Программа по окружающему миру для 1 класса для детей с ОВЗ.
рабочая программа

Копейкина Екатерина Александровна

Рабочая программа по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром»  составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся и на основе авторской программы по ознакомлению с окружающим миром, автор Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ok.mir_1_kl.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром»  составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся и на основе авторской программы по ознакомлению с окружающим миром, автор Плешаков А.А.

Общей целью курса является формирование знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • Формирование и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, обогащение их нравственного опыта.
  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира.
  • Воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважение к труду, людям труда, ответственного отношения к природе, любви к родному краю, Родине.
  • Развитие словесной речи в единстве с использованием остаточного слуха.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  • Что и кто?
  • Как, откуда и куда?
  • Город, где мы учимся. Родная страна.
  • Родная природа (Растения. Сад и огород)

      Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха, который характеризуется речевым недоразвитием. Нейросенсорная тугоухость I – IV степени у неслышащих отрицательно сказывается на восприятии окружающего мира. Их чувственный опыт и, соответственно, представления об окружающем мире недостаточно развиты. Поэтому при изучении природы особую значимость приобретает специальная работа по обогащению и уточнению фактических представлений и элементарных обобщений одновременно с формированием речи и словесного мышления.

2. Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета ведётся в двух направлениях.

Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения.

Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, встречи с людьми разных профессий, посещение предприятий, музеев, театров, беседы и чтение о труде, о людях труда, просмотр кино- и диафильмов, теле- и радиопередач, подготовка к праздникам.

Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею; ведётся работа по формированию представлений у учащихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного  отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы.

      Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления.      

У слабослышащих недостаточно развиты навыки чтения, основные формы мышления (сравнения, обобщения, классификации). Нейросенсорная тугоухость I – IV степени у слабослышащих проявляется в ограниченном словарном запасе, недостаткам грамматического строя речи. Поэтому в учебном процессе используются различные методы, формы работы и наглядные средства обучения, ведётся систематическая работа по развитию речи учащихся: накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекта и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную разговорную речь.

      При изучении природоведческого материала ведущее место занимают наблюдения, экскурсии, опыты, практические работы, которые не должны подменяться словесными методами обучения.

      В процессе наблюдений за погодой и сезонными явлениями, экскурсий в природу, из бесед с учителем учащиеся получают сведения о различных явлениях, происходящих в природе в разное время года, о жизни растений и животных, о деятельности людей, а также первоначальные сведения о человеке и охране его здоровья.

      В процессе изучения живой природы особое внимание должно быть уделено формированию умения описать тот или иной объект, его характерные особенности по определённому плану.

      При изучении особенностей строения растений и животных, условий их жизни объекты, относящиеся к определённой систематической группе, рассматриваются одновременно, а не поочерёдно.

      Сравнение изучаемых предметов и явлений природы, установление их сходных и отличительных признаков даёт возможность постепенно подвести учащихся к начальным природоведческим обобщениям, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов.

      В основе изучения природы ближайшего окружения лежат сезонный и краеведческий принципы. При изучении любого раздела учитель в зависимости от местных условий знакомит учеников с объектами родного края.      

     Изучение тематики первого направления («Наш дом», «Наша школа», «Город, где мы учимся», «Родная страна») в сочетании с содержанием раздела «Родная природа» позволяет ученикам накапливать, обогащать и систематизировать представления об окружающем мире.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Настоящая программа составлена на 2016-2017 учебный год в количестве 66 часов (33 учебные недели), и рассчитана на 1 год обучения в соответствии с учебным планом школы.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «ознакомление с окружающим миром»

  • Природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное и социально-нравственное.

Тематический план данной программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от особенностей класса, что отражается в календарно-тематических планах.

5.Результаты освоения учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» в 1 классе

Развитие жизненной компетенции:

- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Овладение социально-бытовыми  умениями, используемыми в повседневной жизни.

- Овладение навыками коммуникации.

- Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.

- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.  

 - Применение на практике своего жизненного опыта.

Личностные результаты:

- Формирование чувства гордости за свою Родину.

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

- Использование знаково-символических средств представления информации.

-Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог.

- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных., культурных, технических и др.)в соответствии с содержанием учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром»

Предметные результаты:

- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.).

6.Содержание учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» в 1 классе.

РАЗДЕЛ  Что и кто?

Что такое Родина? Чтомы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас бывает опасным? На что похожа наша планета?

Школа. Наша школа и другие школьные помещения (учительская, учебные кабинеты, актовый зал, спальни , библиотека, столовая и др.)

Имена, отчества учителей, воспитателей, директора школы и др.

