Методическая разработка. Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Методическая разработка. Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.doc | 417 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
«ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДАЮ»: |
На Педагогическом совете Протокол № ___от _______________2015 г. | Директор ГБОУ гимназии № 628 _____________ С.И. Квашнина |
Приказ № _____ от ______________ 2015 года |
по литературному чтению
для 3А класса
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Разработчик рабочей программы: Николаева Елена Николаевна
«РАССМОТРЕНА»: | «СОГЛАСОВАНА»: |
на заседании МО учителей начальных классов | Зам. директора по УВР _______ Н.П.Фролова |
Протокол № ___ от ______ 2015 года | _______________ 2015 года |
Председатель МО ________ В.Э.Синева |
Санкт-Петербург
2015 год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 6 |
3. | Основное содержание предмета (курса) | 10 |
4. | Поурочно - тематическое планирование | 14 |
5. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета | 36 |
1. Пояснительная записка
Программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии с программой «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого.
Изучение курса регламентируется следующими нормативными документами:
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации №08-548 от 29 апреля 2014г. «О федеральном перечне учебников. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования»;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189) с изменениями от 29.04 2015.
- Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;
- Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
- Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе».
Региональный уровень:
- Распоряжение Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р«О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»;
Уровень образовательного учреждения:
- учебный план гимназии на 2015-2016 учебный год;
- внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- формирование эстетического отношения к искусству слова;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Изучение литературного чтения способствует обогащению опыта творческой деятельности учащихся:
1. Обогащение опыта эстетического восприятия, основанное на:
- формировании способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира;
- развитии способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире;
- формировании умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления на основе:
- проведения игр со словами,
- коллективное сочинение различных историй,
- составление рассказов на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы через:
- приобщение к миру поэзии;
- развитие поэтического вкуса.
5. Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение предполагающая знание:
- средств художественной выразительности (эпитеты, сравнение);
- жанров литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение);
- жанров фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка).
Программа по литературному чтению для 3 класса рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К окончанию 3 класса у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
- первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
- умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
- умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
- умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
- умение понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
- умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Учащиеся получат возможность для формирования умения:
- учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
- умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
- умения владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования умения:
- участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
- готовить самостоятельно проекты;
- создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся получат возможность для формирования умения:
- составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
- сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- самостоятельно составлять аннотацию;
- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
- пользоваться алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся получат возможность для формирования умения:
- самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
- рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
- сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
- выявлять особенности героя художественного рассказа;
- выявлять особенности юмористического произведения;
- определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
- наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
- выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся получат возможность для формирования умения:
- определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
- отличать виды устного народного творчества, выявлять особенности каждого вида;
- сравнивать пословицы и поговорки разных народов, группировать пословицы и поговорки по темам;
- определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
- выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- писать отзыв на книгу.
Учащиеся получат возможность для формирования умения:
- выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
3. Основное содержание предмета (курса)
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
4. Поурочно-тематическое планирование
