Программа дополнительного образования «Предшкольная пора»
рабочая программа
Направленность программы: социально - педагогическая
Форма обучения: групповая
Год обучения: 1 год обучения
Возраст обучающихся: 5,5-6,5 лет
Цель: Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. Задачи: 1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественно - эстетического и физического развития детей.
3. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
4. Формирование навыков взаимодействия и сотрудничества, необходимых для успешной адаптации в школе.
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются пре-имущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образова¬тельной деятельности.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Примерный режим дня С учётом психофизических особенностей детей дошкольного возраста количество времени пребывания в группе - 3 раза в неделю по 3 часа в день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predshkolnaya_pora.docx | 58.61 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
«Предшкольная пора»
Направленность программы: социально - педагогическая
Форма обучения: групповая
Год обучения: 1 год обучения
Возраст обучающихся: 5,5-6,5 лет
Цель:
Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
- Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественно - эстетического и физического развития детей.
3. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
4. Формирование навыков взаимодействия и сотрудничества, необходимых для успешной адаптации в школе.
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Примерный режим дня
С учётом психофизических особенностей детей дошкольного возраста количество времени пребывания в группе - 3 раза в неделю по 3 часа в день. Пребывание в группе с 15.00 до 18.00 без питания и сна.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ястребовская средняя школа»
Принято: методическим советом Протокол № ___ от «___» _________ 2021 г. | Утверждаю: Директор МКОУ «Ястребовская СШ» _______ А.Н.Козлова Приказ № _____________ от «___» _________ 2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Предшкольная пора»
Направленность: социально - педагогическая
Возраст обучающихся: 5,5 – 6,6лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: базовый
Вид программы: дошкольное образование
Составитель: Фризен Адолина Андреевна,
педагог дополнительного образования
село Ястребово, 2021 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет.
Необходимость открытия группы предшкольной подготовки на базе МКОУ «Ястребовская СШ» обусловлена отсутствием в селе дошкольных образовательных учреждений и вследствие этого высоким процентом детей, неготовых к школьному обучению. Что приводит к возникновению трудностей и проблем при обучении, семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Вместе с тем не все родители обеспокоины проблемами подготовки и адаптации дошкольников к обучению: есть определённый процент детей, которые приходят в школу неподготовленными даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. Поступление в школу неготового к обучению ребёнка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости.
Правовую основу организации ГКП «Предшкольная пора» составляют:
- Законом об образовании РФ»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013г. № 1014
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26;
-Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 2777;
- Федеральным Государственным Образовательным Стандартом от 17 октября 2013г. № 1155;
-Уставом МКОУ «Ястребовская СШ»;
- Лицензией на право ведения образовательной деятельности дошкольной организации от 20 октября 2011г., № 6149-л.
Образовательный процесс в группе строится на основе комплексной программы "Предшкольная пора”, созданная авторским коллективом проекта "Начальная школа XXI века" и специалистами по дошкольному образованию и воспитанию под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н. Ф. Виноградовой. Данная программа прошла экспертизу, имеет гриф МОиН РФ и рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.
Программа ''Предшкольная пора'' предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях групп предшкольной подготовки. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Содержание программы соответствует федеральным государственным требованиям по дошкольному образованию: этим обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов.
Программа Н.Ф. Виноградовой разработана с учетом всех этих требований и опирается на следующие принципы:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний и не по предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации детей должен, прежде всего, определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.
Направленность: социально - педагогическая
Возраст обучающихся: 5,5 – 6,5 лет.
Размер группы: 10 человек.
Срок реализации: 1 год.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: дошкольное образование.
Форма обучения: групповая.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Примерный режим дня
С учётом психофизических особенностей детей дошкольного возраста количество времени пребывания в группе - 3 раза в неделю по 3 часа в день. Пребывание в группе с 15.00 до 18.00 без питания и сна.
№ п/п | Режимные моменты | Продолжительность |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Приём детей Самостоятельная игровая деятельность детей Первое занятие Двигательная разминка между занятиями Второе занятие Двигательная разминка между занятиями Третье занятие Совместная деятельность педагога с детьми. | 15.00-15.15 15.15-15.30 15.30-16.00 15.00-15.10 15.10-15.40 15.40-15.50 15.50-17.20 17.20-18.00 |
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
- Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественно - эстетического и физического развития детей.
3. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
4. Формирование навыков взаимодействия и сотрудничества, необходимых для успешной адаптации в школе.
