Программа предшкольной подготовки
рабочая программа по теме

Адамбаева Людмила Анатольевна

    

 Реализация данной программы представляет собой  оказание комплексной  образовательной услуги по подготовке детей  дошкольного возраста к школьному обучению, оказываемую школой родителям (законным представителям)  детей шестилетнего и семилетнего  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_pervoklassnika.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования МО “Город Ирбит”

Муниципальное образовательное учреждение

“Ирбитская основная общеобразовательная школа-интернат № 5”

__________________________________________________________________

                                       “Одобрено”              

                                   Руководитель ШМО учителей начальной школы

                                          __________________________________________

                                   

                                                “______” ____________________ 2009  г.

                                       

                               “Утверждено”

                                       Руководитель   ОУ  № 5

                                                     

                                              _____________________________ Е.А.Тимошенко

                                               

                                       ‘‘_______”___________________ 2009  г.

ПРОГРАММА

 подготовительного курса

в субботней школе развития

 для детей 6-7- летнего возраста

                                                                               CОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                     Учитель начальных классов

                                                                                   МОУ “Школа-интернат № 5”

                                                                          Адамбаева Людмила Анатольевна

ИРБИТ-2009

Содержание

I.       Пояснительная записка                                                                 3—6 стр.

II.      Требования к результатам  обучения                                          7—10 стр.

          по программе подготовительного курса

III.     Календарно-тематическое планирование

          занятий подготовительного курса

          1.    Ознакомление с окружающим                                             11—12 стр.

         (предметное окружение).

         Явления общественной жизни.

         2.    Развитие речи и подготовка                                                  12—14 стр.                  

         к обучению грамоте.

         3.    Подготовка руки к письму.                                                   14—16 стр.

         4.    Начальный курс математики                                                16—18 стр.

         и логики.

         5.    Уроки общения.                                                                      18—19 стр.

         6.    Конструирование, ручной труд.                                           19—20 стр.

         7.    Искусство и культура.                                                            20 - 21 стр.

IV.    Диагностика к составлению                                                         22—25 стр.    

        индивидуальной характеристики

        “Готовность ребенка к обучению”

 V.    Методика для изучения                                                                 26 –30 стр.

         интеллектуальной готовности детей к обучению.

VI.    Приложение.                                                                                   31– 42 стр.

VII.   Библиография.                                                                                43  стр.

  1. Пояснительная записка

                                                                                   Помогая детям преодолевать  

                                                                      трудности, мы всякий раз сотворяем                                  

                                                                      своего рода чудо. Это результат

                                                                      совместных усилий педагогов и

                                                                      детей, маленькое произведение ис-

                                                                      кусства, в создании которого все

                                                                      принимают участие, подобно му-  

                                                                      зыкантам одного оркестра.

                                                                                                            К. Фоппель

           

            Ни для кого  не секрет, что успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний и вся его дальнейшая “школьная карьера” во многом зависят от  дошкольной подготовки. Почему один ребенок хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается с серьёзными проблемами? Причину надо искать в развитии, которое получает ребенок в первые шесть—семь лет своей жизни.

            Как помочь ребенку,  который не  получил  необходимого развития в домашних условиях? Как подготовить его к обучению в школе? Такую помощь могут оказать школьные образовательные учреждения, в которых организована предшкольная подготовка в различных её формах. Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы  каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен.

           Субботняя школа развития детей представляет собой комплексную образовательную услугу по подготовке детей  дошкольного возраста к школьному обучению, оказываемую школой родителям (законным представителям)  детей шестилетнего и семилетнего  возраста.

           В субботнюю школу развития принимаются дети, которым исполняется 7 лет до 15 сентября текущего года и дети, достигшие 7-летнего возраста, проживающие в городе Ирбите, независимо от принадлежности к микрорайону какой-либо общеобразовательной школы. Зачисление детей в школу развития осуществляется на основании заявления родителей законных представителей) и копии свидетельства о рождении ребенка. Наполняемость учебных групп в школе развития устанавливается в количестве 10—12  обучающихся.

         Целью подготовительного курса  является: всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учетом возрастных и психических особенностей.

         Задачи  данного курса:

  1. продолжать всестороннее воспитание и развитие детей;
  2. укреплять физическое и психическое  здоровье детей;
  3. развивать познавательные  интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;
  4. формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе;
  5. совершенствовать все стороны речи: учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа;

          готовить детей к обучению грамоте;

  1. развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности;
  2. воспитывать организованность, дисциплинированность, уважение к старшим,  умение и желание самостоятельно  объединяться для совместной игры и труда.

        Важными условиями эффективной работы с детьми по “Программе подготовительного курса в субботней школе развития для детей 6-7-летнего возраста” являются:

  1. обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  2. создать условия для развития у детей разнообразных способностей;
  3. обеспечить всестороннюю подготовку детей к школе без лишнего давления и перегрузки;
  4. наладить  сотрудничество школы и родителей (законных представителей).

         Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

  1. учет индивидуальных особенностей и способностей детей;
  2. интегрированный подход к построению педагогического процесса;
  3. разнообразие форм и методов  развития детей, разумное сочетание классических и инновационных направлений работы, учет специфики содержания работы
  4. систематичность и последовательность занятий.

        Содержание образовательного процесса в школе развития определяется учебными календарно-тематическими планами, разрабатываемыми педагогами школы и утверждаемыми заместителем директора по учебно-воспитательной работе, ответственным за работу школы развития. Нормативный срок освоения программ школы развития—5 месяцев.