Профессии  работников  школы: директор, учитель, воспитатель, врач,  медсестра, библиотекарь и т. д.  Уважение к труду  работников  школы.

Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Выполнение  поручений учителя и воспитателя (уборка класса, спальни). Уход за комнатными растениями своего класса.

Правила поведения  во время занятий (приветствовать взрослых, внимательно слушать объяснение учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относится к учёбе, поручениям и просьбам). Правила поведения  в игре ( распределение ролей в игре, проявление инициативы). Проявление инициативы и активности в общественно полезной деятельности.

Правила поведения в столовой. Правила пользования столовыми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу.

Бережное отношение к окружающим вещам (одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию класса, игровой комнаты, спальни и т. д.). Уход за обувью и одеждой. Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Правила  противопожарной безопасности.

Правила поведения детей на улице, в транспорте. Правила обхода транспорта.

Природа города (села). Растения парков, скверов, бульваров. Назначение посадок в

городе (селе). Бережное отношение к окружающим растениям. Участие в работах по уходу за растениями.

Наша Родина. Главный город нашей страны.

Знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

РАЗДЕЛ  II  Как, откуда и куда?

 Как живёт моя семья? Оькуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут расстения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба,  состоянием воздуха, ветром ми рисунками и условными обозначениями.

 Отмечать условными знаками: наличие солнца, ветра, дождя, состояние воздуха характеризуется словами жарко, тепло, прохладно, мороз, в IV четверти отмечается в календаре буквами Ж, Т, П, Х, М,

Временные понятия: названия дней недели (со II четверти) и месяцев в году (III четверти); их последовательность.

Наблюдения за явлениями природы по сезонам.

Систематические  наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений, животных и деятельности людей (игры, одежда детей, занятия взрослых) по сезонам.

Установление связи между наблюдаемыми изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей

Обобщение результатов наблюдений погоды и явлениями, происходящими в природе, проводятся ежемесячно на специальных уроках.

и несъедобные грибы.

7. Тематический планирование


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – 1 КЛАСС

Общее количество часов - 66 часов

I четверть – 18 часов (9 недель)

п/п

Дата

Содержание программного материала

(страницы
учебника)

Кол-во часов

Решаемые проблемы

(цель)

Словарь

Деятельность учащихся

Формирование УДД

Введение

1-2

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

с. 3-8, т. 3

2

Цель: познакомить  

 с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по ляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

моделирование, рабочая тетрадь, атлас - определитель, учебник.

Знания: — задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог;

—пользоваться условными обозначениями учебника;

— различать способы и средства познания окружающего мира;

— оценивать результаты своей работы на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.

Оценивать значение семьи для человека и общества; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи.

Раздел «Что и кто?»

3 -4

Что такое Родина?

с. 9-11. т. 4

2

Цель: Познакомить с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

путешествие, Родина, Отечество, Отчизна, народности, малая Родина.

— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

— рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Регулятивные:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Оценивать результаты своей работы на уроке

Познавательные:

Пользоваться условными обозначениями учебника; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог; задавать вопросы; рассказывать о жизни семьи по рис. учебника; Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

Слушать и понимать речь других,  участвовать  в паре.

5-6

Что мы знаем о народах России?

с. 12-13, т. 5-6

2

Цель: познакомить с многонациональным характером населения России; дать представления об этническом типе лица и национальном костюме, национальных праздниках народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

народы, костюмы, татары, евреи, карелы, буряты, осетины, чукчи, башкиры, религия, христианство, край.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го родах страны, занятиях жителей;

7- 8

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России.

с. 14-15, т. 7

2

Цель: познакомить с достопримечательностями Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

Столица, Москва, москвичи, сверстники, президент, правительство, достопримечательности.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

— узнавать достопримечательности столицы;

— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации.

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; осуществлять самопроверку.

Познавательные:

сравнивать и группировать цветковые растения и растения леса по различным признакам;  

практическая работа в группе различение деревьев;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на итоговые вопросы, формировать умение работать в паре.

9 - 10

Проект «Моя малая Родина»

с. 16-17, т. 8-9

2

Цель: годготовить детей к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы,  закреплять знания об истории и достопримечательностях своей малой родины;

— составлять устный рассказ;

— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

города, сёла, малая Родина, великий Усюг. Гжель, Санкт - Петербург.

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

— фотографировать наиболее значимые досто примечательности своей малой родины;

— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

— составлять устный рассказ;

— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

11-12

Что у нас над головой?

с. 18-19, т. 10

2

Цель: познакомить с дневным и ночным небом; с солнцем, его формой; созвездием Большой Медвелицы.

