Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
материал

Докина Дина Ивановна

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей обучающихся

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.

Одним  из главных направлений  моей работы  – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.

 Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с  психологом, учителями, администрацией, родителями.  

Учитывая возрастные особенности  учеников,  я строю свою работу поэтапно:

год

Этапы

Способы

Результат

2015-2016

1 класс

Диагностический этап

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).

Карта одарённого ребёнка

2016 – 2017

2 класс

Выделение группы детей со специальными способностями

Углубленная диагностика  с целью определения зоны  их ближайшего развития.

Подбор литературы по тематике;

создание банка информации по  работе  с  одаренными детьми;

подготовка  бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа с родителями.

составление планирования   ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Создание мини-проектов.

Проведение родительских собраний.

«Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников».

«Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».

Анкетирование

2017 – 2018

3 класс

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися

  Составление планирования   ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Банка информации по  работе  с  одаренными детьми;

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность

2018 – 2019

4 класс

Поддержка и стимулирование   одаренных детей

Поощрение их активности;  развитие стремления к  самообучению

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность

Портфолио ученика

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта одарённого ребёнка

Класс___________

Ф.И.____________________________________

Возраст _____год __________месяц

Сведения о родителях.

(Ф.И.О.  отца, матери)

Результаты психологической диагностики

Результаты педагогической диагностики

Результаты социометрического исследования

Область одаренности

Признаки одаренности

Диагностика одаренности

Выводы и рекомендации

Анкетирование

        Инструкция для родителей

  • Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
  • На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

  • Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
  • 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  • 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  • 3) петь, музицировать;
  • 4) заниматься физкультурой;
  • 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  • 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  • 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  • 8) играть с техническим конструктором;
  • 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
  • 10) самостоятельно рисовать;
  • 11) играть в спортивные, подвижные игры;
  • 12) руководить играми детей;
  • 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  • 14) ходить в магазин за продуктами;
  • 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  • 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  • 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  • 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  • 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  • 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
  • 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
  • 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  • 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  • 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  • 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  • 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  • 27) ухаживать за домашними растениями;
  • 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  • 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  • 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  • 31) участвовать в постановке спектаклей;
  • 32) заниматься спортом в секциях и кружках;
  • 33) помогать другим людям;
  • 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  • 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

  • Дата ___________        Фамилия, имя_________________
  • Обработка результатов
  • Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
  • научная
  • творческая
  • спортивная



Предварительный просмотр:

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

Н. Лускановой

1.Тебе нравится в школе?

  • не очень
  • нравится
  • не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется

остаться дома?

  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • часто
  • редко
  • не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

  • мало
  • много
  • нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень.

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны

и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень.

20 -24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень.

10-14 баллов –низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень.

Ниже 10 баллов –негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них

невыносимо. Маленькие дети (5 -6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.



Предварительный просмотр:

Анкетирование «Отношение к здоровью младших школьников»

  Здоровье человека –это очень сложный феномен общечеловеческого индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.

  Здоровье -«динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной  активности при максимальной продолжительности жизни».

Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.

Образ жизни -совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.

  Здоровый образ жизни -способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность.

  Укрепление здоровья -система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума.

  Цель анкетирования:

определение уровня осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни у школьников.

  Основными критериями сформированности знаний у школьников о ЗОЖ выступили:

1.Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

2.Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

3.Овладение навыками, приѐмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

4.Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно –популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.

5.Проявление потребности в выполнении санитарно –гигиенических норм.

Инструментарий: анкеты ЗОЖ для учащихся 2 класса

АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных

предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

А) Мыло

Б) Мочалка

В) Зубная щѐтка

Г) Зубная паста

Д) Полотенце для рук

Е) Полотенце для тела

Ж) Тапочки

З) Шампунь

2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи –одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

1 расписание (А)

2 расписание (Б)

Завтрак  8.00           9.00

Обед      13.00   15.00

Полдник 16.00       18.00

Ужин      19.00         21.00

3. Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:

А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

В) Зубы надо чистить утром и вечером.

4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:

А) После прогулки

Б) После посещения туалета

В) После тог

о, как заправил постель

Г) После игры в баскетбол

Д) Перед посещением туалета

Е) Перед едой

Ж) Перед тем, как идѐшь гулять

З) После игры с кошкой или собакой

5. Как часто ты принимаешь душ?

А) Каждый день

Б) 2-3 раза в неделю

В) 1 раз в неделю

6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

А) Положить палец в рот.

Б) Подставить палец под кран с холодной водой

В) Намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой

Г) Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой

Аналитическая справка осведомленности о требованиях ЗОЖ от 15 марта 2017 года

Целью анкетирования: определение уровня осведомленности о здоровом образе жизни у школьников.