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
Содержание программы
Содержание образования детей в ГКП не дублирует начальную школу, а ориентируются на поступательное развитие от предыдущей ступени образования к последующей и представлено курсами, направленными на развитие личностных качеств. Организация работы ГКП «Предшкольная пора» на базе нашей начальной школы имеет свою особенность. Режим работы группы включает не только время на проведение учебных занятий, но и время для развития способностей и занятий по интересам. Дети, занимаясь в группе, имеют возможность посещать школьные кружки.
Методические рекомендации к проведению занятий
Чтобы настроить детей на занятия, привлечь их внимание, перед занятием проводится гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Далее в течении 10 минут предлагается рассказ на новую тему, который затем обсуждается, задаются загадки и работа в тетрадях, 5 минут на физминутку, следующие 10 минут выполнение очередного задания в тетрадях сопровождаемых объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. Оставшиеся 5 минут закрепление изученного материала через игру. При совместной деятельности педагога с детьми закрепляется пройденный материал в подвижных играх. На занятиях по изо также идёт закрепление. Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети усвоили данный им материал.
Психолого- педагогическое обследование детей
В процессе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для учёта развития познавательных способностей детей проводится психолого-педагогическое обследование (школьный психолог): первый раз - в сентябре, после 20 числа, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Повторно — в конце декабря, чтобы сделать контрольный срез на полугодие. Третий раз - в конце мая, для того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года. Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются тестирование, беседа и наблюдение.
1.4. Планируемые результаты
Качество – это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития
Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.
Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).
Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Классификация качеств на физические, личностные и интеллектуальные условна, так как для формирования любого качества требуется системное развитие ребенка: физическое и психическое (личностное и интеллектуальное).
Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств придается особое значение.
Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 5 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие - промежуточные результаты.
Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Формирование «социального портрета» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования осуществлялось также по следующим основаниям:
- в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;
- с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.
Предполагаемый результат:
Дети, прошедшие обучение по программе, к концу года должны соответствовать модели будущего первоклассника.
№ | Параметры планируемых итоговых результатов освоения программы | Интегративные качества ребенка |
1 | Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками | У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. |
2 | Любознательный, активный. | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
3 | Эмоционально отзывчивый. | Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. |
4 | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации. |
5 | Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре, в детском саду и др.) |
6 | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. | Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. |
7 | Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. |
8 | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
9 | Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Формы аттестации
Формы мониторинга
Образовательные области | методика | критерии | периодичность | ответственный |
Социально -коммуникативное | Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт, критериально - ориентированные задания | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год Сентябрь, май | Воспитатель |
Познавательное | Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 р. в год. Сентябрь, май | Воспитатель |
Речевое | Диагностика (Критериально-ориентированные задания нетестового типа), беседа | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 р. в год. Сентябрь, май | Воспитатель |
Художественно-эстетическое | Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт. Критериально- ориентированные задания нетестового типа | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 р. в год. Сентябрь, май | Воспитатель |
Физическое | Тестовые упражнения | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год Сентябрь, май | Воспитатель, фельдшер |
2.2. Календарно-тематическое планирование
- Речевое развитие (68 ч.)
Задачи курса: занятия направлены на развитие речи и осознание ребёнком такого непростого для него алгоритма «образ» - звук – буква»; развитие фонематического слуха, творческого мышления; получение сведений о предложениях; знакомство со звуками.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
№ п/п | Дата | Тема |
1 | Знакомство. Поговорим об осени | |
2,3 |
| Членение речи на предложения |
4,5 | Членение предложения на слова | |
6,7 | Членение слова на слоги | |
8,9 | Определение кол-ва слогов в слове | |
10 | Диагностическое обследование | |
11 | Представление о звуках | |
12,13 | Такие разные звуки (гласные, согласные) | |
14,15 | Выделение первого звука в слове | |
16,17 | Выделение последнего звука в слове | |
18,19 | Определение места звука в слове | |
20,21 | Упражнение в звуковом анализе простых слов | |
22 | Игры: «Живые звуки», «Звуковичок», «Угадай звук» | |
23,24 | Ударение в словах | |
25 | В гостях у азбуки в стихах | |
26,27 | Работа гласных верхнего ряда | |
28 | Слушаем сказку | |
29, 30 | Работа гласных нижнего ряда | |
31 | Играем в школу | |
32 | Диагностическое обследование | |
33,34 | От точки к букве. Практическая работа | |
35 | Игры: «Живые звуки», «Звуковичок», «Угадай звук» | |
36,37 | Согласные звуки: М, Н | |
38,39 | Согласные звуки: Р, J1 | |
40 | Слушаем стихотворения | |
41,42 | Согласные звуки: Г, К | |
43,44 | Согласные звуки: Д, Т | |
45, 46 | Согласные звуки: В, Ф | |
47 | Поиграем | |
48 | Подготовительные упражнения для развития глазомера. | |
49, 50 | Обводка и штриховка контуров. | |
51,52 | Согласные звуки: 3,С. | |
53,54 | Согласные звуки: Б,П. | |
55 | Хитрый звук: Й. | |
56 | Поиграем. | |
57 | Слушаем рассказы о детях. | |
58 | Наблюдаем и рассказываем. | |
59-61 | Шипящие звуки. | |
62 | Поиграем в сказку. | |
63 | Составляем рассказ по картинке. | |
64 | Составляем слова из слогов. | |
65 | Сочиняем сказку. | |
66-67 | Практические упражнения. | |
68 | Диагностическое обследование |
- Развитие элементарных математических представлений (68 ч.)