        Занятия по программам школы развития проводятся в учебных помещениях школы педагогическими работниками  школы. Школа развития работает в следующем режиме: 4 учебных занятия с детьми по субботам,  кроме праздничных дней. Продолжительность академического часа занятий в школе развития может составлять от 20до 30 минут.

       Детям, обучающимся в субботней школе развития, предлагаются следующие учебные занятия:

  1.  Ознакомление с окружающим (предметное окружение). Явления общественной жизни.

2.    Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

3.    Подготовка руки к письму.

4.    Начальный курс математики и логики.

5.    Уроки общения.

6.   Конструирование, ручной труд.

7.   Искусство и культура.

         Главное назначение подготовительного курса состоит в том,  чтобы научить детей свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; раскрыть их творческие способности;  приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний; воспитывать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной  атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

      Важнейшей частью  программы  является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности  к обучению в школе.  На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультации родителей будущих первоклассников.

     В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

      Обучение в  школе развития заканчивается комплексной психолого-педагогической диагностикой  ребенка, определяющей его готовность к школьному обучению.

         Данная программа поможет   учителю активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.    

   II. Требования к результатам обучения

 по программе подготовительного курса.

1. Ознакомление с окружающим (предметное окружение). Явления общественной жизни.

     В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  1. созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться;

         обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и    

         перцептивных действий (действий  восприятия);

  1. различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
  2. выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;
  3. представлять историю создания предметов;
  4. делать элементарные выводы и умозаключения.

      В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  1. дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона;
  2. имена и отчества родителей;
  3. герб, флаг России;
  4. что предметы—творения человеческой мысли;
  5. существенные характеристики предметов, их свойства и качества;

          причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и    

          жизнью живых организмов.

2.  Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

         В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  1. участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
  2. быть доброжелательным собеседником,  говорить спокойно, не повышая голоса;  
  3. различать понятия “звук” и “буква”;
  4. определять место звука в слове;
  5. составлять по образцу небольшие рассказы из опыта, о предмете,  по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

       В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  1. последовательность слова в предложении;
  2. выразительные средства языка;
  3. буквы русского алфавита.

3.  Подготовка руки к письму.

         В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  1. ориентироваться на странице тетради;
  2. осознавать способы выполнения действий;
  3. распределять усилия при начертании линий.

         В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  1. знать направление и последовательность движений.

4.   Начальный курс математики и логики.

          В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  1. самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов);
  2. считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
  3. называть числа в прямом (обратном) порядке до 10;
  4. сравнивать предметы по форме;
  5. узнавать знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира;
  6. составлять и решать задачи в одно действие на  сложение и вычитание.        

        В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  1. состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;
  2. получение каждого числа первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  3. арифметические знаки “+”,  “-”, “=”;
  4. название текущего месяца года: последовательность всех дней недели, времен года.

5.      Уроки общения.

         В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  1. передать образ, чувства, настроение с помощью мимики, жестов, телодвижения;
  2. выразить эмоциональное ощущение в рисунке;
  3. применять правила совместного общения.

        В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  1. основные эмоции человека;
  2. нравственные нормы, правила этикета;
  3. способы регуляции поведения.

6.   Конструирование, ручной труд.

         В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  1. создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением;
  2. переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги;
  3. делать разметку по шаблону  на бумаге.

        В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  1. правила техники безопасности при работе с режущими и колющими предметами;
  2. конструкцию предмета и умение анализировать её с учетом практического назначения.

7.   Искусство и культура.

         В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  1. называть  основные выразительные средства;
  2. высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде;
  3. создавать индивидуальный рисунок;
  4. лепить  различные предметы, передавая их форму, позы, движения.

         В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  1. названия цветов, группировку предметов по цвету;
  2. разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное  и народное искусство.

III.     Календарно-тематическое планирование

          занятий подготовительного курса.

      Занятия по подготовке детей к обучению в школе предусматривают формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в перовом классе, а также они должны способствовать возникновению положительного отношения к учебной деятельности.

1. Ознакомление с окружающим (предметное окружение). Явления общественной жизни. (10 часов)

        Умственное воспитание ребенка — важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника.

       Одна  и задач умственного воспитания — ознакомление детей с фактами явлениями окружающего мира. Знакомить  ними надо таким образом, чтобы, обогащая представления детей, стимулировать любознательность и познавательные интересы, которые не развиваются сами по себе.

       В “Программе”  содержание раздела “Ознакомление с окружающим (предметное окружение). Явления общественной жизни” состоит из двух составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни.

      Введение в предметные мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.

      В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

     Детей знакомят с многообразием окружающего мира.

Название темы  занятия

Количество часов

1..

Что нас окружает?

1

2.

Круглый год. Времена года. Их основные признаки.

1

 

3.

Живая и неживая природа.

1

4.

Зеленые помощники человека.

1

5.

Наши друзья животные.

1

6.

Человек + Природа = Удивительные вещи.

1

7.

История возникновения вещей.

1

8.

Транспорт. Виды транспорта.

1

9.

Моя Родина—Россия.

1

10.

Герб, флаг нашего государства.

1

  1.  Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. (15 часов)

      Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста  обучение родному языку — одна их главных. Эта общая задача включает частные такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все достижения ребенка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Связная монологическая  речь, способность к словесному формированию и формированию мысли рождаются в диалоге — наиболее свойственной форме речевого общения нескольких людей. В результате бытовой ситуативный разговор постепенно перерастает в произвольную контекстную речь, богатую и разнообразную.

      Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

Название темы занятия

Количество часов

1.

Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д.

Для чего мы говорим? Игра “Полслова за вами”

1

2.

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание  картинки. Текст, Предложение. Слово.

Игра: Опиши предмет. Кто больше назовет свойств и использование предмета.

2

3.

Звуки. Зачем они нужны? Игра: “Я знаю...”  Гласные звуки.  Мы поем.

1

4.

Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: “ Догадайся, что показал” - пантомима

2

5.

Страна “Алфавития”. В мире волшебных слов.

Игра: “Идем в гости”.

Согласные звуки и буквы. Игра: “Подружи буквы”

1

6.

В стране слов и слогов.

Господин Слогораздел.

Игра: “ Раздели слова на части”.

Ударение. Игра  “ Молоточки”.

1

7.

Согласные звуки. К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории, раньше, позже.

Игра: “Разложи по-порядку”

1

8.

Согласные звуки и буквы.. В городе Неслове.

Игра: “Буква заблудилась”

Категории до, после, потом, сейчас. Игра: “Время рассердилось и ушло. Догони”

2

9.

Чудеса в стране Слов. Времена года.

Игра: “ Когда это бывает?” Звуки и буквы.

Игра: “Составь слово”

1

10.

Звуки глухие и звонкие.

 Игра: “Колокольчики”.

Что такое ребус? Игра: “Кто отгадает”

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра: “Кто больше?”

1

11.

Составление рассказов.

Игра: “Самый красивый”. Подбор слов к рифме.

 Игра: “Какие слова спрятались?”

1

12.

Повторение изученного. В мире слов. Слова похожие и разные.

1

  1. Подготовка руки к письму. (15 часов)

         Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. К ряду факторов, влияющих на его формирование, относятся следующие: физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно  мелкой мускулатуры кисти),  органов зрения к моменту обучения письму; время начала обучения, отношения к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении; отношение  ученика к качеству своего письма и его успешность  в овладении навыками чтения и орфографии; развитие у ребенка чувств ритма; качество орудий письма и др.

         Обучение первоначальному письму—дин из сложных процессов в начальной школе. На первом этапе формирования графического навыка задача учителя состоит в том,  чтобы научить учащегося правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором—писать важнейшие элементы букв, точнее усвоить алгоритм письма ; на третьем—писать буквы; на четвертом—целые слова.

Названия темы занятия

Количество часов

1.

Гигиенические правила письма: посадка, положение тетради, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму.

1

2.

Подготовительные упражнения для развития глазомера. Гигиенические правила письма: посадка, положение тетради, ручки.

1

3.

Ориентация на странице тетради. Выполнение рисунков.

1

4.

Обводка и штриховка контуров. Работа с образцами.

1

5.

Обведение предметов по контуру. Письмо горизонтальных и наклонных линий.

1

6.

Знакомство с основным алгоритмом письма. Написание и соединение крючка и наклонной линии.

1

7.

Знакомство с основным алгоритмом письма. Нахождение основных мест соединения основных элементов букв.

2

8.

Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма.

2

9.

Знакомство с рабочим пространством. Написание крючков.

2

10.

Написание элементов букв.

2

11.

Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма.

1

4.  Начальный курс математики и логики. (15 часов)

    К шести годам ребенок усваивает относительно широкий круг знаний о числе, форме и величине предметов, способен элементарно ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве и времени.

    Очень важно, работая по “Программе подготовительного  курса в субботней школе развития для  детей 6-7-летнего возраста”  по начальному курсу математики и логики,  формировать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также развивать вариативность мышления, произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль. Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать.   Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

Название темы занятия

Количество часов

1.

Деление множества (группы предметов) на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком. Объединение частей в целую группу (множество), дополнение, удаление из множества части (частей), сравнение отдельных частей. Установление зависимости межу множеством и его частью.

2

2.

Пространственные представления, взаимное расположение предметов.

1

3.

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. счет на слух, по осязанию, счет движений (в пределах 10).

2

4.

Развитие понимания независимости числа от пространственно-качественных свойств предметов (цвета, формы, размера), расположения предметов в пространстве, направления счета (слева направо, права налево, с середины, от любого предмета).

2

5.

Определение количественного состава числа из единиц (в пределах 10).

1

6.

Закрепление навыков порядкового счета (в пределах 10); уточнение значения вопросов: “Сколько7”, “Какой?”, “Который?”, представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

2

7.

Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание последующего и предыдущего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах 10, взаимно-обратных отношений между рядом стоящими числами в пределах 10 (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1).

2

8.

Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений (присчитывание второго слагаемого и отсчитывание вычитаемого по единице). Знакомство мо знаками “+”, “-”, “=”/

3

5.   Уроки  общения.  (6 часов)

        В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности—игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребенка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игре дети получают опыт общения со сверстниками, учатся устанавливать дружеские контакт и осваивать нормы нравственного поведения. Одновременно дети с удовольствием познают всевозможные, нетрадиционные приемы и техники изображения. А изотворческая деятельность, как известно, расширяет границы общения с окружающим миром, способствует развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способствует творческой реализации личности.

        Данный раздел “Программы”  реализуется через игровую и изобразительную деятельность детей, создание благоприятного психологического климата и развивающую предметно-пространственную среду.

Название темы занятия

Количество часов

1.

Теплый дом. (Понятия: я—он—мы)

1

2

Как вас зовут? Тренинговое упражнение “Улыбнись соседу”. Игра “Назови ласково”.

Твоё имя. Тренинговое упражнение “Передай добро”.  Игра “Волшебный стул”.

1

3.

Как нужно здороваться. Игра “Давайте поздороваемся”. Творческое задание “Наши ручки”.

1

4.

Слова—приветствия. Тренинговое упражнение “Давайте поздороваемся”.

Вежливые слова. Рисование пальчиками “Мой друг”.

1

5.

Настроение. Игра “Зеркало”.

1

6.

Найди себе друга. Рисование “портрета” пальчиками лучшего друга.

Мы—дружные ребята. игра “Надежное падение”. Игра “Только вместе”. Рисование “дружбы”.

1

  1. Конструирование, ручной труд.

        Конструирование, как и все другие виды творческой деятельности, основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольном  образовании или в семье. Содержание конструирования тесно связано с разнообразными строениями, которые дети видят ежедневно: ограда детского сада, школы, дома, ворота, беседка, скамейки, лестницы, специальные сооружения для игр—машины, корабли, песочницы, домики, дорожки, башенки и др. такие постройки доступны для конструирования дошкольникам  разных возрастных групп.

       На занятиях по ручному труду важно познакомить детей со свойствами различных материалов: бумагу можно складывать в любом направлении (так делают игрушки в технике оригами), свертывать в трубочки (цилиндры).

       Данный раздел готовит детей к восприятию различных конструкций предметов; знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами, способствует развитию  детей мелкой моторики и координации движений.

Название темы занятия

Количество часов

1.

Разметка на “глаз”. Сгибание. Оригами.

2

2.

Сборка: склеивание, наклеивание (бумага). Аппликация.

1

3.

Работа с конструктором. Башенки. Крепость с ограждениями.

1

4.

Работа с конструктором. Автопарк.

1

5.

Выполнение приемов лепки—разминание, раскатывание.

1

6.

Лепка домашнего животного.

1

7.

Сборка: склеивание, наклеивание (бумага). Составление узора.

1

8.

Творческая мастерская.

  1. Искусство и культура. (9часов)

     Раздел направлен на познание мира искусства и культуры, включая искусство своего народа. Курс способствует развитию у дошкольников художественного  вкуса, творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.

Название темы занятия

Количество часов

1.

Цвет. Распределение предметов на группы по цвету.

1

2.

Названия цветов. Группировка предметов по цвету.

1

3.

Ориентация на листе бумаги.

1

4.

Знакомство с видами изобразительного искусства: живопись. Работа с акварелью. Рисунок солнца.

1

5.

Знакомство с видом изобразительного искусства: народное искусство. Работа с акварелью. Изображение сказочного цветка.

1

6.

Рассматривание художественных произведений. Картины художников.

1

7.

Работа с акварелью. Украшение бабочки.

1

8.

Работа с акварелью. Рисование орнамента.

1

9.

Творческая мастерская.

1

IV. Диагностика к составлению индивидуальной характеристики “Готовность  ребенка к обучению”.

Задания по установлению уровня подготовки детей к обучению грамоте.

А) Умеешь ли ты читать? Прочитай слова, предложения.

(Предлагается 3-4 слова и текст из 10-15  слов).

Б) Назови буквы (печатные, письменные).

В) Запиши слова: дом, школа.

Г) Расскажи о том, что прочитано.

Д) составь рассказ по картинке. Расскажи о самом главном.

Результаты опроса детей оформляются в таблицу:

Класс, школа

Чтение

Знание букв

Пересказ

Рассказ по картинке

Ф.И. О.

ученика

Целыми   словами

По слогам

По буквам

Правильно назвал

Правильно напечатал

Правильно написал

Правильный ,подробный

Фактические ошибки

Бедный словарь

Связный

Перечисление  

Перечисление объектов

2.  Задания по выявлению подготовки детей, поступивших в 1 класс, к  изучению математики.

 А) Умеешь ли ты считать? До какого числа? Отсчитай из этой коробки 10—20 предметов.

Б) Положи столько палочек, сколько здесь лежит карандашей.

В) каких кружков больше — красных или синих? (перед учеником  лежит больших красных  кружков …, маленьких синих …).

Г) Какое число больше—7 или 8? Назови какое— нибудь число, которое меньше 30, но больше 5.

Д) Какая это цифра7 назови и покажи цифры, какие ты знаешь.

Е) Разложи геометрические фигуры в две группы так, чтобы в каждой группе были похожие фигуры. (Предлагается 5 фигур: 3 квадрата и 3 треугольника. Среди низ 3 больших фигуры, а 2—маленькие; 2—одного цвета, а 3—другого).

3. Графический диктант.

    Предварительно для тренировки надо выполнить задание:

- Сейчас мы будем учиться рисовать красивые узоры. Приготовились. Подняли руку с ручкой вверх. Вспоминаем, где у нас правая сторона. Теперь ведем руку направо (в воздухе), налево, вверх, вниз. Повторим ещё раз. Линия может быть длиной в одну или в две клетки.

- Намечаем рисовать узор.

1.   Отступив сверху 4 клетки и с правого края листа 4 клетки, поставим ручку в сторону ведем линию: одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо и т.д.

2.    Другой узор: 2 клетки вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз, две направо и т.д.

         

               

  1. .Ещё один узор: 2 клетки вверх,  2 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 направо, 2 вверх, 2 направо, 1 вниз, 1 налево,  1вниз, 2 направо и т.д.

