УРОКИ ЗДОРОВЬЯ ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа

Чаусенко Людмила Андреевна
Это программа о ЗДОРОВЬЕ. Очень важно знать строение, особенности функционирования и способы повышения работоспособности своего организма. Но здоровье человека зависит не только от нормальной работы его организма. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства, черты характера) и, соответственно, умение человека управлять своей психикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uroki_zdorovya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

УРОКИ  ЗДОРОВЬЯ

ПРОГРАММА  

ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 2» П.Г.Т. УРЕНГОЙ

                                                                                           Чаусенко Людмила Андреевна,

                                                                                                                                                     педагог-психолог,

                                                                                                                                         учитель начальных классов        

                                                                            

                                    

п.г.т. Уренгой, 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Это программа о ЗДОРОВЬЕ. Очень важно знать строение, особенности функционирования и способы повышения работоспособности своего организма. Но здоровье человека зависит не только от нормальной работы его организма. Большое значение имеют различные психологические факторы  (влечения, эмоции, чувства, черты характера) и, соответственно, умение человека управлять своей психикой.

Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации (по И.В.Дубровиной).

Программа «Уроки здоровья» разработана с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований дошкольного образования и предназначена для дошкольников, посещающих занятия школы будущих первоклассников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уренгой.

   Программа поможет дошкольникам разобраться в своем внутреннем мире и понять, в какой степени от них зависит собственное здоровье.

Цель программы: овладение дошкольниками объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок ответственного поведения.

Задачи программы:

  1. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению.
  2. Помочь ребёнку осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном, здоровом состоянии.
  3. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  4. Учить дошкольников эффективно общаться, помочь приобрести чёткие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
  5. Научить ребёнка выражать словами события внутренней жизни, осознавать свои чувства, мысли, поступки, чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  6. Научить ребёнка способам поддержки и укрепления позитивных чувствах, снятия утомления, предупреждения негативных эмоций.
  7. Приобщить к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.

Эти задачи решаются в системе на трёх уровнях работы:

1 уровень – информативный: выясняются представления детей и уточняются   общепринятые по теме работы знания;

2 уровень – личностный: у ребёнка следует вызвать положительное эмоциональное  отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимо одобрение, поддержка и принятие ребёнка таким, какой он есть.

3 уровень – осознание:  ребёнок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает, так или иначе, отчего появляются чувства, и какие  бывают мысли.

             На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию и самоконтролю, а также понимание того, что думают,  чувствуют и делают другие люди.

              Все три уровня обучения присутствуют сразу вместе на каждом занятии и создают для дошкольников пространство возможностей, обогащенную развивающую среду.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Уроки здоровья» рассчитана на 5 часов в год. Занятия проводятся с октября по март согласно расписанию.  Продолжительность одного занятия – 20 – 30 минут. Занятия ведёт педагог-психолог  или учитель начальных классов. Обучение ведется на русском языке.

Наполняемость учебных групп будущих первоклассников устанавливается в количестве 10 - 25 обучающихся.

Занятия разделены на два цикла.

I цикл «Я расту, я развиваюсь» (2 часа).  Дошкольникам дается представление о взаимосвязи психического и физического здоровья. Дети учатся заботиться о своем здоровье, относиться конструктивно к себе и другим людям, знакомятся с культурно – гигиеническими правилами и приемами. На этом уровне работы закладываются основы для развития самосознания и саморегуляции.

II цикл «Я и другие, я и мир» (3 часа). Акцент ставится на духовно – нравственные основы здоровья, оказывается помощь ребенку в сознании целостной картины мира, ощущении гармонии и психологического комфорта, создаются условия для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов. Обучение направлено на развитие внутреннего мира ребенка, на способность размышлять и находиться в диалоге с самим собой.

Содержание занятий может быть упрощено или усложнено в зависимости от конкретного опыта, имеющегося у детей, от их включенности в общение личностного типа, от общего культурного и умственного развития. Проблематика может быть легко расширена, и определить её помогут сами дети. В их рассказах, сказках, рисунках можно будет увидеть места, проблемы, трудности, искажения тех или иных понятиях.

           При разработке программы «Уроки здоровья» использованы учебно-методические пособия  Андреевой А.Д., Дубровиной И., Ветровой В.В.,  Обуховой Л.А., Татарниковой Л.Г., в которых рассматриваются вопросы о психологическом здоровье подрастающего поколения.

Технология проведения занятий

Основной метод работы – групповая дискуссия. Ее суть в том, чтобы высказался каждый ученик. Групповая работа повышает уровень доверия и сплачивает участников. В условиях группы легче увидеть свое сходство с другими и понять себя.

Использования игр и сказок  – с помощью воображения происходит расширение опыта ребенка и реконструкция опыта негативного.

Свободное рисование  -  создает условия для контакта, внося в атмосферу занятий эмоциональную раскованность, снятия напряжения и положительные эмоции.

Пластические действия, подвижные игры  – учат ребенка внутренней пластике и умению чувствовать и осознавать себя, свое тело и свои возможности, а также выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Дидактическая игра  – создает условия для концентрации внимания, для сосредоточенности и активизирует деятельность ребенка на занятиях.

Авторство ребенка  – этот прием состоит в ознакомлении детей с продуктами деятельности их сверстников, знакомых или незнакомых.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание  работы

1

1

Что я знаю о себе и своём здоровье.

(Что такое здоровье?

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?)

Показать детям уникальность каждого. Способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности. Показать  факторы, влияющие на здоровье. Дать представления о признаках здорового человека.