Панируемые сроки | Фактическая дата | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | №урока | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | |||
1 нед. 01.09 | 01.09 | 1 | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги | |||||
Книги-мои друзья (4 часа) | |||||||||
02.09 | 02.09 | Личностные: проявлять: — интерес к изучению темы; — желание рассказывать о прочитанной книге; — творческое отношение к составлению рассказа о Музее книги. Осознавать: — значимость Музея книги для человека; — собственные достижения при освоении темы. Метапредметные: Познавательные: — сравнивать современные книги и книги Древней Руси и обосновывать своё мнение; — определять значимость печатного дела на Руси и обосновывать своё мнение; — определять смысл библейского наставления и обосновывать своё мнение; — определять экспонаты Музея книги, которые можно использовать в жизни; — использовать приобретённые знания для составления рассказа о Музее книги. Регулятивные: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя алгоритм или план; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: — строить понятные для партнёра высказывания; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — взаимодействовать в паре или в группе при выполнении учебного задания; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или в группе; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные: представлять прочитанную книгу. • Оформлять отзыв о прочитанной книге. • Рассказывать о человеке, используя план и изображение памятника. • Составлять рассказ о Музее книги. • Составлять текст экскурсии по залу Музея книги и представлять его. | 1 (2) | Вводный урок. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставление детям Владимира Мономаха. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительнее наставление и изречения из Библии | ||||
03.09 | 03.09 | 2 (3) | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | На основе текста Горбачевского описывать первую печатную книгу, находить необходимые слова в тексте, на основе опорных слов составлять своё высказывание. | |||||
07.09 | 07.09 | 3 (4) | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | Обсуждать наставления и изречения из Библии. | |||||
2 нед. 08.09 | 08.09 | 4 (5) | Мы идём в музей книги. | Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения; работать в парах, выслушивая мнения друг друга | Проверочная работа по разделу «Книги- мои друзья» | ||||
Жизнь дана на добрые дела (17 часов) | |||||||||
09.09 | 09.09 | Личностные: проявлять: — интерес к изучению темы; — желание делать добрые дела; эмоционально-ценностное отношение к герою художе- ственного произведения; — желание создавать правила добрых взаимоотно- шений людей для жителей планеты «Удовольствие»; — осознание собственных достижений при изучении темы. Метапредметные: Познавательные: — определять главную мысль текста, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение; — подбирать пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа, и обосновывать своё суждение; — сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение; — определять правила добрых взаимоотношений между людьми и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления правил добрых взаимоотношений. Регулятивные: умения: — работать с текстом рассказа, используя алгоритм; — работать с пословицей, используя алгоритм; — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные: — формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные: составлять простой план произведения. • Выполнять краткий пересказ текста, используя план. • Составлять и оформлять отзыв о прочитанном про(изведении. • Составлять и формулировать правила добрых взаимоотношений. • Сочинять продолжение сказки «Планета „Удовольствие“». | 1 (6) | Вводный урок. Основные понятия раздела: поступок, верность слову, честность. Работа с выставкой книг | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном учебнике. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. | ||||
10.09 | 10.09 | 2 (7) | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | Читать пословицы. Объяснять смысл пословиц. | Техника чтения | ||||
14.09 | 14.09 | 3 (8) | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа | Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять их смысл | |||||
3 нед. 15.09 | 15.09 | 4 (9) | Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка | Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. Объяснять, в чём была их ошибка, как исправить их ошибку | |||||
16.09 | 16.09 | 5 (10) | Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя | Размышлять о том, кто из героев рассказа больше нравится и почему. Характеризовать героев рассказа. Соотносить пословицы с основной мыслью рассказа. | |||||
17.09 | 17.09 | 6 (11) | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро» | Самостоятельно составлять рассказ по аналогии. | |||||
21.09 | 7 (12) | М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка | Размышлять о причинах и последствиях поступков Лели и Миньки. Давать им оценку. | ||||||
4 нед. 22.09 | 8 (13) | М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ | Делить текст на части в соответствии с предложенным планом. Пересказывать основные события рассказа в соответствии с планом. | ||||||
23.09 | 9 (14) | Л. Каминский. Сочинение | Читать текст вслух, давать характеристику героине рассказа, обосновывать свою точку зрения. Составлять рассказ по аналогии. Соотносить пословицы с основной мыслью рассказа. | ||||||
24.09 | 10 (15) | Отзыв на книгу. Осуждения отзыва в группе | Писать отзыв на прочитанную книгу | ||||||