         

4.     Изучение личностной готовности.

       В целях выяснения отношения детей к школе и учению проводится  индивидуальная беседа  с учащимися по определенному плану.

  1. Ходил ли ты в детский сад? Нравилось ли тебе в детском саду?
  2. Какое любимое занятие было у тебя до школы? Почему?
  3. Хотел ли ты идти в школу? Почему?
  4. Готовился ли ты к школе? Кто готовил тебя?
  5. Понравился ли тебе первый день в школе? Если да, то что больше всего понравилось? Почему?
  6. Нравится ли тебе сейчас учиться в школе? Что нравится? Почему?
  7. На каких уроках тебе интереснее всего? Почему?
  8. Хотел бы ты заниматься один дома (без ребят)? С учительницей? Почему?
  9. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты хотел заниматься?
  10. Что ты хочешь делать в школе, чем заниматься?

                                    Анализ данных.

              Провести количественный анализ выполнения задания с точки зрения правильности. Сделать вывод о направленности ребенка на школьную тематику. Провести интерпретацию данных диагностики по изучению личностной готовности ребенка к школе.

5.Особенности физического развития и здоровья (заполняется по материалам медицинской карты или по результатам беседы с медицинским работником, учителем).

1. Рост…, вес …, объем грудной клетки …

2. Состояние здоровья и физическое развитие …

3. Посадка в классе с учетом здоровья (леворукость, зрение, слух, хронические заболевания) …

4. Рациональное питание …

5. Некоторые индивидуальные особенности школьника ...

V. Методика для изучения интеллектуальной

готовности детей к обучению.

         Для диагностики интеллекта ребенка дошкольного возраста может быть использован детский адаптированный вариант методики Векслера. Преимуществом теста Векслера является то, что он позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры, благодаря объединению в нем субтестов, направленных на исследование различных — вербальных и невербальных—характеристик, степень выраженности вычисляется по единой 20 бальной шкале. Это дает возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у испытуемого хуже всего, за счет каких может происходить компенсация, сравнить его достижения со средними нормами и результатами обследования других детей.

I субтест  - “Общая осведомленность” (5 проб) - направлен на изучение кругозора ребенка, запаса имеющихся у него самых общих сведений об окружающей его действительности.

1. Месяц зимы … (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

2. В году …( 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев).

3. Отец старше своего сына … (часто, иногда, всегда, редко, никогда).

4. У дерева всегда есть … (листья, цветы, плоды, корень, тень).

5. Пассажирский транспорт … (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

      Инструкция:

      Для первой пробы после первого прочтения: - какое слово больше подходит?

     При правильном ответе—1 балл.

     При  ошибочном ответе после второй попытки (перед второй попыткой экспериментатор читает пробу ещё раз) - 0,5  балла.

     При неправильном ответе со второй попытки—0 баллов.

     Аналогичным образом предъявляются и оцениваются остальные пробы.

II субтест—”Классификация” (10 проб)  - направлен на исследование способности ребенка к обобщению  понятий, выделению наиболее существенных их признаков.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, скалка, песок, мяч, кубики.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, крыжовник,  липа, осина.

6. Курица, утка, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10.Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

         Инструкция:

         Для первой пробы после первого прочтения: - Одно  слово из пяти лишнее, не подходит. Его надо исключить.

        Второе прочтение: - Какое слово лишнее?

        При правильном ответе задается вопрос: - Почему? (1-6 проба)

        При правильном объяснении—1 балл. При неправильном—0,5 балла.

        При ошибочном ответе предлагается подумать ещё. При правильном ответе—0,5 балла, при неправильном ответе—0 баллов.

III субтест—”Аналогии—сходство” (5 проб) направлен на исследование способности ребенка  к обобщению понятий, выделению наиболее существенных их признаков.

Огурец                                                      Гвоздика

_______________                 _____________________________

          овощ                             сорняк, роса, садик, цветок, земля        

Огород                                          Сад

     _________               __________________________________

        морковь               забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

      Часы                                         Градусник

     _______             _____________________________________

        время             стекло, больной, кровать, температура, врач

       Машина                                      Лодка

    __________           ___________________________________

          мотор                         река, маяк, парус, волна, берег  

       Стол                                          Пол

    __________           ___________________________________

       скатерть                   мебель, ковер, пыль, доски, гвозди  

       Инструкция:

       Для первой пробы  после первого прочтения:  - надо подобрать к “гвоздике” такое слово, которое подходило бы к ней так же, как “овощ” к  “огурцу”.

       Второе прочтение:

    - “Огурец” (пауза) - овощ, “гвоздика” (пауза)  - ….

   (последовательно читается весь ряд слов из знаменателя).

    - Какое слово подходит?

    Дополнительные вопросы не задаются.  

IV субтест— “Понятливость” (5 проб) - направлен на изучение способности ребенка к самостоятельному принятию решений.

1. Окунь,  карась—  …

2. Огурец, помидор—…

3. Шкаф, диван—…

4. Июнь, июль—…

5. Слон, муравей—…

         Инструкция:

         После первого прочтения: - Каким обобщающим словом их можно назвать?

Второе  прочтение: - пауза—ответ.

Оценка решений проб 3 и 4 субтестов, такая же, как и для 1 субтеста.

