Основы преемственности - педагогика сотрудничества
учебно-методический материал на тему
Статья о преемственности начальной школы и дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
- Основа преемственности – педагогика сотрудничества.
- (из опыта работы)
Выполнила: учитель начальных классов
Высшей категории
Малафеева Елена Константиновна
Адрес: 601400
Г. Вязники, ул. Пеньки д.12
maelka@mail bk.ru
Телефон: 8-915-758-31-01
г.Вязники 2012
Проблема преемственности между ступенями образования актуальна во все времена. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека , любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий в содержании образования между дошкольным учреждением, начальной и средней школой. Особая ответственность за успешную адаптацию первоклассников и учащихся пятых классов лежит на учителях начальных классов. Именно от их профессионализма, от того, как они выстроят работу по преемственности, зависит успешность обучения на данных этапах. Сегодня в арсенале современного учителя начальных классов имеется достаточное количество приёмов, методов и форм для осуществления преемственности: психолого-педагогические карты, портфолио детей, опросники, педсоветы, взаимопосещение занятий и уроков, совместные мероприятия … О каждом ребёнке собирается много информации, но практика показывает, что она в основном остаётся «мёртвой». Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, педагогические коллективы детских садов микрорайона и нашей школы пришли к выводу, что прежде всего необходима выработка единой системной и последовательной работы двух структур: дошкольного и начального образования. К этому нас обязывает введение новых ФГОС. Мы разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставит задачу не увеличения количества, а улучшения качества преемственных связей. В качестве основополагающего принципа преемственности в настоящее время мы рассматриваем сопровождение ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства. Работа по преемственности осуществляется в несколько этапов: этап предварительного поиска, деятельностный этап, оценочно-коррекционный, этап развития сотрудничества, этап заключительно - переходный (реализация преемственности со второй ступенью обучения).
Этап предварительного поиска
Основной смысл работы на этом этапе состоит в том, что педагоги начальной школы и дошкольных учреждений совместно разработали план осуществления преемственности, отобрали наиболее рациональные формы взаимодействия. Для этого в августе провели совместный педагогический совет, на котором педагоги дошкольных учреждений познакомились с учителями начальных классов, рассказали о программах, по которым они работают, в процессе составления проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности отобрали новые активные формы работы, скорректировали программу работы школы будущих первоклассников «Росток».
Деятельностный этап
Начиная с сентября, учителя нашей школы не просто посещали занятия в детских дошкольных учреждениях, а сами участвовали в их разработке. Вместе с воспитателями обсуждали, какие формы, методы и приёмы работы используются воспитателями, а какие учителями начальной школы. Во время такого общения мы узнали новые приёмы работы и формы организации занятий, которые можно применять в работе подготовительных курсов. После занятий обсуждали, какие из выбранных форм работы оказались наиболее рациональными. Затем учителя начальных классов участвовали в качестве помощника воспитателя в проведении занятия в детском саду для того, чтобы дети могли познакомиться с будущим учителем. Такое занятие было построено в форме интеллектуальной игры, и учитель имел возможность непосредственно общаться с детьми, наблюдать за уровнем их развития, помогать в решении поставленных задач. Далее учитель сам проводил занятие в подготовительной группе, используя те приёмы работы и формы организации, которые используют воспитатели. Эта форма взаимодействия, на наш взгляд, помогла учителям понять некоторые особенности преподавания в детском саду. После проведения таких занятий в школе традиционно проводится «День Малыша». В этот день дошкольники посещают школьный музей. Ребята очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, проявляют любознательность и задают очень много вопросов. Посещение кабинета информатики, школьной библиотеки вызывает у них огромный интерес. Детям разрешают поработать на компьютере, в библиотеке они рассматривают книги и учебники, читают стихи. Спортивный и актовый залы, кабинеты, беседы и встречи с учащимися школы – всё это вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в свои собственные силы.
С октября начинают работать подготовительные курсы «Росток». Учителя начальных классов приглашают воспитателей на занятия, консультируются по поводу индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Теперь, когда учитель работает непосредственно с детьми, начинается оценочно- коррекционный этап. Основной смысл работы на этом этапе состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Эта информация собирается из пяти основных источников: психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начинается с диагностики, которая проводится во втором полугодии работы школы будущего первоклассника. К моменту поступления в школу определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. На данном этапе работы педагоги школы используют метод наблюдая за детьми в естественных условиях, в которых они могут раскрепоститься, раскрыться и проявить свои склонности и способности. Самая естественная среда для ребёнка – это игра. И не просто дидактическая игра, а игра, в которой ребёнок сам является главным персонажем, познаёт и открывает новое с другими участниками – интерактивная игра.