Одним из главных направлений занятий с детьми является обучение дошкольников математике и развитие логического мышления. Значение развития у ребёнка математических способностей и основ логического, аналитического мышления трудно переоценить. При этом необходимо учитывать также и то, что математика - сложная наука, которая уже при поступлении в школу требует наличия определённых специальных знаний, иначе неизбежны трудности в усвоении и, как следствие, отставание в процессе школьного обучения. А если к вышесказанному прибавить, что далеко не каждый ребёнок обладает врождёнными математическими способностями, то становится ясным, насколько важно обучение дошкольников математике.
Задачи курса: организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики; разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
№ п/п | Дата | Тема |
1-3 | Различие предметов по размеру и форме. | |
4,5 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов. | |
6,7 | Направления движения. | |
8,9 , | Временные представления. | |
10,11 | Сравнение групп предметов. | |
12,13 | Понятие «один - много», «слева - справа». | |
14,15 | Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. | |
16 | Счёт предметов. | |
17-20 | Сравнение чисел. | |
21 | Число 0 и его обозначение. | |
22-28 | Состав чисел 2, 3,4, 5. | |
29-35 | Название действий и их обозначение. | |
36-38 | Знаки «-, +, =». | |
39-44 | Знакомство с геометрическими фигурами. | |
45-52 | Знакомство с задачей. | |
53-56 | Ориентирование в пространстве. | |
57-64 | Решение логических задач. | |
65 | Повторение. Игра «Торопись, да не ошибись». | |
66 | Математические игры. | |
67 | Диагностическое обследование. | |
68 | Математика в сказках. |
- Знакомство с окружающим миром (68 ч.)
В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Знания о явлениях природы расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.
Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней. Расширяют представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, их функции. У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения». Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
№ п/п | Дата | Тема |
1 | Экскурсия по школе | |
2 | Растения цветника. Что это за дерево? Экскурсия на пришкольный участок | |
3 | Прогулка в осенний лес. Какого цвета листочки? | |
4 | Четыре времени года | |
5 | В саду и в огороде. Собираем урожай | |
6 | Речь - основной способ общения людей | |
7 | Ближайший мир ребёнка - семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества членов семьи | |
8 | Обязанности ребёнка в семье. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. | |
9 | Домашние животные как составляющие хозяйства семьи | |
10 | День рождения. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. | |
11 | Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода | |
12 | Огонь - друг, огонь - враг. Как спасаться от огня. Наши помощники - службы помощи. | |
13 | Поликлиника. Врач и больной. Профессии врачей: глазной; ухо, горло, нос; кожник; терапевт; стоматолог; хирург. | |
14 | Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто- то заболел. | |
15 | Знакомство с комнатными растениями | |
16 | Кто такие насекомые? Кто такие птицы? | |
17 | Кто такие рыбы? Кто такие звери? | |
18 | Поговорим о зиме. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. | |
19 | Зимующие птицы | |
20 | Как животные зимуют | |
21 | Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте. | |
22 | Дорожные знаки, светофор. | |
23 | Игра «Красный, жёлтый, зелёный» | |
24 | Наша Родина - Россия. Москва - столица России. Герб и флаг России. | |
25 | Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы. | |
26 | Наше село - часть большой страны. | |
27 | Прогулка в зимний лес | |
28 | Праздник «Новый год» | |
29 | Праздник «Рождество» | |
30 | Путешествие на север. Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. | |
31 | Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. | |
32 | Путешествие в леса. Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары леса (орехи, грибы). Лес - наше богатство. | |
33 | Растительный и животный мир. Дары леса. Лес - наше богатство | |
34 | Путешествие на юг. Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. | |
35 | Труд людей в степных районах. Как родится хлеб | |
36 | Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. | |