2

1

Моё утро. Надо, надо умываться. Мой режим дня.

Зачем человеку сон?

В игровой форме дети вспоминают и стараются самостоятельно сформулировать правила режима дня. Слушают стихотворения, отвечают на вопросы. Учатся приемам саморасслабления.

3

1

Правила поведения

В игровой форме дети стараются самостоятельно сформулировать правила поведения в школе. Слушают адаптационную сказку, отвечают на вопросы по сказке. Учатся приемам саморасслабления.

4

1

Эмоции человека (профилактика робости и агрессивности, жадности)

Дети знакомятся с эмоциями человека, учатся  узнавать эмоции по вербальным и невербальным признакам. Учатся приемам саморасслабления.

5

1

Итоговое занятие «Будьте здоровы!»

Дать детям возможность ощутить яркие моменты своей жизни, вызвать радость начала дня, создать оптимистическое настроение

Дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Название материала

Форма материала

Тема и раздел программы

«Что надо делать, чтобы быть здоровым»

«Что не надо делать, чтобы быть здоровым»

Презентация

Таблица

Занятие №1

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

«Династия лентяев»

«Ребёнок и волшебник»

Стихотворения С.Я.Маршака

Сказка

Занятие №2

Мой режим дня.

«Микроб»

Стихотворения Огдена Нэша

Занятие №2

Надо, надо умываться. Друзья вода и мыло.

«Про Машу и Мишу»

Рассказ

Занятие №2

Как сделать сон полезным.

Сон лучшее лекарство.

«Гордость школы»

Сказка.

Беседа «Правила поведения в школе».

Занятие №3

Правила поведения.

    «Драки» и «Грубые слова»

Беседа «О жадности и  добрых чувствах». «Нехорошие слова». Недобрые шутки. Разыгрывания  ситуаций.

Сказка.

Беседа «Чувства и поступки».

Занятие №4

Эмоции человека (профилактика робости и агрессивности, жадности)

«Цветопись»

Тест (А.Н.Лутошкин)

1 класс, занятие №13

«Настроение в школе. Как настроение?».

«Цветок волшебства»

                   .                                                                      

Занятие №5

Итоговое занятие «Будьте здоровы!»

Пантомима, игры, рисование,   психогимнастика

Релаксационные паузы

На всех занятиях.

Реализация программы «Уроки здоровья» предполагает использование следующих средств обучения:

  • сделанная из бумаги ромашка, на каждом лепестке надпись;
  • рассказы, сказки или истории для обсуждения;
  • загадки, поговорки, стихотворения;
  • карточки с заданиями;
  • альбомы для рисования;
  • плакаты с нарисованными схематическими изображениями различных эмоциональных      состояний лица человека;
  • игрушка гномик;
  • фломастеры или цветные карандаши;
  • презентации;
  • ТСО:  телевизор, DVD-плеер, компьютер, мультимедиапроектор, музыкальный центр, интерактивная доска;
  • аудио- и видеозаписи.

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Психотерапевтический эффект будет заключаться  в доверии ребенка ко взрослому, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также в снижении эмоциональной напряженности в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов и ссор с детьми.

Развивающий эффект занятий проявится в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить со взрослым об услышанном вне занятия, в том, что поведение детей станет улучшаться, и эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, учении, общении.

Учащиеся должны понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, для жизни, отдыха, учёбы; понимать, почему здоровый образ жизни способствует хорошему настроению, здоровью своему и здоровью окружающих людей.

Метапредметные и личностные результаты

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Ответы на простые вопросы учителя.

Сравнение предметов, объектов: нахождение общего и различия.

Группировка предметов, объектов на основе существенных признаков.

Участие в диалоге на занятии.

Ответы на вопросы учителя, детей.

Соблюдение простейших норм речевого этикета.

Слушание и понимание речи других.

Организация своего рабочего места под руководством учителя.

Определение цели выполнения заданий под руководством учителя.

Принятие базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Освоение роли  ученика.

Оценивание жизненных ситуаций  с точки зрения общечеловеческих ценностей.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ

  • наблюдение;
  • использование  различных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок. – Аквариум, Фгуиппв, 2003.
  2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Генезис,  2000.
  3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Академия развития, 2002.
  4. Зайцев Г.К.,  А.Г.Зайцев. Твоё здоровье. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2001.
  5. Кротов В. Понимание другого. Сказочная педагогика. - М.: СФЕРА, 2007.
  6. Крюкова С.В. Слабодкин Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. –  

М.: ДРОФА, 2000.

  1. Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Жиренко О.Е. Новые уроки здоровья, или школа докторов природы.
  2. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б. Валеология – основы безопасности жизни ребёнка. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 1995.
  3. Романов А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. - М.: Творческий центр, 2003.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья. – М.: ДРОФА,  2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольное образование

Что такое предшкольное образование?Где осуществляется предшкольное образование? Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?...

Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

Модефицированная программа предшкольного образования  по учебно-методическому комплекту  Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подго­товки к школе дете...

Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

из опыта рвботы "Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»...

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа «Школа развития» направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, она на доступном для детей уровне познакомит дошкольников  с психологией, даст представл...

Преемственность дошкольного и начального образования по программе «Предшкольная пора»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познав...

Рабочая программа предшкольного образования по развитию речи

Цель программы - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; развитие правильной, грамотной...

Программа дополнительного образования «Предшкольная пора»

Направленность программы: социально - педагогическаяФорма обучения: групповаяГод обучения: 1 год обученияВозраст обучающихся: 5,5-6,5 летЦель: Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной...