Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы помним !Мы гордимся!"
статья на тему
Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детских жизненных впечатлений". Но только те впечатления станут стержнем истинного патриотизма и сознательной гражданской позиции, которые основаны на сознании сопричастности к героическому прошлому своих предков и земляков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
О духовно-нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания не случайно. Как показывает педагогическая практика, оно наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций и уклада жизни русского народа.
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, горячо любить свою Родину, гордиться ее славным героическим прошлым, людьми, которые прославляли ее. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, уважения к ее славному героическому прошлому.
Актуальность.
«Человек является, прежде всего, сыном своей страны, своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы». В.Г.Белинский
К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло на нет. Школьники плохо знают историю своей страны, практически не ориентируются в традициях своего края, народа, не испытывают зачастую гордости за свою школу, город, край, Родину. В семьях также не уделяется этому должного внимания. Зачастую дети даже не знают своих прабабушках и прадедушках, не говоря уже об их героическом прошлом. А ведь только на живых примерах можно воспитать настоящих патриотов и нравственных, ответственных, инициативных и компетентных граждан России.
Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детских жизненных впечатлений". Но только те впечатления станут стержнем истинного патриотизма и сознательной гражданской позиции, которые основаны на сознании сопричастности к героическому прошлому своих предков и земляков.
Опрос четвероклассников показал, что дети не знают своего генеалогического дерева, историю своей семьи, героического прошлого своих предков, так как в семьях об этом не считают нужным рассказывать. Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Действительно, человек жив, пока жива память о нем! Нельзя превращаться в «иванов, не помнящих родства», не знать собственную историю! Над этим задумались учащиеся 4-А класса средней школы №4 г. Городца.
Так в преддверии 65-летнего Юбилея Великой Победы родилась идея создания проекта «МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!», который включил в себя поисковую работу по сбору информации о своих предках-прабабушках и прадедушках, участниках войны или тружениках тыла, оформление своих работ в «Листках Памяти», создание музейного уголка в своем классе из сохранившихся семейных реликвий, проведение Урока Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто», поход к памятникам боевой славы.
Цель проекта:
- воспитание младших школьников гражданами своей Родины, России, уважающих свои корни, героическое прошлое своих предков и земляков.
Задачи проекта:
– стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
-собрать и записать воспоминания в семьях о прабабушках и прадедушках ветеранах, участниках войны
– формировать способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание;
-заложить основы формирования личности как представителя своего поколения;
-способствовать сохранению преемственности поколений;
-воспитывать в детях активную гражданскую позицию;
План реализации проекта.
4 «А» класс
1. | 1.Классный час «Кто я? Откуда я?» 2.Составление учениками генеалогического дерева своей семьи. | январь |
2. | 1. Сбор информации учащимися о героическом прошлом своих близких. | февраль |
3. | 1.Встреча с интересными людьми. «В гости к моей милой бабушке». Рассказ ветерана труда, труженицы тыла Бубновой Е.П. о тяжелых трудовых буднях военного и послевоенного времени. | март |
4. | 1.Оформление музейного уголка и «Листовок Памяти» в классе. | апрель |
5. | 1.Урок Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто!» 2.Проведение экскурсий в музейном уголке для учащихся 2-3 классов. | май |
6. | 1. Участие в районном конкурсе чтецов «Салют, Победа!» | май |
7. | 1. Митинг. «Салют Победа!» | май |
Планируемые результаты.
По окончании работы над данным проектом у учащихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания по истории своей семьи, Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.
В результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.
Учащиеся должны научиться выполнять поручения, вести поисково-исследовательскую работу, творчески подходить к любому заданию.
У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.
Важно понимать, что формирование гражданского сознания у ребенка возможно лишь тогда, когда он видит истинный пример для подражания, пример истинного патриотизма.
Результативность проекта.
В результате проведенной поисково-исследовательской работы учащимися 4 «А» класса был собран необходимый материал и создан в классе музейный уголок, в котором были размещены семейные реликвии-военные награды, пилотка бойца, военный китель, военные билеты солдат. Собранную информацию о славном героическом прошлом своих прадедушек и прабабушек учащиеся оформили ввиде «Листков Памяти» здесь же на стенде. Дополнили выставку рисунки учащихся и сочинения на военную тематику.
Создание такого музейного уголка в классе произвело на ребят большое впечатление. Примечательно то, что многие ребята только в ходе этого проекта узнали о героическом прошлом своих предков и не без гордости рассказывали об этом на классных часах и экскурсиях другим ребятам. Малыши внимательно слушали рассказы своих старших товарищей о ратных подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны и покидали музей с чувством уважения к памяти защитников Отечества, оставляя живые цветы.
Во время встреч и бесед, слушая рассказы своих родных, лица ребят становились другими: в них можно было увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что услышанного и открытого. Ученики почувствовали себя хранителями времени, истории, они ощутили себя частью истории своего края. Учащиеся начинают понимать, что любовь к Родине, патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых.
Работа в данном направлении способствовала активному сотрудничеству с семьей, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Родители осознали значимость данной работы и активно помогали детям. Укрепились взаимоотношения в семьях. В семьях появилась гордость за своих предков, понимание необходимости хранения памяти и уважения к старшему поколению, понимание глубокой ответственности перед детьми в деле воспитания гражданского сознания.
Дети расширили свои знания по истории войны, истории семьи, семейной родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям, к своим близким, к своей малой Родине.
Воспитание чувства патриотизма и любви к родине прививалось у детей и во время участия в районном конкурсе чтецов «Салют, Победа!» среди учащихся начальных классов школ города Городца и Заволжья. По результатам конкурса ученик 4 «А» класса Савинов Никита занял 1 место, прочитав стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста».
Работа над проектом позволила сформировать первоначальные навыки поисково-исследовательской работы, умения выполнять поручения, способствовала развитию творческого подхода к выполнению заданий.
Кроме того, дети в классе стали более дружными, ответственными, получили навыки бесконфликтного общения.
Завершающим этапом проектной деятельности явилась презентация проекта на Уроке Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто!», на котором присутствовали корреспондент газеты «Городецкий вестник» Н.Павловская и представители городецкой телерадио кампании «Мост».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей «В русских традициях»
Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний момент многие традиции и обычаи нашего русского народа неоправданно забыты. Западная культура оказывает большое влияние на развитие сегодняшней России....
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Юные россияне"
Дети, особенно с интеллектуальными нарушениями, живущие в стационарных учреждениях, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в...
Проект по гражданско – патриотическому воспитанию для учащихся начальной школы «Учимся любить Родину»
Проект предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражда...
Социальный проект к Дню Победы "Мы помним, мы гордимся..."
Методическая разработка "Урока Победы" в форме классного группового проекта...
Исследовательский проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя деревня –слава и гордость. ЗАО ПЗ «Рабитицы»
Проект «Моя деревня-слава и гордость. ЗАО ПЗ «Рабитицы» ориентирован на гражданско- патриотическое воспитание учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятел...
Исследовательский проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Церковь Александра Невского»
Проект «Церковь Александра Невского»» ориентирован на гражданско- патриотическое воспитание учащихся, на воспитание духовно-нравственной культуры, на развитие знаний, умений и навыко...
Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Память никогда не исчезнет"
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интер...