Также необходима будущим первоклассникам в этот период грамотная педагогическая поддержка. Если говорить кратко, помощь учителя в этом сводится к тому, чтобы относиться к ученику, демонстрируя ему наши принятие, внимание, одобрение, теплые чувства, направленно повышать уровень «Я могу» с помощью поддерживающих техник и приемов.
Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
Этап развития сотрудничества начинается с 1 сентября, когда дошколята становятся первоклассниками. Основа работы на данном этапе – традиционные совместные мероприятия дошкольных образовательных учреждений и школы. С большим удовольствием первоклассники участвуют в интеллектуальной игре «Всезнайка», в спортивном празднике «Зарница», которые проводятся на базе детского сада. Вместе с ребятами подготовительной группы изготавливают коллективные панно из ниток, листьев, цветной бумаги. С особенным удовольствием первоклассники приглашают малышей и своих воспитателей на праздник посвящения в первоклассники. А сколько радости доставляет им выступление перед ребятишками детского сада в день театра, когда они, уже повзрослевшие, показывают инсценированные сказки, сценки. Такие совместные мероприятия мы проводим все четыре года обучения в начальной школе. Начиная со второго класса, учащиеся принимают участие в праздничных постановках в детском саду, а в четвёртом классе уже сами могут организовать праздник «Масленица» с песнями, играми и соревнованиями.
Этап заключительно - переходный (реализация преемственности со второй ступенью обучения).
Этот этап ориентирован на то, чтобы всю информацию об учащихся начальных классов передать учителям средней школы. Источниками такой информации являются портфолио учащихся, траектория индивидуального развития, итоговая творческая или исследовательская работа, характеристика, результаты психологических исследований за период обучения в начальной школе. Для того чтобы учителя средней школы имели представление о потенциале класса, учителя начальных классов включают их в совместную практическую деятельность. В конце четвёртого класса приглашают учителей - предметников на уроки, но не в качестве наблюдателя, а в качестве ученика. Учителю математики предлагают вместе с группой детей во время интерактивной игры «Разбегалочки» решить нестандартные задачи или решить задачи с помощью уравнения. Во время такой работы учитель видит уровень математической подготовки, как учащиеся научились рассуждать, искать различные пути решения задачи, может показать какой то новый способ решения. Учителя русского языка и литературы становятся участниками игры «Эстафета-рассказ». В этой игре проходит соревнование нескольких команд: кто за определённое количество времени удачнее напишет коллективный рассказ или сказку. Каждый участник игры имеет право добавить только одно предложение к ранее написанному тексту. Тема рассказа определяется учителем или учащимися. Цель игры: активизировать спонтанную речь детей. Перед учащимися ставится иная цель: добиться победы команды, которую можно завоевать только языковыми средствами. Такая совместная деятельность позволяет учителю наблюдать за уровнем развития как устной, так и письменной речи, оценить уровень коммуникативных умений. Учителя биологии пригласили учащихся 4 класса на занятия биологического кружка. Вместе с ребятами старших классов они готовились к школьной научно-практической конференции, рассказывали о своих исследовательских проектах, показывали подготовленные презентации. Старшеклассники внимательно слушали, давали практические советы, делились известной им информацией по теме, помогали в создании презентаций, демонстрировали свои работы. Результатом такой совместной деятельности стала успешная адаптация учащихся в среднем звене.
Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку на каждом этапе призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада, учителей начальной и средней школы. Для нас эта деятельность – взаимодействие на основе педагогики сотрудничества. Мы не претендуем на абсолютно правильное мнение в решении этого вопроса, но считаем, что выбрали наиболее оптимальную технологию, которая соответствует индивидуальным особенностям учащихся. Данная технология понятна и близка нам, и её использование дало хорошие результаты. Каждый ребёнок обладает уникальными способностями, но всегда нужно помнить о том, что это прежде всего ребёнок, и ему необходимы помощь и поддержка.
Мы понимаем, что преемственность дошкольного начального и среднего образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.
По определению Даниила Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог!
Проблема может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения вопросов преемственности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"
Публикация знакомит учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....
Педагогика сотрудничества - это развитие каждой личности.
В данном материале раскрыты основные аспекты работы учителя для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приведены фрагменты уроков, в которых реализо...
Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...
Педагогика сотрудничества учителя и ученика
В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....
Педагогика сотрудничества как условие развития личности в условиях малокомплектной школы
Материал подготовлен для конференции "Проблемы современной сельской школы", проходившей в г. Архангельске 2009 год...
Педагогика сотрудничества
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, признание индивидуальности, самоценности каждого человека. В рамках этого подхода ребенок ценен воспроизводством ...
Педагогика сотрудничества. Из опыта работы учителя начальной школы.
В статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике учителя начальной школы....