         

        Критерии оценки успешности решения проб:

А) наивысший—20 баллов

Б) средний—16—19 баллов

В) низкий—13—15 баллов

Г) очень низкий—12 баллов

         После проведения исследования по изучению интеллектуальной готовности ребенка необходимо дать качественный и количественный анализ полученный данных. Количественный анализ заключается в определении уровня в соответствии с набранными баллами. Качественный анализ предполагает уточнение того, как ребенок справляется с тем или иным видом задания, что вызывает наибольшие трудности.

       На основе полученных в ходе экспериментов данных по изучению интеллектуальной готовности ребенка формулируются выводы для общей характеристики.

    Проанализировав полученные данные по всем видам готовности ребенка к обучению в школе, определяется, какова степень готовности в каждом направлении и заполняется таблица:

      Итоговые данные о степени готовности испытуемого.

Вид

 готовности

Уровень готовности

низкий

средний

высокий

Физическая

Интеллектуальная

Личностная

         В итоге проведения диагностики составляется индивидуальная характеристика готовности ребенка к школе.

VI.  Приложение.

Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников.

Игра 1.       “Полслова за вами”

Цель:     Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2. “ Опиши предмет”

Цель:      Знакомство с понятиями “свойства и признаки предметов”, формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра 3. “Я знаю”

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

 - Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).

Игра 4. “Догадайся, что показал” (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь,  терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Игра 5.  “Расшифруй письмо”

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться    на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, “записывает” слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Игра 6. “Кто лучше”

Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя,  кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 7.“Кто наблюдательнее”

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят  выбранную учителем букву.

Игра 8. “Сочини сказку о предмете”.

Цель: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса.

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра 9. “День - ночь”

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: “День - ночь, сладкий - кислый” и др.

Игра 10. “Подружи букву”

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния).

Игра 11. “Идем в гости”

Дети делятся на группы: хозяева и гости. “Хозяева” должны встретить “гостей”, используя “волшебные слова”. “Гости отвечают тем же”.

Игра 12. “Составь слово”

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

Игра 13. “Разложи по-порядку”

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 14. “Сказочные владения Радуги. Опиши”

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. “Молоточки”

Дети “отстукивают” ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра 16. “ Буква заблудилась”

Дети должны “исправить” слова, где перепутались  буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

Игра 17. “Время рассердилось и ушло. Догони”

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории “до, после, потом, сейчас”. Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

Игра 18.        “Когда это бывает”

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Игра 19.        “Колокольчики”

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра 20.        “Исправь ошибки”

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 21.         “Слова”

Учитель задает вопросы:  что? кто? какой?  что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Игра 22.         “Узелки на память”

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все   комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.

Примечание:

Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).

 

Планы—конспекты “Уроков общения”

                     Урок 1. Теплый дом

Цель:  настроить группу на совместную деятельность; развивать доверие друг к другу.

Оборудование: макет домика с окошками, фотографии детей, бумага, акварель.

Ход урока

1. Вводная часть

Учитель: Ребята! Мы с вами должны жить  одной большой и дружной семьей в нашем теплом доме! Вам здесь уютно, вас здесь любят, вас оберегают. В этом доме у вас будет много друзей, вы научитесь любить и уважать друг друга, дружно играть, не ссориться, весело общаться друг с другом.

Давайте возьмемся за руки и ласково улыбнемся  своему соседу сначала справа, затем слева. Я рада, что у вас такие приветливые улыбки. (Обращает внимание детей на изображение домика)

Это наш теплый дом! У каждого будет свое окошечко с вашей фотографией! Сейчас вы поселитесь в  “теплом доме”. Выбирайте себе окошечко! Сделаем это по очереди! Сначала вы должны назвать свое имя и сказать, где вы хотите жить. (Начинает взрослый) Меня зовут Людмила Анатольевна, я хочу жить  в комнате на первом этаже. (Далее все дети по очереди).

Посмотрите! Наш дом светится вашими улыбками! Какой счастливый день!

2. Основная часть.

Игра “Солнышко” (по И.Н. Кольцовой)

       Учитель: Сядьте в круг. Посмотрите. Что у меня есть в руках! Это солнышко! Оно будет согревать нас своим теплом. Сейчас каждый подержит в руках солнышко,  затем передаст его соседу справа. Держите солнышко в руках бережно, нежно, передавай его аккуратно, чтобы не обидеть, не уронить!

  1. Что вы чувствовали, когда держали в руках солнышко?

                    Ходит солнышко по кругу,

                    Дарит деточкам свой свет!

                    А со светом к нам приходит

                    Дружбы солнечной привет!

      Учитель: От этого желтого пушистого комочка нам стало тепло! Сейчас вы все превратитесь в солнышко и согреете своим теплом себя и других.

  1. Что вы чувствовали, когда были солнышком?
  2. Каким было ваше солнышко? (ласковым, теплым.)
  3. Нарисуйте каждый свое солнышко. Покажите его настроение.

        Дети располагают готовые рисунки на стене, специально для этого приготовленной.

        3. Заключительная часть.

        Учитель: Что больше всего вам сегодня запомнилось? Какое настроение было у вас сегодня? Давайте возьмем друг друга за руки, посмотрим в глаза друг другу и улыбнемся ласково! Я очень рада, что вы такие дружные и ласковые дети.

   

                     Урок 2. Как вас зовут. Твое имя.

      Цель:  настроить внимание детей на восприятие своего имени и имени другого ребенка; учить выражать и проявлять чувства; закрепить умение выражать образ и настроение через пластику движений; научить выражать настроение в цвете, проявлять дружеские симпатии.

    Оборудование: акварель, кисти, заготовки сердечек.