28.09 | 11 (16) | М. Зощенко «Через тридцать лет» Поступок героя | Выразительно читать эпизоды рассказа, объяснять смысл поступка словами героя. Размышлять о справедливости наказания за совершенный героиней поступок. | ||||||
5 нед. 29.09 | 12 (17) | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях | Выбирать в библиотеке самостоятельно книгу на заданную тему. Определять тему выставки, группировать книги по подтемам, представлять одну из книг. | ||||||
30.09 | 13 (18) | Н. Носов «Трудная задача» | Объяснять смысл заголовка текста. Формулировать вывод, прочитав рассказ. Обсуждать в паре продолжение истории. | ||||||
01.10 | 14 (19) | Семейное чтение. Притчи | Читать текст вслух и про себя. Отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок текстов. | ||||||
05.10 | 15 (20) | Диагностическая работа № 1 | Выполнять задания диагностической работы | Диагностическая работа | |||||
6 нед. 06.10 | 16 (21) | Наш театр. В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…» Инсценирование | Распределять роли, договариваться друг с другом, инсценировать произведение | ||||||
07.10 | 17 (22) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Проверять себя, выполняя задания, самостоятельно оценивать свои достижения. | Проверочная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела» | |||||
Волшебная сказка (14 часов) | |||||||||
08.10 | Личностные: проявлять: — интерес к изучению темы; — желание читать волшебные сказки; — эмоционально ценностное отношение к героям волшебных сказок; — позитивное отношение к своей роли при инсценировке сказки; — желание сочинять волшебную сказку. Метапредметные: Познавательные: — определять книгу, представленную на выставке, и обосновывать своё мнение; — определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; — определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; — определять особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение; — определять порядок действий при инсценировке сказки и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки. Регулятивные: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — работать с текстом сказки, используя алгоритм; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: — формулировать собственное мнение и позицию; — излагать понятно для партнёра содержание произведения; — взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — согласовывать позиции и находить общее решение; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные: составлять подробный план пересказа. • Составлять рассказ по картине, используя план. Читать сказки по ролям. • Инсценировать сказку «По щучьему велению». • Писать рассказ «Я волшебник». • Сочинять собственную волшебную сказку. | 1 (23) | Вводный урок. Основные понятия раздела: народная сказка, присказка, народные приметы | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Размышлять над основными понятиями раздела. | |||||
12.10 | 2 (24) | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки. | Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. | ||||||
7 нед. 13.10 | 3 (25) | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Характеристика героя. | Определять из каких элементов состоит волшебная сказка, характеризовать героев, определять, какие предметы являются сказочными. | ||||||
14.10 | 4 (26) | В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке».Рассказ по картине | Рассматривать картину. Составлять небольшой рассказ по картине с опорой на план «Учитесь рассказывать по картине» | ||||||
15.10 | 5 (27) | Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки | Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. | ||||||
19.10 | 6 (30) | Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. | Определять из каких элементов состоит волшебная сказка, характеризовать героев, определять, какие предметы являются сказочными | ||||||
8 нед. 20.10 | 7 (29) | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог | Определять тему и название выставки книг, находить нужную книгу по каталогу, представлять книгу | ||||||
21.10 | 8 (30) | Самостоятельное чтение .Русская сказка «Морозко» | Определять из каких элементов состоит волшебная сказка, характеризовать героев, определять, какие предметы являются сказочными. | ||||||
22.10 | 9 (31) | Русская сказка «Морозко». Пересказ. | Составлять план текста, делить его на части, подробно пересказывать текст на основе плана. | ||||||
26.10 | 10 (32) | Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки | Определять из каких элементов состоит волшебная сказка, характеризовать героев, определять, какие предметы являются сказочными | ||||||
9 нед. 27.10 | 11 (33) | Русская сказка «Белая уточка». Пересказ | Составлять план текста, делить его на части, подробно пересказывать текст на основе плана. | ||||||
28.10 | 12 (34) | Наш театр. Русская сказка «По щучьему веленью». Инсценирование | Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли, инсценировать заключительные эпизоды сказки. | ||||||
29.10 | 14 (35) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Участвовать в работе группы, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа по разделу «Волшебная сказка» | |||||
Люби всё живое (20 часов) | |||||||||
