Методическая разработка рабочей программы по развитию речи "Сила слова"
методическая разработка
Развитая речь является условием повышения общей культуры ребёнка, условием для его умственного и эстетического развития, ключом к налаживанию контактов и общению. Чистая и связная речь - показатель успешного обучения в школе и того, чтобы вообще быть успешным. Представляю методическую разработку программы по развитию речи "Сила слова" для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_po_razvitiyu_rechi.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка рабочей программы по развитию речи
«СИЛА СЛОВА»
для детей дошкольного образования
Составила учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 422
Сенкевич Елена Валерьевна
Пояснительная записка
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены такие виды деятельности:
- логические задачи
- прослушивание рассказов и сказок
- пересказ
- заучивание стихов
- упражнения на совершенствование звуковой культуры речи
- рассказывание по картине
- составление описательных рассказов
- дидактические и словесные игры
- игры-инсценировки
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность
- научность
- сознательность и активность
- наглядность
- доступность
- связь теории с практикой
- индивидуальный подход к учащимся
Формы проведения занятий
- лекции
- беседы
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, загадок, сказок.
- прослушивание и анализ текстов
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)
Интерес учащихся поддерживается внесением в занятия игровых и творческих элементов.
В каждом занятии прослеживаются 3 части:
- игровая
- теоретическая
- практическая
Основные методы и технологии
- технология разно уровневого обучения
- развивающее обучение
- технология обучения в сотрудничестве
- коммуникативная технология
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа курса «Сила слова» рассчитана на 1год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Курс изучения программы «Сила слова» рассчитан на детей 6 лет.
Предметные и метапредметные результаты изучения курса
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятные словосочетания и высказывания)
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
- выражать свои мысли в соответствии возрасту
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе
- оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевых ситуаций
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К окончанию курса «Сила слова» обучающиеся должны уметь:
- определять лексическое значение слова
- уметь пересказывать короткие тексты
- составлять рассказ по картинке
- составлять текст-описание
- уметь пользоваться пословицами и поговорками
- уметь вступать в диалог
- быть хорошим слушателем и собеседником
Тематическое планирование (34часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Дети, в школу собирайтесь. | 1 |
2. | Русское народное творчество. | 5 |
3. | Осень в гости к нам пришла. | 3 |
4. | Что такое хорошо и что такое плохо? | 1 |
5. | Животные леса. | 3 |
6. | Домашние животные. | 3 |
7. | Здравствуй, гостья-зима. | 4 |
8. | Чем пахнут ремёсла? | 2 |
9. | Защитники земли русской. | 2 |
10. | Игрушки. | 2 |
11. | Семья. | 2 |
12. | Весна идёт, весне дорогу. | 3 |
13. | Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. | 3 |
Итого 34 часа |
Содержание занятий.
Тема 1. Дети, в школу собирайтесь. (1ч)
Беседа о празднике «День знаний». Знакомство со стихотворениями С. Михалкова «Важный день» и Т. Боковой « Первый раз в первый класс». Составление рассказа по сюжетной картинке.
Тема 2. Русское народное творчество. (5ч)
Занятие 1. Пословицы и поговорки.
Знакомство с пословицами и поговорками о труде, семье, дружбе. Из истории пословиц. Составление рассказа на тему одной из пословиц.
Занятие 2. Русские народные сказки.
Русские народные сказки и их особенности. Сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые. Пересказ сказки «Лиса и журавль».
Занятие 3. Русские народные сказки.
Знакомство со сказкой «Теремок». Инсценировка сказки.
Занятие 4. Русские народные сказки.
Знакомство со сказкой «Три медведя». Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев. Составление волшебной сказки «Маша в лесу».
Занятие 5. Загадки.
Познакомить с особенностями загадок. Учить разгадывать загадки. Сочинение собственных загадок.
Тема 3. Осень в гости к нам пришла. (3ч)
Занятие 1. Беседа о красоте осени. Развитие связной речи. Составление рассказа по пейзажной картине «Осень». Составление рассказа-рассуждения « Почему я люблю осень?»
Занятие 2. Осень в стихах.
Познакомить со стихами И. Токмаковой « Осенние листья» и Н.Антоновой «Жёлтой краской кто-то». Заучивание и инсценировка стихотворения Подшибякина «Осень начинается».
Занятие 3. Собираем урожай.
Обогащение словарного запаса. Игра «У меня в корзинке». Разгадывание загадок об овощах и фруктах. Знакомство с пословицами об овощах и фруктов, заучивание. Работа по картине «Собираем урожай».
Тема 4. Что такое хорошо и что такое плохо. (1ч)
Знакомство с произведением В. Маяковского. Развитие умения отвечать на вопрос. Слушание стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово». Составление диалога с «волшебными словами».
Тема 5. Животные леса. (3ч)
Занятие 1. Беседа о жизни лесных животных. Игра «Кто, где живёт?». Составление рассказа-описания по сюжетным картинкам.
Занятие 2. Игра « Звери и их детёныши».
Знакомство с писателем и художником Е. Чарушиным. Слушание рассказов и ответы на вопросы. Пересказ « Лисята».
Занятие 3. Разгадывание загадок о лесных животных. Игра «Где, чей дом?». Знакомство со сказкой Л.Толстого «Белка и волк». Инсценировка сказки.
Тема 6. Домашние животные. (3 ч)
Занятие 1. Беседа о жизни домашних животных. Разгадывание загадок. Игра «Кто как голос подаёт». Составление предложений по опорным словам.
Занятие 2. Беседа о пользе домашних животных. Игра «Назови ласково». Знакомство с пословицами о домашних животных. Составление рассказа по картине.