37 | Правила ухода за комнатными растениями. | |
38 | Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы и их доставка. Как путешествует письмо. | |
39 | Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. | |
40 | Время (вчера, сегодня, завтра) | |
41 | Части суток | |
42 | Время (неделя, месяц, год) | |
43 | Праздник «23 февраля» | |
44-45 | Холодные и жаркие районы Земли. | |
46-49 | Путешествие в дальние страны. Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья. Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы. Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна). Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины). | |
50 | Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке. | |
51 | Праздник «8 марта» | |
52 | Прощание с зимой | |
53 | Прогулка «Приметы весны» | |
54 | Перелётные птицы | |
55 | История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь. | |
56-57 | Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? | |
58 | Река и море. | |
59 | Моё село весной. Прогулка по селу | |
60 | Цвета радуги. | |
61 | Деревья | |
62 | Прогулка «Первоцветы» | |
63 | Любим, знаем, охраняем | |
64 | Скоро лето! | |
65-66 | Где мы будем отдыхать | |
67-68 | Что мы знаем о природе |
В результате работы дети знают:
- элементарные правила поведения в городе и природе;
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;
- свой адрес, название страны, города;
- родственные отношения;
- о сезонных изменениях в природе;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
- зимующих птиц.
Дети имеют представление:
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, на транспорте, во время путешествия);
- о погоде в разных частях света в разное время года;
- о растительном и животном мире разных частей света;
- об образе жизни людей в других странах;
- о животных, растениях (обобщенное представление);
- о сезонных явлениях (обобщенное представление).
Дети могут:
- устанавливать простейшие причинно - следственные связи;
- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
- Изобразительная деятельность (102 ч.)
Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии личности ребёнка, способствует активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме. В ГКП работа по изобразительной деятельности ведётся целенаправленно и систематически. Обучение строится на решении простых для выполнения задач с видимым и значительным для ребёнка результатом, который он может тут же использовать в игре. По мере возрастания у детей уверенности в себе и в своих возможностях организуется деятельность, направленная на овладение ими изобразительными средствами (цветом, формой, композицией, декором), умением добиваться выразительной передачи образа с помощью изображения деталей и дополнительных предметов.
У детей достаточно развит глазомер и мелкая моторика, чтобы передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы.
Задачи курса:
- Познание мира искусства и культуры, включая искусство своего народа
- Развитие у дошкольников художественного вкуса, творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач
- Познакомиться с правилами безопасности работы с ручными инструментами.
- Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.
- Прививать аккуратность, эстетичность.
Дети могут:
- под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;
- объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;
- изготавливать объемные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;
- дополнять и украшать свою работу новыми деталями;
- поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- использовать знания и умения, полученные на других занятиях.
№ п/п | Дата | Тема |
1 | Тематическое рисование «Лето» | |
2 | Лепка «Корзинка с фруктами» | |
3 | Оригами «Тюльпан» | |
4 | Декоративное рисование на квадрате «Укрась платочек ромашками» | |
5 | Лепка «Грибы» | |
6 | Осенний букет (оригами) | |
7 | Тематическое рисование «Магазин игрушек» | |
8 | Лепка «Улитка - катушка» | |
9 | Аппликация «Грибы» | |
10 | Рисование «Что ты больше всего любишь рисовать» | |
11 | Лепка «Кто на листике живет?» | |
12 | Аппликация «Осенний ковёр» | |
13 | Рисование по представлению «Клоун» | |
14 | Лепка «Кузнечик» | |
15 | Работа с конструктором «Лего» | |
16 | Рисование «Село вечером» | |
17 | Лепка по замыслу | |
18 | Аппликация «Ваза с фруктами, ветками и цветами» | |
