Проект по гражданско – патриотическому воспитанию для учащихся начальной школы «Учимся любить Родину»
проект

Шалонская Надежда Владимировна

Проект предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchimsya_lyubit_rodinu.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.   

Проект по гражданско – патриотическому воспитанию

для учащихся начальной школы «Учимся любить Родину»

Проект составлен учителем начальных классов МБОУ  Алгасовской СОШ Шалонской Надеждой Владимировной.

        Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству.

Проблема: разрешение противоречий возникших  между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества; снижение воспитательного воздействия, насаждения культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.

Исходя из этого, можно говорить об актуальности гражданско-патриотического воспитания: необходимость создания и реализации программы гражданско-патриотического воспитания для учащихся начальной школы, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей.

Гипотеза: если применить систему гражданско-патриотического воспитания через организацию внеурочной деятельности в начальной школе, то это будет способствовать сохранению преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщения к традициям и богатейшей культуре страны, развитию у обучающихся лучших качеств патриотов России.

Цель: создание системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Задачи проекта:  

- создание целостной системы патриотического воспитания через внеурочную деятельность;

- разработка программы «Учимся любить Родину» для реализации направлений внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию для учащихся начальной школы;

- повышение качества гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в начальной школе.

Основные направления в системе гражданско - патриотического воспитания

  • гуманистически-нравственное воспитание: развитие условий для самоопределения и самореализации личности на основе принципов взаимопонимания и сотрудничества между людьми, развития чувства достоинства личности, ответственности за Родину, воспитание эмоционально-волевых качеств и интересов гражданско-патриотического характера;
  • гражданско-правовое воспитание: знание основных законов государства, уважения к Конституции, соблюдение законов, четкое осознание своих прав и обязанностей в обществе;
  • культурно-историческое воспитание: знакомство с историей своего народа, его обычаями культурными традициями, изучение истории своей семьи, улицы, города, края;
  • духовно-нравственное воспитание: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;
  • спортивно-патриотическое: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины;
  • социально-патриотическое:  активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста;
  • героико-патриотическое: ориентирование  на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Ожидаемыми конечными результатами проекта станут:

  • внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
  • сохранение и развитие чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
  • активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
  • повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
  •  воспитание у школьников уважения к подвигу и доблести;

Сроки реализации: сентябрь 2016 – май 2020г.г.

Содержание деятельности:

1. Диагностико-проектный: - комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у учащихся 1 класса на начало реализации проекта;

- разработка программы «Учимся любить Родину» для реализации направлений внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию для учащихся начальной школы.

2. Содержательно-деятельностный: реализация разработанной программы и участие в общешкольных мероприятиях в системе воспитательной работы школы.

3. Рефлексивный этап: проведение диагностики уровня гражданско – патриотического воспитания учащихся на момент окончания проекта, анализ проделанной работы, определение дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию школьников.

Система работы по патриотическому воспитанию учащихся включает в себя три основных компонента:

1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий.

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, своём родном крае, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.

В качестве форм патриотического воспитания используются: классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, диспуты, беседы, викторины, выставки рисунков, конкурсы сочинений, экскурсии.

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

 В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- помощь в организации  и проведении внеклассных мероприятий;

- привлечение родителей к организации совместных внеклассных мероприятий (выставки,  конкурсы,  экскурсии).

Программа гражданско – патриотического воспитания

«Учимся любить Родину»

                Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа "Учимся любить Родину" предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

           Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности  "славных боевых и трудовых традиций"; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музея;  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Программа "Учимся любить Родину" используется с 1-4 классы. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. "Я и я" - формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы "Кто я? Какой я?", "Моё хобби", "Что такое личность?", тест "Познай себя", психологический практикум "Правила счастливого человека", час откровенного разговора "Мой сосед по парте", конкурс "Ученик года", беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. "Я и семья" - формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы "Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью", " Забота о родителях - дело совести каждого", конкурс рисунков и стихотворений "Я люблю свою маму", конкурсы сочинений "Я и мои родственники", "Об отце говорю с уважением", "Моя мама - самая лучшая", соревнование "Мама, папа, я - дружная семья", концерт для родителей "От всей души", праздники "Семейные традиции", "Только раз в году", фотовыставка "Я и моя семья", классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей "День школы", родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. "Я и культура" - формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности, выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4. "Я и школа" - формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений "ученик - учитель", "ученик - ученик", выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе "Мой школьный дом", беседы "Правила поведения в школе", беседа о школьном уставе "Мои права и обязанности", конкурс сочинений и рисунков "Моя школа", "Моя учительница", организация дежурств, игры "Самое сильное звено", "Проще простого о вежливости", конкурс сочинений "Наша школа в будущем", конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция "Библиотеке - нашу помощь", конкурс классных комнат "Самый уютный класс", конкурс классных уголков, трудовой десант "Укрась территорию школы", акция "Неделя пятерок".  

5. "Я и мое Отечество" - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры "Об ответственности несовершеннолетних", лекция "Права и обязанности ребенка", конкурс рисунков и сочинений "Моя малая Родина", встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.    

6. "Я и планета" - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

Обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия:  круглый стол "Я - житель планеты Земля", конкурс рисунков "Береги природу - наш дом", уборка территории вокруг школы "Укрась кусочек планеты", "Цветник у школы", конкурс стихотворений "Природа в поэзии", беседы "Мы в ответе за тех, кого приручили", экскурсии в природу "Вот и осень к нам пришла", "Зимушка-зима", "В гости к зеленой аптеке", мастерская кормушек, акция "Покормите птиц зимой".

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Ценностные установки:  

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

         Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

          Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

          Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

          У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:

 -  развитие творческих способностей;

  -  осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

 - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

 - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Социальные и инновационные проекты по формированию гражданской позиции у учащихся начальной школы с использованием элементов патриотического воспитания.

Предоставленный в статье материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающе...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.

В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для бла...

Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитывать своих детей. Детей надо вырастит...

Образовательные маршруты гражданско-патриотического направления в начальной школе. Из опыта работы ГБОУ школы №212

Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в начальной школе, в которой различные формы деятельности реализуются через образовательные маршруты. Содержание маршрутов раскрывается в...

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из важнейших условий  развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...