 6 – 7 лет. Москва «Вако». 2019г.
2. О.Е. Жиренко, Е.В. Фурсова, О.В. Горлова. «Счёт от 1 до 5», «Счёт от 6 до 10». Формирование математических представлений. Рабочая тетрадь. Москва «Вако». 2019г.
3. Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко, Т, М. Лукина «Как хорошо уметь читать!». Книга для чтения в период обучения грамоте. Москва «Вако». 2019г.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
Место занятий в учебном плане
Программа «Подготовка детей к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика», «Подготовка к письму». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 32 недели. Общее количество занятий – 96.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок получит возможность научиться:
«Математика»
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 10 и в обратном порядке;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
узнает состав чисел от 0 до 10;
составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание использование знаков действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
«Обучение грамоте и развитие речи»
делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.
определять место звука в слове.
давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой),
различать понятия «звук», и «буква»
выучит буквы русского алфавита
правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
«Подготовка к письму»
познакомится с гигиеническими требованиями при письме;
научится ориентироваться на пространстве листа в тетради;
писать элементы букв и буквы;
обводить предметы по контуру, штриховать.
Содержание программы
Обучение грамоте и развитие речи (32 ч)
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Слог. Слово. Предложение. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Разбор содержания текста по вопросам, составление вопросов к тексту.
Математика (32 ч)
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Числа от 1 до 10. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 10 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры. Решение задач на сложение и вычитание с опорой на рисунок.
Подготовка к письму (32 ч)
Выполнение графических упражнений, раскрашивание, штриховка, решение логических заданий. Написание элементов букв. Изучение написания букв, расположенных по принципу общих элементов.
Тематическое планирование
Обучение грамоте и развитие речи (32 ч)
№ п/п | Содержание |
1 | Звуки |
2-4 | Звуки и буквы |
5-9 | Гласные звуки и буквы |
10-13 | Согласные звуки и буквы |
14-16 | Слоги, деление слов на слоги |
17 | Ударение |
18 | Ударный слог |
19-22 | Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова |
23-26 | Чтение слов и предложений с изученными буквами |
27-28 | Буквы Ь и Ъ |
29 -32 | Чтение предложений и текстов |
Математика (32 ч)
№ п/п | Содержание |
1 | Свойства предметов. Сравнение предметов. |
2 | Понятия «ближе», «дальше», «посередине», «между», «шире», «уже». |
3 | Пространственные отношения «выше», «ниже», «внутри», «снаружи». |
4 | Пространственные отношения «над», «под», «на», «около». |
5 | Пространственные отношения «впереди», «сзади», «сбоку» |
6 | Пространственные отношения «справа», «слева». |
7 | Цепочки, установление последовательности. Больше, меньше. |
8 | Установление последовательности. |
9 | Прямой и обратный счёт от 1 до 5. |
10 | Число и цифра 1. Сравнение групп предметов. |
11 | Число и цифра 2. Задача. Знаки + и - . |
12 | Число и цифра 3. Знаки «больше», «меньше», «равно». |
13 | Число и цифра 4. Четырёхугольник. |
14 | Состав числа 4. Решение задач. Равенство и неравенство. |
15 | Состав числа 5. Цифра 5. |
16 | Состав числа 5. Письмо цифры 5. |
17 | Число и цифра 6. Пространственные отношения. |
18 | Число и цифра 6. Состав числа 6. Задачи. |
19 | Состав числа 6. Решение задач |
20 | Число и цифра 7. |
21 | Число и цифра 7. Состав числа 7. |
22 | Состав числа 7. Решение задач. |
23 | Число и цифра 8. |
24 | Число и цифра 8. Состав числа 8. |
25 | Состав числа 8. Решение задач. |
26 | Число и цифра 9. |
27 | Число и цифра 9. Состав числа 9. |
28 | Состав числа 9. Решение задач. |
29 | Число и цифра 0. |
30 | Число 10. |
31 | Число 10. Состав числа 10. |
32 | Состав числа 10. Решение задач. Повторение. |
Подготовка к письму
1 | Гигиенические правила при письме. Письмо коротких наклонных линий. |
2 | Письмо коротких и длинных наклонных линий. |
3 - 4 | Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу. |
5 | Элементы букв. |
6 | Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением вверху. |
7 | Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением вверху и внизу. |
8 | Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу. |
9 | Элементы букв. |
10 - 11 | Письмо полуовалов, |
12 | Письмо овалов. |
13 | Длинная наклонная линия с петлей внизу. |
14 | Длинная наклонная линия с петлей внизу и вверху. |
15 | Элементы букв. |
16 | Элементы букв и, й, ц, ш, щ. |
17 | Элементы букв г, п, р, т. |
18 | Элементы букв л, м, я. |
19 | Элементы букв с, э, х, ж. |
20 | Элементы букв о, а, б, ф. |
21 | Элементы букв ч, ь, ы, ъ, е, ё. |
22 | Элементы букв в, у, д, з. |
23 | Элементы букв к, н, ю. |
24 | Элементы букв И, Ш, Й, Ц, Щ. |
25 | Элементы букв Г, П, Т, Р. |
26 | Элементы букв Л, М, А, Я, |
27 | Элементы букв С ,Э, Х, Ж. |
28 | Элементы букв З, О, Е, Ё. |
29 | Элементы букв Ф, У, Ч, |
30 | Элементы букв К, Н, Ю. |
31 | Элементы букв Б, В, Д. |
32 | Закрепление изученного. |
Материально – техническое обеспечение
1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предшкольной подготовки "Школа развития"
Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет. В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...
Программа предшкольной подготовки
Программа расчитана на детей в возрасте от 6,5 - 7 лет. Занятия проводятся ежедневно в течении месяца (июнь): 3 занятия по 30 минут.... ...чрезмерно важно своевременное выявление у детей т...
Программа предшкольной подготовки
Реализация данной программы представляет собой оказание комплексной образовательной услуги по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению, ока...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Программа предшкольной подготовки
Программа по рабочим тетрадям "Солнечные ступеньки"...
Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей 5-6 лет
данный материал использую в дошкольной группе "Родничок" при гимназии (для детей не посещающих детский сад)...
Программа кратковременного курса Программа предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской
Программа кратковременного курса предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе МБО...