09.11 | Личностные: проявлять: — интерес к изучению темы; — желание читать детские журналы; — интерес к юмористическому произведению; — желание создавать собственные тексты о животных; — эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения; — желание составлять рассказ о значимости ху - дожественных и познавательных текстов. Метапредметные: Познавательные: — определять главную мысль юмористического произведения и обосновывать своё мнение; — определять комическое в тексте и обосновывать своё мнение; — определять тип текста, жанр произведения и обосновывать своё мнение; — проводить исследование содержания художественного и познавательного текстов; — определять значимость познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления рассказа о значимости художественного и познавательного текстов. Регулятивные: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; — выполнять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: — взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — излагать понятно для партнёра содержание произведения; — распределять роли и обязанности при подготовке к инсценированию сказки; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные: выразительно читать текст юмористического произведения. • Составлять рассказ на тему «Встреча Муравьишки с Бабочкой». • Писать сценарий, используя содержание произведения. •Оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице. • Писать рассказ о значимости художественного и познавательного текстов. | 1 (36) | Вводный урок. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказ, автор-рассказчик, периодическая литература | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном учебнике. Определять конкретный смысл нравственных понятий: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. | |||||
10 нед. 10.11 | 2 (37) | К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста | Определять особенности художественного текста | ||||||
11.11 | 3 (38) | К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Барсук (из энциклопедии) | Составлять план текста, делить текст на части и подробно пересказывать текст на основе плана | ||||||
12.11 | 4 (39) | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы | Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности | ||||||
16.11 | 5 (40) | В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического произведении. Выразительное чтение | Выразительно читать произведение, выявлять особенности юмористического произведения. | ||||||
11 нед. 17.11 | 6 (41) | Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения | Определять смысл названия произведения, правду и вымысел. Читать выразительно стихотворение. | ||||||
18.11 | 7 (42) | В. Бианки «Приключения муравьишки».Правда и вымысел в сказке | Рассказывать об авторе произведения. Рисовать в своем воображении героев, используя авторский текст. Определять смысл названия произведения, правду и вымысел. Находить в тексте опорные слова и выражения, на их основе создавать план для пересказа. | ||||||
19.11 | 8 (43) | Создание текста по аналогии. «Как муравьишке бабочка помогала добраться домой». | Составлять самостоятельно план текста по аналогии. Записать его в тетрадь. | ||||||
23.11 | 9 (44) | О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ | Находить в тексте опорные слова и выражения. С их помощью кратко пересказывать научно-популярный текст.Выявлять особенности научно-познавательного текста. | ||||||
12 нед. 24.11 | 10 (45) | Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения | Определять настроение и темп стихотворения. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы одноклассников. | ||||||
25.11 | 11 (46) | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе | Определять тему выставки, группировать по подтемам, представлять книгу, находить нужную книгу по тематическому каталогу. | ||||||
26.11 | 12 (47) | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов | Знать детскую периодическую печать, ориентироваться в содержании журнала, находить нужную информации в журнале | ||||||
30.11 | 13 (48) | Самостоятельное чтение Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Герой художественного текста, его особенности | Самостоятельно читать произведение, делиться впечатлениями о прочитанном. Обсуждать в паре, группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Читать диалоги в лицах. | ||||||
13 нед. 01.12 | 14 (49) | Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Пересказ | Составлять план, пересказывать близко к тексту на основе плана. | Пересказ | |||||
02.12 | 15 (50) | Семейное чтение .Н. Носов «Карасик». Смысл поступка героев | Обсуждать в паре, группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. | ||||||
03.12 | 16 (51) | Н. Носов «Карасик». Характеристика героев произведения | Давать характеристику героям произведения. | ||||||
07.12 | 17 (52) | Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Инсценирование произведения | Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение | ||||||
14 ненд. 08.12 | 18 (53) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | Работать по алгоритму, отвечая на вопросы по тексту, осознавая, что значит вчитываться в содержание. | ||||||
09.12 | 19 (54) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе | Представлять прочитанную книгу о природе и свой отзыв о ней. | ||||||
10.12 | 20 (55) | Обобщение по разделу «Люби всё живое» | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа по разделу «Люби всё живое» | |||||
Картины русской природы (11 часов) | |||||||||