Ход урока

1. Вводная часть.

         Учитель: Я рада видеть вас, таких дружных, приветливых! Давайте сядем в кружок, возьмемся за руки, посмотри в глаза соседу и улыбнемся!

      Тренинговое упражнение “Улыбнись соседу” (по Е.А. Алябьевой).

2. Основная часть.

          Учитель: Каждый человек имеет свое имя. И это имя может звучать по-разному. Можно сказать строго, официально, а можно сказать ласково!

      Игра “назови ласково” (по Л.В. Чернецкой)

      Учитель: Возьмите друг друга за руки. Мы сейчас будем знакомиться, кА будто первый раз увиделись. Надо назвать свое уменьшительное имя и спросить соседа, как его зовут. (Начинает игру взрослый):

-Меня ласково зовут Людочка, а как зовут тебя?

(Дети отвечают на вопросы.)

       Учитель: Что вы чувствовали, когда называли ласково свое имя? (Было приятно.) Как бы вы хотели, чтобы вас называли?

      От ласкового имени становится тепло, как будто  бы вас согревает солнышко. Давайте превратимся в маленькие солнышки и согреем друг друга и себя теплом и ласкою.

      Пластический этюд “Солнышко”.

      Учитель: Сегодня мы близко познакомились  с ласковыми именами, согрели друг друга теплом, и у каждого из вас в сердечке остался лучик солнышка, который будет помогать вам дружить. Давайте раскрасим эти сердечки тем цветом, каким вам хочется.

      Дети раскрашивают сердечки акварелью по своему усмотрению и настроению. По окончании работы дети садятся в круг, кладут готовые сердечки перед собой.

     Учитель: Давайте подарим друг другу эти сердечки. Возьмите сердечко, приложите его к сердцу, согрейте своим теплом. А теперь передайте бережно своему соседу справа.

Что вы чувствовали, когда получили подарок?

       Учитель: Конечно же, вы испытали радость! Покажите в танце, как вам было радостно!

     Проводится игра  “Волшебный стул” (по Л.В. Чернецкой).

    Учитель: А у меня для вас есть сюрприз! Вот этот стул с высокой пинкой. Это трон. Вы по очереди будете сидеть на троне, а остальные будут называть вас ласковыми именами или говорить вам ласковые слова. Можно погладить, обнять, поцеловать, сидящего на троне.

 После игры.

  1. Что вы чувствовали, когда сидели на  “волшебном” стуле?

      Учитель: Бывает иногда грустно, как будто бы прошел дождик. Но после дождика всегда выглядывает солнышко и на небе появляется веселая радуга, радостная, в ней дружно переплетаются веселые цвета! Давайте нарисуем радугу! Пусть разноцветная радость  останется с вами и не позволит вам грустить и ссориться!

    Дети рисуют радугу, выбирая материалы по усмотрению и желанию.

3.  Заключительная часть.

       Учитель: Какая радуга получилась у… ?

  1. Что хочет пожелать вам …. радуга?
  2. Какое настроение было у вас, когда вы рисовали радугу?
  3. Что больше всего порадовало вас сегодня?
  4. Как вы думаете, чем больше всего вы порадовали свих товарищей7
  5. Какое настроение вы хотите поставить в свои окошечки?

       Учитель: Теперь сядьте в круг, возьмитесь за руки и передайте эстафету дружбы. Я чувствую, что дружба у нас стало больше, так пусть же она не покидает нас никогда. До свидания!

Урок 3.  Как нужно здороваться.

       Цель:   познакомить со способами приветствия; вызвать у детей положительные эмоции; развивать импатию и мелкую моторику рук.

      Оборудование: мягкие игрушки, гуашь, кисти, мокрая  салфетка.

Ход урока

1. Вводная часть.

         Учитель: Мы вновь собрались на урок в нашей необычной “Школе  общения”. Возьмитесь за руки, нежно пожмите друг другу. Мы вместе, мы дружные, мы здесь!

2.  Основная часть.

    Беседа “Как нужно здороваться” (по Л.В. Чернецкой)

     Учитель: Рукопожатием мы поприветствовали друг друга. А знаете ли вы, что когда мы приветствуем друг друга и говорим “здравствуйте”, то желаем здоровья! Поэтому, здороваясь друг  с другом, надо говорить вежливо, с уважением. Давайте поздороваемся друг с другом. Начну я:  “Здравствуй …!” (Дети продолжают.)

  1. Чье приветствие вам больше всего понравилось? Почему?

Учитель: По- разному приветствуют друг друга дети и взрослые. Об этом я услышала от наших игрушек …. (Вносятся мягкие игрушки.)

    Дети. Здравствуй, …! Привет, …! (Затем игрушки “здороваются”, прикасаясь  носами, спиной, лапками, плечами к детям.)

    Проводится игра “Давайте поздороваемся” (по Е. Лютовой).

     Учитель:  А теперь вы все представьте себя гуляющими по городу. В этом городе никто не разговаривает. Это запрещено. Но вот вы встретили своего друга и хотите его поприветствовать. Когда я хлопну в ладоши, это будет означать следующее: 1 хлопок — здороваемся плечиком, 2 хлопка —спинками, 3 хлопками — носиком.

     Учитель: (после игры). Что вы чувствовали, когда здоровались?

  1. Какое приветствие вам понравилось больше всего?
  2. Как вы здороваетесь со своей мамой, своим папой утром?

         Выполняется творческое задание “Наши ручки”.

