Сотрудничество в целях преемственности
статья
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О сотрудничестве школы и детского сада с целью преемственности. | 45 КБ |
Сотрудничество школы и детского сада (фото) | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество в целях преемственности
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированного нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
- Умственные и нравственные способности учащихся.
- Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
- Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует? С этой целью мы решили скорректировать воспитательную деятельность в начальном звене.
Работа классного руководителя по преемственности между дошкольниками и младшими школьниками ведется по трем основным направлениям.
■ методическая работа (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику детского сада, обсуждение критериев "портрета ученика");
■ работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
■ работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Методическая работа началась с изучения требований ФГОС. Таков «портрет старшего дошкольника», готового к обучению в школе:
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
- Овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире.
- Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
«Портрет ученика начальной школы» характеризуется таким образом:
- Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказать своё мнение.
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для работы с детьми наш лицей этом учебном году запустил проект по сотрудничеству с детским садом №9 «Созвездие». Были организованы взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускных группах. На занятиях в детском саду присутствовали учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги совместно обсуждали насущные проблемы и корректировали свою деятельность, что способствует совершенствованию методов обучения и воспитания детей.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. На помощь пришли четвероклассники. Для этих встреч учащиеся 4 классов и их родители под руководством классных руководителей готовили подарки новым друзьям, угощение и концертную программу. Интересными были адаптированные постановки сказок «Репка», «Приключения Буратино». Дети получили огромное удовольствие от данного сотрудничества, что оказало положительное влияние на процесс воспитания младших школьников и работу по обеспечению готовности детей к обучению в школе.
Работа с родителями велась на протяжении всего учебного выпускного года. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечали на все вопросы родителей, после собраний проводились индивидуальные консультации.
Итак, механизмом решения проблемы преемственности между детским садом и школой является последовательное выполнение следующих этапов:
- Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.
- Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
- Проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", совместные праздники, развлечения и т.д.
- Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе.
- Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе.
- Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы преемственности - педагогика сотрудничества
Статья о преемственности начальной школы и дошкольного образования...
Сотрудничество ДОУ и общеобразовательной школы по вопросам преемственности в обучении (из опыта работы)
Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, м...
Преемственность в обучении как одно из эффективных условий в системе педагогического сотрудничества
В жизни каждого учителя начальной школы самый тревожный момент – выпуск детей. И любой неравнодушный учитель всегда переживает за судьбу своих учеников. Я осмелюсь дать некоторые советы-рекомендации с...
Сотрудничество в целях преемственности
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения зада...
"Вместе - мы сила ! Сотрудничество учителей-логопедов с родителями на школьном логопункте". Статья в журнале "Преемственность в образовании" N 22.
http://www.journal-preemstvennost.ru/2019/06/22/v2206-2019-s49/#v2206-2019-s49/V2206-2019-s49-p1...
"Преемственность ДОУ, начальной школы и семьи - основа сотрудничества в подготовке будущих первоклассников"
Предшкольное и начальное образование: особенности семейной педагогики как направление преемственности....
Сотрудничество с ДОУ. Преемственность "Детский сад- начальная школа".
Сотрудничество с ДОУ. Преемственность "Детский сад- начальная школа"....