14.12 | Личностные: проявлять: — интерес к изучению темы; — желание читать лирические произведения о русской природе; — интерес к составлению плана проведения биеннале «Отговорила роща золотая...». Метапредметные: Познавательные: — определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; — соотносить содержание художественного текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение; — определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания и умения для создания плана проведения биеннале «Отговорила роща золотая...». Регулятивные: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; — ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные: — формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные: работать с текстом лирического произведения. • Представлять картину, используя простой и сложный планы. • Проводить исследование текстов и оформлять его результаты в виде таблицы. • Писать лирический текст, используя алгоритм. • Создавать пейзаж для представления на биеннале. • Создавать и оформлять программу биеннале «Отговорила роща золотая...». | 1 (56) | Вводный урок. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности, сравнения, эпитеты | |||||
15 нед. 15.12 | 2 (57) | И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине | Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине. | ||||||
16.12 | 3 (58) | Н. Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности. Сравнения | Читать вслух и про себя, находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину, определять сравнения. | ||||||
17.12 | 4 (59) | М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения, как средство создания образа | Определять олицетворения и сравнения, подбирать свои сравнения и олицетворения | ||||||
21.12 | 5 (60) | Ф. Тютчев «Листья». Контраст, как средство создания образа | Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть картины в художественном тексте | ||||||
16 нед. 22.12 | 6 (61) | А. Фет «Осень». Настроение стихотворения | Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Читать стихотворение выразительно. | ||||||
23.12 | 7 (62) | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе | Определять тему выставки, группировать по подтемам, представлять книгу, находить нужную книгу по тематическому каталогу | ||||||
24.12 | 8 (63) | И. Бунин «Первый снег», В. Поленов «Ранний снег». Сравнения произведений литературы и живописи | Сравнивать произведения литературы и живописи | ||||||
11.01 | 9 (64) | Самостоятельное чтение.Бальмонт «Снежинка» Средства художественной выразительности. | Рассказывать о собственных наблюдениях. Читать вслух и про себя, находить средства художественной выразительности для создания образа снежинки | ||||||
17 нед. 12.01 | 10 (65) | Семейное чтение.Паустовский «В саду уже поселилась осень» Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк», А. Саврасов «Зима» | Находить краски в описании осени писателем. Рассматривать картины природы в живописи, рассказывать о своих наблюдениях. Сравнивать произведения литературы и живописи | ||||||
13.01 | 11 (66) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа по разделу «Картины русской природы» | |||||
Великие русские писатели (27 часов) | |||||||||
14.01 | Личностные: проявлять: — желание читать сказки А. С. Пушкина, басни И. А. Крылова, рассказы Л. Н. Толстого; — творческое отношение к инсценированию басни И. А. Крылова «Квартет»; — интерес к составлению вопросов для школьной викторины о творчестве русских писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого; — понимание своей успешности при изучении темы. Метапредметные: Познавательные: раскрывать понятия «авторская сказка», «басня», «иносказание», «инсценирование», «жанр», «мораль», «сказка в стихах», «тембр», «художник-иллюстратор» и использовать их в активном словаре; — определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; — определять признаки произведения (литературная сказка, басня, рассказ, стихотворение) и обосновывать своё мнение; — определять языковые особенности произведения и обосновывать своё мнение; — определять мораль басни и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления вопросов к школьной викторине о творчестве А. С. Пушкина И. А. Крылова, Л. Н. Толстого. Регулятивные: — выполнять учебное действие в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: — формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при вы- полнении учебного задания в паре или в группе; — договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; — использовать речевые средства для представления результата дея- тельности. Предметные: работать с текстом произведения. • Рассказывать о картине, используя простой план. • Читать поэтический текст выразительно наизусть. • Составлять рассказ на заданную тему. • Проводить исследование текста произведения, оформлять результаты исследования в таблице. • Составлять вопросы для школьной викторины о творчестве А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого. | 1 (67) | Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация, художник-иллюстратор | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки | |||||
18.01 | 2 (68) | Великие русские писатели. В. Берестов. А Пушкин Краткий пересказ | Читать вслух и про себя, находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа, кратко пересказывать текст | Пересказ | |||||
18 нед. 19.01 | 3 (69) | А. С. Пушкин «Зимнее утро» | Описывать своими словами картины зимнего утра. Читать вслух и про себя, находить слова, необходимые для представления изображённой автором картины | ||||||
20.01 | 4 (70) | И. Грабарь «Зимнее утро» Сравнение произведений литературы и живописи | Создавать сочинения по картине, сравнивать произведения литературы и живописи. | ||||||
21.01 | 5 (71) | А. С. Пушкин «Зимний вечер» | Читать вслух и про себя, находить слова, необходимые для представления изображённой автором картины. Сравнивать два стихотворения Пушкина, доказывать свою мысль. | ||||||
25.01 | 6 (72) | Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Сравнение произведений литературы и живописи | Создавать сочинения по картине, сравнивать произведения литературы и живописи | ||||||
19 нед. 26.01 | 7 (73) | А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведений литературы и живописи | Рисовать в своем воображении картины зимней природы. Рассматривать репродукцию картины, соотносить с содержанием стихотворения. Создавать сочинения по картине, сравнивать произведения литературы и живописи. | ||||||
27.01 | 8 (74) | В. Суриков «Взятие снежного городка» Устное сочинение по картине | Рассматривать репродукцию картины.Создавать устное сочинение. | ||||||
28.01 | 9 (75) | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с народной сказкой | Сравнивать литературную сказку с народной, находить сходства и различия окончания сказки Пушкина с окончаниями известных народных сказок. | ||||||
01.02 | 10 (76) | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки | Определять, как построена сказка; характеризовать героев; определять нравственный смысл сказки. | ||||||
20 нед. 02.02 | 11 (77) | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности сюжета, структура сказочного текста | Находить особенности сюжета, и определять структуру сказочного текста. Составлять план сказки; рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или желания и интересы других; находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля | ||||||
03.02 | 12 (78) | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев произведения | Называть главных действующих лиц сказки, определять, какие человеческие качества они проявляют, доказывать авторским текстом. Давать на его основе характеристику героям произведения. | ||||||
. 04.02 | 13 (79) | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности языка литературной сказки | Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полеты комара, мхи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется прием звукописи. | ||||||
08.02 | 14 (80) | Сказки Пушкина И. Я. Билибин Художник-иллюстратор сказок Пушкина | Соотносить иллюстрации и художественный текст; озаглавливать иллюстрации. | ||||||
21 нед. 09.02 | 15 (81) | И. И. Крылов. Басни. Викторина по басням | Знакомиться с некоторыми фактами биографии Крылова, особенностями жанра басни. Называть басни Крылова. | ||||||
10.02 | 16 (82) | Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни | Рассказывать об особенностях структуры басни, объяснять ее смысл. Анализировать поступки героев, соотносить поступки с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | ||||||
11.02 | 17 (83) | Крылов «Чиж и голубь». Особенности структуры басни | Рассказывать об особенностях структуры басни, объяснять ее смысл. Анализировать поступки героев, соотносить поступки с реальными жизненными ситуациями. Инсценировать басни, распределять роли. | ||||||
15.02 | 18 (84) | Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи | Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. | Пересказ | |||||
22 нед. 16.02 | 19 (85) | Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета | Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор | ||||||
17.02 | 20 (86) | Толстой «Лебеди». Составление плана | Описывать словами чувства, которые испытали при чтении произведения. Рисовать словами картины, которые возникли в воображении при чтении. Составлять план рассказа, сравнивать с предложенным. | ||||||
18.02 | 21 (87) | Толстой «Акула». Смысл названия. Пересказ по плану | Обсуждать в паре поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Определять смысл названия произведения. Делить текст на части в соответствии с предложенным планом. | Пересказ | |||||
24.02 | 22 (88) | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей | Определять тему выставки, группировать по подтемам, представлять книгу, находить нужную книгу по тематическому каталогу. | ||||||
23 нед. 25.02 | 23 (89) | Диагностическая работа №2 | Самостоятельно выполнять задания диагностической работы. | ||||||
27.02 | 24 (90) | Самостоятельное чтение Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра | Самостоятельное чтение вслух и про себя, определять особенности жанра | ||||||
29.02 | 25 (91) | Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра. Краткий пересказ | Самостоятельное чтение вслух и про себя, определять особенности жанра. Находить слова, необходимые для краткого пересказа. Кратко пересказывать один из текстов по выбору. | Пересказ | |||||
01.03 | 26 (92) | Наш театр. Крылов «Квартет» Инсценирование | Определять действующих лиц, распределять роли. Инсценировать басню. | ||||||
24 нед. 02.03 | 27 (93) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели» | |||||
Литературная сказка (19 часов) | |||||||||
03.03 | Личностные: проявлять: — интерес к литературной сказке; — желание читать литературные сказки русских писателей; — желание инсценировать литературную сказку; — творческое отношение к написанию собственной сказки; — понимание успешности при изучении темы. Метапредметные: Познавательные: — раскрывать значение выражений «жили душа в душу», «моё дело правое», «служить по совести», «служить по душе» и использовать их в активном словаре; — определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; — определять признаки литературной сказки, её особенности и обосновывать своё мнение; — определять различия народной и авторской сказок и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания для сочинения собственной сказки. Регулятивные : — выполнять учебное действие в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — выполнять самопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные : — формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при вы полнении учебного задания в паре или в группе; — договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные: работать с текстом произведения. • Пересказывать сказку, используя сложный план. • Проводить исследование содержания текста и записывать результаты исследования в таблицу. • Составлять описание образа литературного героя. • Сочинять собственную сказку (о животных или волшебную). | 1 (94) | Вводный урок. Основные понятия раздела: литературные и народные сказки, предисловия, полный и краткий пересказ | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературные и народные сказки, предисловие, полный и краткий пересказ | |||||