      Учитель: Ваши ладошки ласковые, они умеют и здороваться, и отпечатываться на бумаге. Возьмите гуашь розового цвета, покрасьте ею свою ладошку и отпечатайте на бумагу.

       А теперь “оживите её”. Готовую работу подарите тому, кому хотите.

  1. Что вы чувствовали, когда раскрашивали ладошку?

3.  Заключительная часть.

  1. Что вам больше всего запомнилось?
  2. Как приятнее всего было приветствовать друг друга?
  3. Что каждый из вас чувствовал, когда получал подарок от друга?
  4. Давайте возьмемся за руки. Мы дружные ребята. А когда мы держимся все вместе, дружбы становится больше! Ребята, давайте жить дружно!

Урок 4. Слова—приветствия.

       Цель: закрепить умение использовать на практике  слова—приветствия; раскрыть понятие “вежливость”, воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку.

       Оборудование: мяч, мятая бумага, гуашь, акварель, кисти.

 Ход урока

Вводная часть.

          Выполнение упражнения “Доброе утро” (по К. Фоппелю). Тренинговое упражнение “Давайте поздороваемся” (по Е. Лютовой).

          Учитель: Теперь давайте скажем друг другу “здравствуй”. Говорить надо искренне, от души, глядя прямо в глаза. Я начну так: “Здравствуй,  ...”, а вы должны мне ответить: “Здравствуйте, Людмила Анатольевна!” и так все дети.

          После упражнения:

- Что вы чувствовали, когда мы говорили? Когда вам говорили?

2.  Основная часть.

    Проведение игры “Слова—приветствия” с мячом.

    Учитель: Мы вспомним слова—приветствия, которые пользуемся в повседневной жизни. говорит тот, кому бросили мяч.

    Выполнение игры “Здравствуйте” (по Л.В. Чернецкой).

     Учитель: Один ребенок должен уйти за дверь. Сейчас он зайдет снова и поздоровается с вами. Вы должны будете дать ему ответ все по очереди. Выполняйте действие с эмоциями.

    После упражнения:

  1. Чье приветствие вам больше всего понравилось? Почему?

    Учитель: Я вижу, что вы хорошие друзья. Давайте сделаем друг другу подарок. Сегодня я вас научу рисовать на мятой бумаге. Её фактура сделает ваш рисунок необычным, загадочным. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать в подарок своему другу.

    Дети рисуют композицию “Подарок другу”.

    Беседа о вежливых словах “В мире вежливых слов” (по С.О. Николаевой).

    Учитель:  Каждый день мы встречаем множество людей: на улице, в доме, в школе. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже короткой, не обиделся на вас. Культурный человек всегда вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми,  и  незнакомыми  людьми. Ему всегда важно, что о нем подумают окружающие. Он не позволит грубо разговаривать или обижать кого-то. “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Эти слова вы должны всегда помнить.

  1. Какие вежливые слова вы знаете?
  2. А что может произойти, если кто-то к вам грубо обратится?

       Учитель:  Послушайте стихотворение Э. Мошковской “Вежливое слово”. (Стихотворение сопровождается иллюстрациями.)  

      Учитель: Какие вежливые слова называли животные? Какими словами высказывали просьбу, благодарили?

Выполнение упражнения “Вежливые слова” с мячом (по Е. Лютовой).

     Учитель: Ребята, я вам предлагаю нарисовать своего лучшего друга. Рисовать будете без кисточек — пальчиками.

  1. Какой ваш друг?
  2. Почему ты считаешь его своим другом?

      Рисование пальчиками на тему: “Мой друг”.

3.  Заключительная часть.

      Выполнение упражнения “Передай дружбу”. Подведение итогов.

VII.  Библиография

1. 1000 упражнений для подготовки к школе. Учебное пособие для подготовки детей к школе./Авторы—составители О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.— М.: Астрель, 2007.—415 с .

2. Воспитание и  обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации /Составитель Т.С. Комарова.— М.: Мозаика – Синтез, 2008.—224 с.

3. Новые родительские собрания: 1-4 классы.— М.: ВАКО,   2007. — 336 с.—   (Педагогика. Психология. Управление.)

4. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет: конспекты занятий, информационно-методические материалы / автор—составитель И.П. Посашкова.— Волгоград: Учитель, 2009.—222 с.

5. Практикум по возрастной психологии.  Учебное пособие/Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.— СПб: Речь, 2006.—688 с.

6.  Программа подготовительного курса в субботней школе   развития для детей 6-7-летнего возраста/ Автор-    составитель С. И. Сайкова.— Ирбит: МОУ “Школа— интернат № 5”, 2009.

7. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно– методическое пособие.—СПб.: КАРО, 2005.—144 с. (Коррекционная педагогика)

8. Интернет. Программа  курса “Подготовка детей к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала”.— Санкт– Петербург, 1997 г.

               

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольной подготовки "Школа развития"

Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет.      В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...

Программа предшкольной подготовки

Программа расчитана на детей в возрасте от 6,5 - 7 лет. Занятия проводятся ежедневно в течении месяца (июнь): 3 занятия по 30 минут.... ...чрезмерно важно своевременное выявление у  детей т...

Программа предшкольной подготовки

Программа по рабочим тетрадям "Солнечные ступеньки"...

Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей 5-6 лет

данный материал использую в дошкольной группе "Родничок" при гимназии (для детей не посещающих детский сад)...

Программа кратковременного курса Программа предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской

Программа кратковременного курса предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе МБО...