Программа предшкольной подготовки
рабочая программа

Программа предшкольной подготовки разработана на основе программы "По дороге в школу", Программа предлагает систему адаптационных занятий по курсам "Обучение грамоте и развитие речи", "Математика", "Подготовка к письму".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Подготовка детей к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «По дороге в школу» О.Е. Жиренко, Е.В.Колодяжных (на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 №729), с Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) МБОУ «СОШ №105».

Дидактическое обеспечение:

1. О.Е. Жиренко, Е.В.Колодяжных. «Прописи для дошкольников». Тетрадь для детей  6 – 7 лет. Москва «Вако». 2019г.

2.  О.Е. Жиренко, Е.В. Фурсова, О.В. Горлова. «Счёт от 1 до 5», «Счёт от 6 до 10». Формирование математических представлений. Рабочая тетрадь. Москва «Вако». 2019г.

3. Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко, Т, М. Лукина «Как хорошо уметь читать!». Книга для чтения в период обучения грамоте. Москва «Вако». 2019г.

            Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей.

             Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

            Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

   Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

            Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

            Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

         Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

             Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

              Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий.

                 Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.

 Место занятий в учебном плане

            Программа «Подготовка детей к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика», «Подготовка к письму». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 32 недели. Общее количество занятий – 96.

Результаты освоения программы

      В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок  получит возможность научиться:

          «Математика»

различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

считать от 0 до 10 и в обратном порядке;

определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

узнает состав чисел от 0 до 10;

составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание использование знаков действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

              «Обучение грамоте и развитие речи»

делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;

выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

определять место звука в слове.

давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой),

различать понятия «звук», и «буква»

выучит буквы русского алфавита

правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами

внимательно слушать литературные произведения;

называть персонажей, основные события;

отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

составлять элементарный рассказ по серии картинок;

обсуждать нравственные стороны поступков людей;

«Подготовка к письму»

познакомится с гигиеническими требованиями при письме;

научится ориентироваться на пространстве листа в тетради;

писать элементы букв и буквы;

обводить предметы по контуру, штриховать.

Содержание программы

 Обучение грамоте и развитие речи (32 ч)

Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Слог. Слово. Предложение. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Разбор содержания текста по вопросам, составление вопросов к тексту.

 Математика (32 ч)

  Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Числа от 1 до 10. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 10 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры. Решение задач на сложение и вычитание  с опорой на рисунок.

Подготовка к письму (32 ч)

          Выполнение графических упражнений, раскрашивание, штриховка,  решение логических заданий. Написание элементов букв. Изучение написания букв, расположенных по принципу общих элементов.

Тематическое планирование

Обучение грамоте и развитие речи (32 ч)

№ п/п

Содержание

1

Звуки

2-4

Звуки и буквы

5-9

Гласные звуки и буквы

10-13

Согласные звуки и буквы

14-16

Слоги, деление слов на слоги

17

Ударение

18

Ударный слог

19-22

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова

23-26

Чтение слов  и предложений с изученными буквами

27-28

Буквы Ь и Ъ

29 -32

Чтение предложений и текстов

              Математика (32 ч)

№ п/п

Содержание

1

Свойства предметов. Сравнение предметов.

2

Понятия «ближе», «дальше», «посередине», «между», «шире», «уже».

3

Пространственные отношения «выше», «ниже», «внутри», «снаружи».

4

Пространственные отношения «над», «под», «на», «около».

5

Пространственные отношения «впереди»,  «сзади», «сбоку»

6

Пространственные отношения «справа», «слева».

7

Цепочки, установление  последовательности. Больше, меньше.

8

Установление последовательности.

9

Прямой и обратный счёт от 1 до 5.

10

Число и цифра 1. Сравнение групп предметов.

11

Число и цифра 2.  Задача. Знаки  + и  - .

12

Число и цифра 3. Знаки «больше», «меньше», «равно».

13

Число и цифра 4. Четырёхугольник.

14

Состав числа 4. Решение задач. Равенство и неравенство.

15

Состав числа 5. Цифра 5.

16

Состав числа 5. Письмо цифры 5.

17

Число и цифра 6. Пространственные отношения.

18

Число и цифра 6. Состав числа 6. Задачи.

19

Состав числа 6. Решение задач

20

Число и цифра 7.

21

Число и цифра 7. Состав числа 7.

22

Состав числа 7. Решение задач.

23

Число и цифра 8.

24

Число и цифра 8. Состав числа 8.

25

Состав числа 8. Решение задач.

26

Число и цифра 9.

27

Число и цифра 9. Состав числа 9.

28

Состав числа 9. Решение задач.

29

Число и цифра 0.

30

Число 10.

31

Число 10. Состав числа 10.

32

Состав числа 10. Решение задач. Повторение.

                Подготовка к письму

         

1

Гигиенические правила при письме. Письмо коротких наклонных линий.

2

 Письмо коротких и длинных  наклонных линий.

3 - 4

Письмо коротких и длинных  наклонных линий с закруглением внизу.

5

Элементы букв.

6

Письмо коротких и длинных  наклонных линий с закруглением вверху.

7

Письмо коротких и длинных  наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

8

Письмо длинных  наклонных линий с закруглением внизу.

9

Элементы букв.

10 - 11

Письмо полуовалов,

12

Письмо овалов.

13

Длинная наклонная линия с петлей внизу.

14

Длинная наклонная линия с петлей внизу и вверху.

15

Элементы букв.

16

Элементы букв и, й, ц, ш, щ.

17

Элементы букв г, п, р, т.

18

Элементы букв л, м, я.

19

Элементы букв с, э, х, ж.

20

Элементы букв о, а, б, ф.

21

Элементы букв ч, ь, ы, ъ, е, ё.

22

Элементы букв в, у, д, з.

23

Элементы букв к, н, ю.

24

Элементы букв И, Ш, Й, Ц, Щ.

25

Элементы букв Г, П, Т, Р.

26

Элементы букв Л, М, А, Я,

27

Элементы букв С ,Э, Х, Ж.

28

Элементы букв З, О, Е, Ё.

29

Элементы букв Ф, У, Ч,

30

Элементы букв К, Н, Ю.

31

Элементы букв Б, В, Д.

32

Закрепление изученного.

Материально – техническое обеспечение

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольной подготовки "Школа развития"

Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет.      В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...

Программа предшкольной подготовки

Программа расчитана на детей в возрасте от 6,5 - 7 лет. Занятия проводятся ежедневно в течении месяца (июнь): 3 занятия по 30 минут.... ...чрезмерно важно своевременное выявление у  детей т...

Программа предшкольной подготовки

   Реализация данной программы представляет собой  оказание комплексной  образовательной услуги по подготовке детей  дошкольного возраста к школьному обучению, ока...

Программа предшкольной подготовки

Программа по рабочим тетрадям "Солнечные ступеньки"...

Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей 5-6 лет

данный материал использую в дошкольной группе "Родничок" при гимназии (для детей не посещающих детский сад)...

Программа кратковременного курса Программа предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской

Программа кратковременного курса предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе МБО...