созвездие, ковш, луна, пылающий.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

— моделировать форму Солнца;

— работать в паре: моделировать форму созвездий;

— работать со взрослыми: находить на ноч ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

формировать бережное отношение к предметам дома. Выполнять режим дня, правила личной гигиены.

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять взаимопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные:

характеризовать назначение бытовых предметов;

 находить на рисунке предметы определённых групп;

группировать предметы домашнего обихода.

отбирать из предложенных предметов предметы гигиены, объяснять их назначение;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Слушать и понимать речь других, отвечать на итоговые вопросы, формировать умение работать в паре.

13-14

Что у нас под ногами?

с. 20-21

т. 10-11

2

Цель: познакомить детей с камнями,  как природными объектами, с разнообразием  их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры); дать  представление о значении камней в жизни людей; распознавание камней

 

гранит, известняк, кремень, морские раковины, форма, размер.

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са мопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

15-16

Что общего у разных растений?

с. 22-23

т. 12-13

2

Цель: познакомить из каких частей состоят растения, учить находить, показывать и называть эти части.

кабачок,цветок, лист, стебель, корень, соцветие, плод.

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других

17-18

Что растёт на подоконнике?

в классе

с. 24-25

т. 13-14

2

Цель: познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями; зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины; распознавание комнатных растений

комнатные расстения, бегония, гиппеаструм, сансевьера, калла, кактус

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять комнат ные растения с помощью атласа-определителя;

— различать изученные растения;

— работать в паре: использовать представлен ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са мопроверку;

— приводить примеры комнатных растений;

— рассказывать об особенностях любимого ра стения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

II четверть – 14 часа (7 недель)

п/п

Дата

Содержание программного материала

(страницы
учебника)

Кол-во часов

Решаемые проблемы

(цель)

Словарь

Деятельность учащихся

Формирование УДД

1

Что растёт на клумбе?

с. 26-27

т. 15-16

1

Цель: познакомить с и наиболее распространёнными растениями цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка лендула), цветущие осенью; распознавание растений цветника.

клумба, гладиолус, бархатцы, космея, петуния, календула, цветник.

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать растения клумбы и дачного участ ка и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

— работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

— рассказывать о любимом цветке;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

Познавательные:

Понимать и выполнять правила поведения в школе и классе, Осваивать правила ухода за комнатными растениями,

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других.

2

Что это за листья?

с. 28-29

т. 16-18

1

Цель: познакомить с деревьями, растущими  возле школы; с  листьями деревьев, разно образием  их формы и осенней окраски; распознавать деревья по листьям

клён, дуб, осина, берёза, гербарий.

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать осенние изменения окраски ли стьев на деревьях;

— узнавать листья в осеннем букете, в герба рии, на рисунках и фотографиях;

— сравнивать и группировать листья по раз личным признакам;

— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

— описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

3 – 4

Что такое хвоинки?

с. 30-31

т. 19-21

2

Цель: познакомить с лиственными  и хвойными деревьями; учить сравнивать ель и сосну, описывать их по плану.  

лиственница, хвойные, жёлуди, хвоинка, чешуя, сосна.

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— различать лиственные и хвойные деревья;

— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

— сравнивать ель и сосну;

— описывать дерево по плану;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

Познавательные:

 находить  съедобные и несъедобные грибы,  ягоды, орехи по описанию;

учиться различать  их по характерным признакам;

отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других

5 – 6

Кто такие насекомые?

с. 32-33

т. 22-23

2

Цель: познакомить с насекомыми, как группой животных;  главным признаком насекомых — шесть ног; разнообразием на секомых.

насекомые, стрекоза, брюшко, кузнечик.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них информацию о строении насеко мых, сравнивать части тела различных насекомых;

— работать в паре: узнавать насекомых на ри сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при водить примеры насекомых;

— сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

7 – 8

Кто такие рыбы?

с. 34-35

т. 2

2

Цель: познакомить, каких животных называют рыбами, учить приводить примеры речных и морсих рыб, описывать рыбу по плану.

речные рыбы, морские, жабры, плавники, окраска, чешуя

.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию;

— моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

Познавательные:

 Рассказать  о городе Достопримечательности.

Устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий,

отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других

9- 10

Кто такие птицы?

с. 36-37

т. 25-26

2

Цель: познакомить, каих животных называют птицами, учить определять птиц, описывать по плану.

окраска , оперение, летучая мышь, строение тела

— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

— описывать рыбу по плану;

— приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11-12

Кто такие звери?

с. 38-41

т. 27-28

2

Цель: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей;  ос новными признакими зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком; связь строения тела зверя с его образом жизни.

строение тела, жираф, шерсть, атлас - определитель, бобёр, выдра, детёныши, млекопитающие.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

— работать в паре: узнавать зверей на рисун ке, определять зверей с помощью атласа-опре делителя, проводить самопроверку;

— устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Сформировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности;

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы и находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Коммуникативные УУД:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других.

Участвовать в диалоге на уроке;

 Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Слушать и понимать речь других.

13-14

Что окружает нас дома?

с. 42-43

т. 29-30

2

Цель: систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода; группировка предметов по их назначению.

обстановка, беспорядок, электроприборы, группы.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— характеризовать назначение бытовых пред метов;

— находить на рисунке предметы определённых групп;

— работать в паре: группировать предме ты домашнего обихода; проводить взаимопро верку;

— приводить примеры предметов разных групп;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

III четверть – 18 часа (9 недель)

п/п

Дата

Содержание программного материала

(страницы
учебника)

Кол-во часов

Решаемые проблемы

(цель)

Словарь

Деятельность учащихся

Формирование УДД

1 - 2

Что умеет компьютер?

с. 44-45 т. 31

2

Цель: познакомить с компьютером, его назначением и составными частями; роль компьютера в современной жизни; правила безопасного обращения с ним.

компьютер, монитор, клавиатура, системный блок, ноутбук, интернет

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— определять составные части компьютера;

— характеризовать назначение частей

 компьютера;

— сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

— работать в паре: рассказывать (по ри сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

— моделировать устройство компьютера;

— соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Сформировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности;

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы и находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

 Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Слушать и понимать речь других.

3 – 4

Что вокруг нас может быть опасным?

с. 46-47

т. 32-33

2

Цель: познакомить с потенциально опасными окружающими предметами и транс портом; элементарными правилами дорожного движения.

избежать опасность, ножницы, злектрическая печь, утюг, иголка, пешеходный переход, неосторожно

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

— характеризовать опасность бытовых

предметов;

— работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

— моделировать устройство светофора;

— оценивать своё обращение с предметами до машнего обихода и поведение на дороге;

— сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

5 – 6

На что похожа наша планета?

с. 48-49, т. 33

2

Цель: дать первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси; глобусом — моделью Земли.

планета, выдвигать, выскажи предположение, модель, схема, шарообразная.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— выдвигать предположения и доказывать их;

— использовать глобус для знакомства с фор мой нашей планеты;

— работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

— моделировать форму Земли;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации.

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; осуществлять самопроверку.

Познавательные:

сравнивать и группировать цветковые растения и растения леса по различным признакам;  

практическая работа в группе различение деревьев;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на итоговые вопросы, формировать умение работать в паре.

7 – 8

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

с. 50-54, т.34

2

Цель: проверить знания детей по пройденному материалу; учить выступать с сообщениями по проекту.

самопроверка, международная выставка, павильон, Кремль, переход, коллекция, атлас - определитель, окрасска, плавники, глобус.

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Как, откуда и куда?

9- 10

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

с.55-59

т. 35-37

2

Цель: познакомить с целями и задачами раздела, семья — это самые близкие люди; что объединяет членов семьи; имена, отчества и фамилии членов семьи; с жизнью семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

семейная жизнь, поразмышляйте, фоторассказ, фамилия, отчество.

— Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

— оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

— интервьюировать членов семьи;

— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

— составлять экспозицию выставки;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других

11-12

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

с. 60-61, т. 38-40

2

Цель: дать представления о значении воды в доме; путь воды от природных источников до жилища людей; значение очист ных сооружений для предотвращения загрязне ния природных вод; опасность использования загрязнённой воды; очистка загрязнённой воды.

экономно, речная, подземная, очистные сооружения.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

— обсуждать необходимость экономии воды;

— выяснять опасность употребления загрязнён ной воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13-14

Откуда в наш дом приходит электричество?

с.62-63

т. 40-41

2

Цель: познакомить со значением электроприборов в жизни современного человека; с разнообразием бытовых электроприборов" способами выработки электричества и доставки его потребителям; правилами безопасности при использовании электричества и электроприборов; современными энергосберегающими бытовыми приборами.

электричество, электроприборы, фиша, оголённые провода, экономить, электроэнергия.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

— запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

— анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

— практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

Познавательные:

Понимать и выполнять правила поведения в школе и классе, Осваивать правила ухода за комнатными растениями,

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других.

15-16

Как путешествует письмо?

с.64-65

т. 42-43

2

Цель: познакомить с разнообразием почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции; значение почтовой связи для общества; знакомство с работой по чты; современные средства коммуникации.

почтовая связь, отправитель, адресат, открытка, бандероль, почтальон.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

— работать в паре: строить из разрезных дета лей схему доставки почтовых отправлений, рас сказывать по схеме о путешествии письма, про водить взаимопроверку;

— различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са мопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

17-18

Куда текут реки?

с. 66-67

т. 43-45

2

Цель: расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

лабораторное оборудование, путешественница, местность, впадать, пресная

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

— сравнивать реку и море;

— различать пресную и морскую воду;

— практическая работа в паре: рассматри вать морскую соль и проводить опыт по «изго товлению» морской воды;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации.

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; осуществлять самопроверку.

Познавательные:

сравнивать и группировать цветковые растения и растения леса по различным признакам;  

практическая работа в группе различение деревьев;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на итоговые вопросы, формировать умение работать в паре.

IV четверть – 16 часа (8 недель)

п/п

Дата

Содержание программного материала

(страницы
учебника)

Кол-во часов

Решаемые проблемы

(цель)

Словарь

Деятельность учащихся

Формирование УДД

1 -2

Откуда берутся снег и лёд?

с. 68-69

т. 45-47

2

Цель: познакомить со свойствами снега и льда, откуда берутся снег и лёд; учить проводить опыты.

драгоценный, мостит, свойства, прозрачный, хрупкий, бесцветный.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

Познавательные:

Понимать и выполнять правила поведения в школе и классе, Осваивать правила ухода за комнатными растениями,

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других.

3 – 4

Как живут растения?

с. 70-71

т. 48-49

2

Цель: дать представления о растении,  как о живом организме; представление о жизненном цикле растения; условиях, необходимых для жизни растений; уход за комнатными растениями.

рыхление, полив, развиваются

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

— прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз ни растения;

— формулировать выводы об условиях, необхо димых для жизни растений;

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

Познавательные:

 находить  съедобные и несъедобные грибы,  ягоды, орехи по описанию;

учиться различать  их по характерным признакам;

отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других

5 – 6

Как живут животные?

с. 72-73, т. 50-51

2

Цель: дать представления о животных, как живых организмах; представление о жизненном цикле животных; условиях, необходимых для жизни животных; уход за животными живого уголка.

развиваются, потомство, передвигаются, жилище.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— наблюдать за жизнью животных, рассказы вать о своих наблюдениях;

— работать в группе: выполнять задания, фор мулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

— оценивать свои достижения на уроке

7 – 8

Как зимой помочь птицам?

с. 74-77

т. 52-54

2

  Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях; их питанием зимой; важностью заботы о зимующих птицах; устройством кормушек и видами корма; правилами подкормки птиц.

зимующие, свиристель, поползень, дрозды, снегирь, голодно, подсолнечник.

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— наблюдать зимующих птиц, различать зиму ющих птиц по рисункам и в природе;

— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло женного подходящий для птиц корм;

— запомнить правила подкормки птиц;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Познавательные:

 Рассказать  о городе Достопримечательности.

Устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий,

отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других

9 – 10

Откуда берётся и куда девается мусор?

с. 78-79

т. 54-55

2

Цель: дать представление об источнике мусора в быту; необходимости со блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении;р аздельный сбор мусора.

сортировать, упакова, пластиковые, стеклянные, металличесие

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

— обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

— сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11 – 12

Откуда в снежках грязь?

с.80-81

т. 56-57

2

Цель: дать представления о том, что загрязняет нашу планету и как защитить её от загрязнений; о распространении загрязнений в окружающей среде.

завод, выхлопные газы, загрязнения

 

— Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

— обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

— формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

— сочинять и рассказывать сказку на предло женную тему;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

Сформировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности;

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы и находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Коммуникативные УУД:

формирование умений работы в группах, парах;

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других.

Участвовать в диалоге на уроке;

 Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Слушать и понимать речь других.

13 – 14

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

с. 82-87, т. 58

Цель: презентация проекта «Моя семья, проверка знаний и умений; представление ре зультатов проектной деятельности; формирование адекватной оценки своих достижений.

Электричество,

батарейка, розетка, выхлопные газы, пресная, рассортировать

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

15- 16

Повторение всего пройденного материала с.3 – 81

Цель: Проверить знания учащихся по пройденному материалу.

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, для детей с ЗПР

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс для детей с ОВЗ.

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Добрые дети - дому венец. Детские игры - школа здоровья"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: "Добрые дети - дому венец. Детские игры - школа здоровья". Конспект составлен по УМК "Перспектива"...

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Урок по окружающему миру, 4 класс для детей с ОВЗ

Тема урока: «Прошлое и настоящее глазами эколога»....