05.03 | 2 (95) | В. Даль «Девочка-Снегурочка» Сравнение с народной сказкой | Сравнивать народную и литературную сказки. | ||||||
09.03 | 3 (96) | В. Даль «Девочка-Снегурочка» Особенности литературной сказки | Определять отличительные особенности литературной сказки, определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. | ||||||
25 нед. 10.03 | 4 (97) | В. Одоевский «Мороз Иванович» Сравнение с народной сказкой «Морозко» | Сравнивать народную и литературную сказки. | ||||||
14.03 | 5 (98) | В. Одоевский «Мороз Иванович» Сравнение героев | Характеризовать героев произведения, сравнивать героев произведения на основе поступков, определять нравственный смысл текста. Соотносить основную мысль сказки с половицей. | ||||||
. 15.03 | 6 (99) | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Герои произведения | Читать сказку вслух. Характеризовать героев произведения, сравнивать героев произведения на основе поступков, определять нравственный смысл текста | ||||||
16.03 | 7 (100) | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ сказки | Составлять план сказки, рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или желания и интересы других. Пересказывать одну из частей сказки по выбору. | Пересказ | |||||
26 нед. 17.03 | 8 (101) | Переводная литература для детей | Называть изученные произведения переводной литературы. | ||||||
28.03 | 9 (102) | Переводная литература для детей. Б.Заходер «Винни-Пух» (предисловие) | Внимательно читать текст. Выявлять особенности переводной литературы. | ||||||
29.03 | 10 (103) | Р. Киплинг «Братья Маугли» (из книги «Маугли») Особенности переводной литературы | Выявлять особенности переводной литературы. | ||||||
30.03 | 11 (104) | Р. Киплинг «Маугли» Герои произведения | Характеризовать героев произведения, сравнивать героев на основе поступков. Определять особенности волшебных сказок в произведении Киплинга. | ||||||
27 нед. 31.03 | 12 (105) | Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы | Читать сказку вслух, определять особенности ее построения. Определять нравственный смысл сказки. | ||||||
04.04 | 13 (106) | Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки | Выявлять особенности переводной литературы, сочинять возможный конец сказки. | ||||||
05.04 | 14 (107) | Мы идём в библиотеку: Литературные сказки | Определять тему выставки, группировать по подтемам, представлять книгу, находить нужную книгу по тематическому каталогу | ||||||
06.04 | 15 (108) | Самостоятельное чтение Тим Собакин «Лунная сказка» | Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или желания и интересы других | ||||||
28 нед. 07.04 | 16 (109) | Семейное чтение Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе» | Определять жанр прочитанного произведения, находить подтверждение в тексте. Давать характеристику героя. Составлять план, пересказывать текст от лица героя. | ||||||
11.04 | 17 (110 | Наш театр С. Михалков «Упрямый козлёнок» Инсценирование | Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.Определять действующих лиц, распределять роли.Инсценировать произведение | ||||||
12.04 | 18 (111) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение | Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Выполнять задания, отвечать на вопросы по разделу. | ||||||
13.04 | 19 (112) | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа по разделу «Литературная сказка» | |||||
Картины родной природы (20 часов) | |||||||||
29 нед. 14.04 | Личностные: проявлять: - интерес к изучению темы; - желание читать лирические произведения о русской природе; - проявлять интерес к составлению собственного текста описания «В окно повеяло весною»; - осознание успешности при изучении темы. Метапредметные: Познавательные: - раскрывать значение понятия «лирический текст», «олицетворение», «сравнение», «эпитет», «перлы», «фукнуть», «студеный», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен», «колесница золотая», «чиликанье», «саван» и использовать их в активном словаре. - определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение; - соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение; - определять средства художественной выразительности в поэтических и прозаических текстах и обосновывать свое мнение; - использовать приобретённые знания и умения для создания текста описания «В окно повеяло весною». Регулятивные: - выполнять учебное задание, в соответствии с целью; - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; - ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные: - формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные: работать с текстом лирического произведения. • Составлять рассказ о картине, используя простой и сложный план. • Проводить исследование текстов и оформлять его результаты в таблице. • Писать лирический текст, используя алгоритм. • Создавать и оформлять текст описание «В окно повеяло весною».
