Урок по окружающему миру, 4 класс для детей с ОВЗ
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Бабенко Ольга Евгеньевна

Тема урока: «Прошлое и настоящее глазами эколога».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 382

Бабенко Ольга Евгеньевна

Технологическая карта урока

Программа: «Школа России», 4 класс (V вида).

Тема урока: «Прошлое и настоящее глазами эколога».

Основная цель:  Знакомство учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование представления детей о последствиях влияния человека на природу, экологическими проблемами;
  • формирование умения самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею;
  • формирование умения распределять обязанности в группах.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к окружающему миру, коммуникативного качества.

Воспитательные:

  • воспитание умения выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности;
  • формирование бережного отношения к природным ценностям, предотвращение экологических проблем.

Метапредметные:

  • рассмотрение экологических проблем современности, путей их решения;
  • умение аргументировать свою точку зрения;
  • поиск информации о Международных экологических организациях.

Предметные:

Понятия: - Международные экологические организации, международные соглашения по охране окружающей среды.

- Экологические проблемы и пути их решения.

- Экологический календарь.

Литература:

  • «Окружающий мир» Учеб. для  4 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова – М.: Просвещение, 2011.    
  • Окружающий мир. Рабочая тетрадь.4 класс. Пособие для учащихся общеобр. учр. В 2 ч. /А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова – М.: Просвещение, 2012.
  • Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс./ О.Е.Дмитриева, О.А.Мокрушина.- М.: «ВАКО», 2004
  • Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 -4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
  • Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Оборудование урока: слайды, иллюстрирующие жизнь первобытных людей и последствия деятельности человека; учебник, таблицы.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

 Ход урока:

Этапы, учебные задачи и содержание урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Учитель приветствует учеников.

Учащиеся приветствуют учителя.

2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме: «Мир глазами историка».

- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом?

- А если быть более точными?

- Чем занимаются археологи?

- Дома вы должны были подготовить рассказ, основанный на статье «Ключи от заветной двери. Давайте послушаем ваши рассказы.

- Учёные- историки.

- Археологи.

- Они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события.

Учащиеся рассказывают рассказы.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

- Новую тему урока  я хотела бы начать со следующих строк:

Природа дарит людям чудеса,

Мы перед ней навечно стали должниками.

Но долг природе мы обязаны отдать,

Иначе мы не сможем выжить сами.

- Как вы понимает эти слова?

- Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить?

— Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.

-Почитайте в учебнике тему нашего урока.

Вспомните, что такое «экология»?

 

- Чем занимаются экологи?

Прием «Верные и неверные высказывания»

- Предлагаю разделиться на 3 группы и сыграть в игру «Верите ли вы, что…». Я читаю вопрос, вы в группе обсуждаете ответ и на листе в таблице ставите «+» или «-».

Итак, верите ли вы, что…:

1)… в воде морей, рек, океанов содержатся ядовитые вещества, радиоактивные отходы?

2)… в связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса нарушаются цепи питания?

3)… весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается?

4)… если люди погубят окружающую природу, они не смогут выжить?

5)…человек связан с окружающей природой?

- Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

Таблица:

№ вопроса

1

2

3

4

5

Ответы в начале урока

Ответы в конце урока

Физминутка.

Учащиеся слушают учителя.

Ответы учащихся.

Прошлое и настоящее глазами эколога

- Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся  выполняют физминутку.

4. Усвоение новых знаний.

-Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

Просмотр слайдов, иллюстрирующие жизнь первобытных людей.

-Что использовали люди для строительства жилищ- шалашей?

- Ещё люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку необходима пища. Как добывали пищу?

-А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому человек преклонялся перед силами природы и брал у природы только самое необходимое для жизни. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд.

- Что же стало происходить дальше? Прочтите отрывок из статьи «Сын или покоритель?» на стр. 47 с третьего абзаца.

-Что же решил человек?

-К чему привело такое покорение?

-Может ли человек господствовать над природой? Почему?

- А кем человек должен быть для природы?

- Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы.

- ветки деревьев.

- охотились, собирали плоды, коренья.

Учащиеся самостоятельно читают.

- он не зависит от природы, что он сильнее её, решил покорить её с помощью техники.

- привело к загрязнению воды, воздуха, гибели лесов и исчезновению многих видов животных и растений.

- нет, такое господство может погубить всё.

- человек для природы должен быть сыном, потому что он сам – часть природы.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

- Я уже говорила, что сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога. Я предлагаю провести экологический совет. Для совета вы должны разделиться на три группы. На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить.

- Каждая группа будет обсуждать одну экологическую проблему, записывая результаты обсуждения в таблицу. Пользуясь материалом из учебника (стр. 48 – 50),  вы должны определить причину, результаты своей экологической проблемы и какие меры

вы можете предложить для устранения этой проблемы.

1 гр.: «Как защитить океан от загрязнения?»

2гр.: «Как спасти тропические леса?»

3 гр.: «Как избавиться от мусора?»

Таблица:

Экологическая проблема

Причина проблемы

Результаты

Меры для устранения проблемы

- Каждая группа выберет докладчика, и мы заслушаем ваши выступления, а другие группы не забывают заполнять таблицу.

Просмотр слайдов, иллюстрирующие последствия деятельности человека.

- Молодцы! Вы выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.

Учащиеся делятся на группы.

Работают по группам.

Выступление докладчиков.

Заполнение таблиц.

6. Систематизация и обобщение знаний. 

- Как вы думаете, мои юные экологи, может ли планета заболеть?

- А может ли один человек вылечить планету?

- Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью «Лечить планету сообща» на стр. 50-52

- О каких международных организациях вы узнали из этой статьи?

- Подумайте, обсудите дома с родителями вопрос №3 на стр. 52: «Для чего объявлены экологические международные дни?»

- может: загрязнение океанов, вырубка лесов.

- нет, здесь надо потрудиться всем людям.

Учащиеся читают статью.

- Всемирный фонд дикой природы и Гринпис.

7.Рефлексия.

Вопрос эколога:- Если люди погубят окружающую природу, смогут ли выжить сами?

- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам из начала урока, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы, рядом с первым ответом вы ставите нужный знак («+» или «-»).

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Учащиеся делают вывод, что человек – это часть природы, поэтому он должен уважать её, заботиться о ней, а не покорять.

Учащиеся письменно отвечают.

Ответы учащихся.

8. Информация о домашнем задании.

Учебник: прочитать стр. 47 – 53, вопрос №3. Выполнить задания в печатной тетради стр.15

Учащиеся записывают задание.

9. Организационное завершение урока

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

- Поднимите руку те,

  • кто устал от сегодняшнего урока;
  • кому было трудно;
  • а кто был уверен в себе;
  • у кого осталось отличное настроение.

Почему?

 Учащиеся высказывают свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру. УМК "Школа России" 4 класс. "Дети имеют право на особую заботу и помощь ".

презентация к уроку "Дети имеют право на особую защиту и помощь"....

Урок по окружающему миру в 1 классе.Тема: «Здоровые дети в здоровой семье»

Цель урока:  формирование представлений о здоровом образе жизни и роли семьи в жизни каждого ребенка.Личностные результаты.Формировать у учащихся: установку на безопасный, здоровый образ жизни; п...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....