Занятие 3. Беседа о домашних питомцах. Разгадывание загадок. Составление рассказа на тему « Мой домашний любимец».
Тема 7. Здравствуй, гостья-зима. (4ч )
Занятие 1. Беседа об изменениях в природе. Пословицы о зиме. Игра «Доскажи словечко». Составление предложений по опорным словам.
Занятие 2. Беседа о красоте зимы. Знакомство со стихотворениями Я. Акима « Первый снег» и П. Вяземского « Зима». Составление рассказа по пейзажной картине.
Занятие 3. Беседа о зимующих птицах. Разгадывание загадок. Составление рассказа на тему «Покормите птиц зимой».
Занятие 4. Беседа о новогодних праздниках. Слушание и пересказ русской народной сказки « Снегурочка». Составление рассказа из личного опыта « Новогодний подарок Деда Мороза».
Тема 8. Чем пахнут ремёсла.(2 ч)
Занятие 1. Беседа о профессиях. Знакомство с произведением Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?». Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Занятие 2. Беседа о профессиях родителей. Игра « Доскажи словечко». Оставление рассказа на тему « Кто кем станет».
Тема 9. Защитники земли русской. (2ч)
Занятие 1. Беседа о богатырях. Знакомство с картиной Васнецова «Три богатыря». Составление текста-описания по картине.
Занятие 2. Беседа на тему «Наша армия». Разгадывание загадок. Игра «Рода войск». Заучивание наизусть стихотворения Маршака «Февраль». Составление рассказа на тему «Профессия-военный».
Тема 10. Игрушки. (2 ч)
Занятие 1. Беседа об игрушках. Слушание и заучивание стихов из сборника Агнии Барто «Игрушки». Составление рассказа-описания про любимую игрушку.
Занятие 2. Беседа о бережном отношении к игрушкам.Слушание сказки А. Мецгера «Планета поломанных игрушек». Инсценирование отрывков. Составление диалога «Мы играем» с использованием «волшебных слов».
Тема 11. Семья (2 ч)
Занятие 1. Беседа о семье. Пословицы и поговорки о семье. Игра «Назови ласково». Слушание и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
Занятие 2. Слушание и пересказ рассказов Л. Толстого. Составление рассказа на тему «Моя семья».
Тема 12. Весна идёт, весне дорогу. (3 ч)
Занятие 1. Беседа о весенних изменениях в природе. Слушание стихотворения В. Косовицкого «Цвет весны». Заучивание наизусть стихотворения А. Плещеева « Травка зеленеет». Составление рассказа по сюжетной картинке.
Занятие 2. Отгадывание загадок о весне. Пословицы и поговорки о весне. Слушание русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола». Заучивание закличек. Игра «Тепло-холодно».
Занятие 3. Беседа о празднике 8 Марта. Заучивание стихотворения О. Чусовитиной «Подарок мамочке». Пословицы и поговорки о маме. Составление рассказа на тему «Моя мама».
Тема 13. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы.
Занятие 1. Знакомство со словами, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения. Игра « Слова-братья». Разгадывание загадок. Слушание сказки « Ярмарка слов». Составление предложений с многозначными словами.
Занятие 2. Знакомство со словами близкими по смыслу. Игра « Слова-приятели». Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием синонимов.
Занятие 3. Знакомство со словами противоположными по смыслу. Игра «Найди пару».Вычленение антонимов из пословиц. Составление предложений с использованием антонимов.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н .Е .Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. 2012 г.
2.ФГОС в ДОУ: Перспективное планирование образовательной деятельности в старшей группе». Составители: Т. И. Кандала, И.А. Осина.
3. «Конспекты занятий в старшей группе. Развитие речи.» под редакцией В.Н. Волчковой, Н.В. Степановой. 2004 г.
4. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» под редакцией Т.М. Бондаренко. 2007 г.
5. «Воспитание у детей правильного произношения» под редакцией М.Ф.Фомичёвой. 1989 г.
6. «Речевые игры с детьми». В.И. Селиверстова.1994 г.
7. «Занимательное Азбуковедение» В.В. Волиной. 1991 г.
8. «Материал к занятиям по развитию речи» Т.И. Подрезовой. 2010 г.
9. «Грамматика в играх и картинках» М.Г. Борисенко. 2005 г.
10. «Я логично говорю» - рабочая тетрадь. Л.А. Боровских. 2006 г.
11. «Развиваем речь» - рабочая тетрадь. 2006 г.
12. « Развитие речи» под редакцией Р. М. Хамидуллиной. 2009 г.
13. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ - интегрированные занятия под редакцией И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкиной. 2007 г.
14. « Обучение рассказыванию в детском саду» под редакцией Э.П.Коротковой. 1977 г.
15. «Игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко. 1988 г.
16. «Программа по обучению русскому языку» Г.М. Бахаевой, Ф. Х.Зариповой. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...
Методическая разработка. Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. УМК "Перспектива"
Рабочая программа по обучению грамоте предназначена для изучения грамоты в 1 классе по учебнику «Азбука. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс. В 2 ч.» авт. Климанова Л.Ф., Маке...
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
Методическая разработка. Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. УМК "Перспектива"
Рабочая программа по обучению грамоте предназначена для изучения грамоты в 1 классе по учебнику «Азбука. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс. В 2 ч.» авт. Климанова Л.Ф., Маке...
Методическая разработка. Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Перспектива"
Методическая разработка рабочей программы по русскому языку 3 класс. УМК "Перспектива"...
Методическая разработка. Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспектива"
Методическая разработка. Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспектива"...
Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)
Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...