| 1 (113) | Вводный урок. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | |||||
18.04 | 2 (114) | Б. Заходер. Что такое стихи | Читать вслух и про себя; называть особенности поэтического творчества. | ||||||
19.04 | 3 (115) | И. Соколов-Микитов «Март в лесу» | Выявлять особенности текста-описания; находить слова и сочетания, которые помогают услышать звуки. Описывать на основе текста, как выглядит лес весной, используя средства художественной выразительности. | ||||||
20.04 | 4 (116) | Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса» | Составлять сочинение на предложенную тему. | ||||||
30 нед. 21.04 | 5 (117) | А. Майков «Весна», Е. Волкова «В конце зимы», Е. Пурвит «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образ. Сравнивать произведения литературы и живописи | ||||||
25.04 | 6 (118) | С. Есенин «Сыплет черёмуха…», В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образ. Сравнивать произведения литературы и живописи | ||||||
25.04 | 7 (119) | С. Есенин «С добрым утром!» Выразительное чтение стихотворения | Выразительно читать вслух и про себя. Устно рисовать картины на заданную тему. Находить средства художественной выразительности в стихотворении. | ||||||
26.04 | 8 (120) | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образ. | ||||||
31 нед. 27.04 | 9 (121) | А. Васнецов «После дождя», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства | Сравнивать произведения литературы и живописи. | ||||||
28.04 | 10 (122) | О. Высоцкая «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образ. | ||||||
03.05 | 11 (123) | М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического образов | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образ. | ||||||
04.05 | 12 (124) | А. Толстой «Колокольчики мои, цветики степные…» Авторское отношение к изображаемому | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образ. | ||||||
32 нед. 05.05 | 13 (125) | Саша Чёрный «Летом». А. Рылов «Зеленый шум». Сравнение произведений живописи и литературы | Описывать картину, которую поэт рисует в стихотворении. Находить в тексте средства художественной выразительности. Сравнивать произведения литературы и живописи | ||||||
10.05 | 14 (126) | Ф. Тютчев «В небе тают облака…» А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки» Сравнение произведений живописи и литературы | Находить в тексте средства художественной выразительности в стихотворении. Сравнивать произведения литературы и живописи | ||||||
11.05 | 15 (127) | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе | Определять тему выставки, группировать по подтемам, представлять книгу, находить нужную книгу по тематическому каталогу | ||||||
12.05 | 16 (128) | Самостоятельное чтение Г. Юдин «Поэты» | Читать вслух и про себя | Техника чтения | |||||
33 нед. 16.05 | 17 (129) | Я. Акимов «Как я написал первое стихотворение». | Читать вслух и про себя | ||||||
17.05 | 18 (130) | Обобщение по разделу | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа по разделу «Картины родной природы» | |||||
18.05 | 19 (131) | Обобщение по разделу | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||
19.05 | 19 (132) | Обобщение по разделу | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 19 (131) | Обобщение по разделу | ||||
34 нед. 23.05 | 20-22(133-135) | Резерв |
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Распределение содержания программы по классам дано в следующем разделе, где представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками и электронными носителями:
Список литературы
для учащихся:
«Литературное чтение. Учебник для 3 класса.» В 2 частях . Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская – М.: Просвещение, 2012
для учителя:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4) Составители– Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф.Климанова , М.: Просвещение, 2011г.
2. Бойкина М.В. Уроки чтения. 3 класс (128 с.)
3.С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой др. («Перспектива») Москва «ВАКО» 2014г.
4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 144 с., ч. 2 – 144 с.)
5. Электронное приложение к учебному пособию.
6. Презентации по разделам
Материально-техническое обеспечение: Интерактивная доска, SMART, CD, DVD, компьютер, проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Методическая разработка рабочей программы для 2 класса "Чтение с увлечением. Удивительный мир природы."
1.Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 2 класс. М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Удивительный мир природы» (литерат...
Методическая разработка рабочей программы для 3 класса "Чтение с увлечением. По страницам добрых книг"
Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 3 класс». М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг». Прог...
Методическая разработка конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "А. Блок" На лугу". Программа "Школа России".
Методическая разработка по литературному чтению....
Рабочая Программа по литературному чтению, 3 класс. Учебно-методическая система "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образо...
Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса
Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством х...