19 | Декоративное рисование «Завиток» | |
20 | Лепка «Птичка» | |
21 | Рисование «Поздняя осень» | |
22 | Лепка «Цыплёнок» | |
23 | Аппликация «Праздничный хоровод» | |
24 | Рисование с натуры «Комнатное растение» | |
25 | Лепка «Курица» | |
26 | Работа с конструктором «Лего» | |
27 | Рисование по замыслу «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце» | |
28 | Лепка «Петух» | |
29 | Конструирование «Дом» | |
30 | Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи | |
31 | Лепка «Гусь» | |
32 | Конструирование «Закладка для книг» | |
33 | Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи | |
34 | Лепка «Сорока-ворона» | |
35 | Работа с конструктором «Лего» | |
36 | Рисование «Снежинки на окне» | |
37 | Лепка «Попугай» | |
38 | Конструирование «Елочные игрушки» | |
39 | Рисование «Ветви ели» | |
40 | Лепка «Дымковские барышни» | |
41 | Работа с конструктором «Лего» | |
42 | Декоративное рисование. Раскрашивание изделий. | |
43 | Лепка «Дед Мороз» | |
44 | Конструирование «Елочные игрушки» | |
45 | Рисование «Маска, я тебя знаю» | |
46 | Лепка «Как мы играем зимой» | |
47 | Конструирование «Елочные игрушки» | |
48 | Рисование «Собираемся на бал» | |
49 | Лепка «Лыжник» | |
50 | Аппликация «Фантазия» | |
51 | Рисование «Сказочная птица» | |
52 | Лепка «Сказочная птица» | |
53 | Работа с конструктором «Лего» | |
54 | Рисование* «Клоун» | |
55 | Лепка «Клоун» | |
56 | Работа с конструктором «Лего» | |
57 | Рисование «Сказочный ковер - самолет» | |
58 | Лепка «Дракон - обжора» | |
59 | Оригами «Герои сказки» | |
60 | Рисование «Костюм для сказочного героя» | |
61 | Лепка «Дракон трёхголовый» | |
62 | Аппликация по замыслу | |
63 | Рисование «Иней покрыл деревья» | |
64 | Лепка «Кот Батон» | |
65 | Аппликация: «Снеговик» | |
66 | Рисование «Зимний пейзаж» | |
67 | Лепка «Кошка Мурка» | |
68 , | Аппликация «Цветы для мамы» | |
69 | Рисование «Сказочный дворец» | |
70 | Лепка «Удивлённый кот» | |
71 | Аппликация «Поздравительная открытка для мамы» | |
72 | Рисование «Сказочное царство» | |
73 | Лепка «Царь» | |
74 | Работа с конструктором «Лего» | |
75 | Рисование «Конёк - Горбунок» | |
76 | Лепка ««Конёк - Г орбунок» | |
77 | Аппликация «Рыбки в аквариуме» | |
78 | Рисование по сказке «Мальчик с пальчик» | |
79 | Лепка «Бегемот» | |
80 | Конструирование «Сувенир в подарок» | |
81 | Рисование по замыслу «Кем ты хочешь быть» | |
82 | Лепка «Жираф» | |
83 | Аппликация «Радужный хоровод» | |
84 | Тематическое рисование «Космос» | |
85 | Лепка «Инопланетянин» | |
86 | Конструирование ракеты | |
87 | Наблюдение в природе «Весна пришла» | |
88 | Рисуем жгутиками из пластилина «Пироги, пряники, плюшки» | |
89 | Оригами «На лугу» | |
90 | Рисование «Ветка вербы» | |
91 | Лепка «Любимая игрушка» | |
92 | Конструирование «Цветик - семицветик» | |
93 | Рисование с натуры «Травка» | |
94 | Лепка «Посуда» | |
95 | Аппликация «Бабочка на травке» | |
96 | Декоративное рисование «Композиция с цветами и птицами» | |
97 | Лепка «Карандашница» | |
98 | Аппликация по замыслу | |
99-100 | Рисование «Здравствуй лето!» | |
101-102 | Лепка «Картина на стене» | |
103-105 | Рисование на свободную тему |
2.3. Условия реализации программы
Кадровые условия
Ф.И.О. | квалификационная категория | педагогический стаж | стаж работы в данной должности |
Фризен Адолина Андреевна | первая | 7 лет | 7 лет |
Календарный учебный график
1 год обучения | |
Количество часов в неделю по годам обучения | 9 |
Количество учебных недель | 34 |
Количество учебных часов по программе | 306 |
Количество учебных часов согласно расписанию | 306 |
Материально-техническая база:
- Ноутбук;
- Проектор;
- Принтер.
Список литературы для учителя:
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
- Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;
- Козлова С.А. «Я хочу в школу», «Отправляемся в путешествие», «Я и мои друзья»;
- Куликова Т.А. «Я и моя семья»;
- Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»;
- Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
- Салмина Н.Г. « Учимся думать";
- Щербакова Г.И. "Знакомимся с математикой".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа для группы дошкольного образования "Предшкольная пора"
Разработка рабочей программы "Школы будущего первоклассника" по системе обучения "Начальная школа 21 века"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...