Основными критериями сформированности знаний у школьников о ЗОЖ выступили:

1.Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

2.Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

3.Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

4.Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно –популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.

5.Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.

Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился с обучающимися 2а класса

с помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» На основании полученных результатов выделены уровни знаний о ЗОЖ:

высокий уровень осведомлѐнности о требованиях ЗОЖ

достаточная осведомлѐнность о требованиях ЗОЖ

недостаточная осведомлѐнность о требованиях ЗОЖ

низкий уровень осведомлѐнности о требованиях ЗОЖ

   Результаты осведомленности о требованиях ЗОЖ приведены в диаграмме 1.

Результаты осведомлённости о требованиях ЗОЖ

во 2а классе

    Выводы: анкетирование показало, что у 52% детей сформирован высокий

уровень, 39% достаточная осведомленность, у 6%-недостаточное представление о здоровье и здоровом образе жизни и низкий уровень показали 3% школьников.

    Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.

                                                    Классный руководитель: Докина Д.И.



Предварительный просмотр:

Методика Н.В.Шайдуровой

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 бал

Умение правильно

передавать

пространственное

положение

предмета и его

частей

Части предмета

Расположены, верно.

Правильно передаёт

в рисунке

пространство

(близкие предметы –ниже на бумаге,

дальние-выше,

передние--крупнее

равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей

предмета немного

искажено. Есть

ошибки в изображении

пространства

Части предмета

расположены

неверно.

Отсутствие

ориентировки

изображения.

Разработанность

содержания

изображения

Стремление к

наиболее полному

раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность

самостоятельно

дополнить

изображение

подходящими по

смыслу предметами,

деталями (создать

новую комбинацию

из усвоенных ранее

элементов)

Ребёнок детализирует

художественное

изображение лишь по

просьбе взрослого

Изображение не

детализировано.

Отсутствует

стремление к более

полному

раскрытию

замысла

Эмоциональность

созданного образа,

предмета, явления

Яркая

эмоциональная

выразительность.

Имеют место

отдельные элементы

эмоциональной

выразительности

Изображение

лишено

эмоциональной

выразительности

Самостоятельность

и оригинальность

замысла

Проявляет самостоятельность

в выборе замысла.

Содержание работ

разнообразно.

Замысел

оригинальный.

Задания выполняет

самостоятельно

Замысел не

отличается

оригинальностью и

самостоятельностью.

Обращается за

помощью к педагогу.

Ребёнок по просьбе

педагога дополняет

рисунок деталями

Замысел

стереотипный.

Ребёнок

изображает

отдельные, не связанные между собой предметы.

Выполняет работу так, как указывает

взрослый, не проявляет

инициативы и самостоятельности

проявляет

инициативы и

самостоятельности.

Умение отразить в

рисунке сюжет в

соответствии с

планом

Сюжет соответствует

предварительному

рассказу о нём

Не полное

соответствие

изображения

предварительному

рассказу о нём

Существенные

расхождения

изображения с

предварительным

рассказом о нём

Уровень развития

воображения

Способен экспериментировать

со штрихами и

пятнами, видеть в

них образ и

дорисовывать

штрихи до образа

        Частичное экспериментирование.

Видит образ, но

дорисовывает только

до схематического

образа

Рисунки типичные:

одна и та же

фигура,

предложенная для

рисования,

превращается в

один и тот же

элемент

изображения (круг

«колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (18 –15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 -10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.

Низкий уровень (9 -6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в

определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Для определения уровня художественно –творческого развития детям были предложены следующие задания:

1. Дорисуй геометрическую фигуру

2. Нарисуй, какой хочешь узор

3. Весёлые картинки

4. Сказочная птица

Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».

Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.

Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции,

многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).

Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»

Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить. Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.

Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).

Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.

Предварительная работа: рассматривание открыток.

Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него.

Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.

Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Четвёртое задание «Сказочная птица»

Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции,

умение разрабатывать содержание изображения.

Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.



Предварительный просмотр:

Мониторинг проявления личности качеств (по Щурковой Н.Е.)

Исследуя уровень сформированности уровня поведения и общения в рамках мониторинга  среди учащихся выявлено, что учащиеся выпускного класса имеют достаточно сформированный уровень культуры поведения и общения.

Волевые качества

Отношение к себе

Отношение к людям

Мониторинг удовлетворённости школьной жизнью и уровнем преподавания

Степень удовлетворённости школьной жизнью учащихся

(по А.А. Андрееву)

Степень удовлетворённости уровнем преподавания родителями обучающихся

Вопросы

Количество положительных ответов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Общее количество опрощенных родителей

25

25

24

24

1

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания в классе вашего ребёнка?

100%

100%

100%

100%

2

Ваш ребёнок с интересом относится к обучению?

85%

94%

95%

79%

3

Как вы думаете, все ли предметы являются важными в образовании вашего ребёнка?

100%

100%

100%

100%

4

Важно ли изучение музыки, изобразительного искусства для развития вашего ребёнка?

100%

100%

100%

100%

Степень удовлетворённости уровнем преподавания родителями

На основании приведённых данных опроса можно утверждать, что обучающиеся и родители удовлетворены образовательным процессом.



Предварительный просмотр:

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

Учебный год

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

научные

творческие

спортивные

2015-2016

1 класс

Мониторинг предшкольного
образования. Р.С. Немов ( исследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия).

Тест школьной зрелости К.Йерасека.

Методика «Беседа  о школе» Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин,

А.Л.Венгер3

Диагностика
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

 

Тест креативности Торранса

 

Анкетирование
«Отношение к
здоровью»

2016-2017

2 класс

Тест для определения уровня развития мышления «Четвертый лишний», тест на определение уровня развития внимания «Корректурная проба» тест Бурдона, «Опосредованное запоминание» Л.В.Выготский,

А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев4

Листы

наблюдений за
формированием УУД,

Тест креативности Торранса

 

Диагностика отношения
ребенка к здоровью и
здоровому образу жизни

2017-2018

3 класс

«10 слов» А.Р.Лури (диагностика памяти),

«Аналогии» (мышление), Таблицы Шульте

(внимание)5

 

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

2018-2019

4 класс

10 слов» А.Р.Лурия (память),

«Продолжи ряд» (мышление), «Красно-черные таблица» Горбов

(внимание)2

Психодиагностика творческого мышления

Елены Туник

 

Тест «Способности школьника»

Учебный год

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

научной

творческой

спортивной

2015  – 2016 год

Беседы, занятия в учебном объединении «Мои первые проекты».

Беседы, игры, конкурсы

литературная гостиная

Уроки здоровья, походы обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники

2016  – 2017 год

Беседы, участие в конкурсе исследовательских проектов .Предметные олимпиады

Литературные викторины, наблюдения, инсценирование, выступления на праздниках, литературная гостиная

Классные часы, организация  внеурочных спортивных мероприятий

2017  – 2018 год

Рефераты, презентации, тестирование, исследовательских проектов, предметные олимпиады

Конкурсы, занятие в кружке «Занимательная математика». Индивидуальные и групповые занятия, литературная гостиная

Родительские собрания, Дни Здоровья, спортивные секции

Весёлые старты, конкурс рисунков. Сдача норм ГТО

2018-2019 год

Рефераты, презентации, тестирование исследовательских проектов, предметные олимпиады

Конкурсы, занятие в кружке «Геометрия вокруг нас», индивидуальные и групповые занятия, литературная гостиная

Сдача норм ГТО

Кросс Нации

Спортивные соревнования

1Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.

2 Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.

3 Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов . Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития / сост.И.В.Возняк-Волгоград : Учитель, 2016.-83 с.

4 Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.

5Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.



Предварительный просмотр:

Творческие способности

Тест креативности Торранса

Краткий тест. Фигурная форма.

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Задание «Закончи рисунок»представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет).

Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности

детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся.

Оптимальный размер группы –это 15 –35 человек, т. е. не более одного класса.

Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5 –10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

Время выполнения теста – 10 минут.

Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 –20 минут.

При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение

думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом: «Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно,чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

Инструкции к тестовым заданиям.

После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.

После этих приготовлений можно приступить к чтению

следующей инструкции:

«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом.

При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку –и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи.

Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой» . (Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста .

Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее: «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы.

Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».

Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них

повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов -образцов! Это приводит к

уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов.

Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.

Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует

специально напомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно

оценить.

Для этого удобно иметь несколько ассистентов, что особенно важно при тестировании младших школьников и дошкольников.

Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________

Изобразительная группа тестов

Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, я попыталась предать тестам-

заданиям по возможности игровую форму. Изобразительная группа тестов начинается с серии

заданий «Чудесная линия». Время исполнения заданий –10 минут:

1.Тест-игра «Закорючка».

Тестирование проводится индивидуально. Ребѐнку

последовательно предлагается десять рисунков-

закорючек. Задача ребёнка, каждую

закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ.

Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ –1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.

2.Тест-задание «Что попало в сеть?».

Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер.

Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов.

 Изображения более сложных образов оценивается от

4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на

слуховые ощущения.

Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.

3.Тест-игра «Геометрический человек».

 Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг прямоугольник, треугольник.

Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10.

Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения»

линейного образа.

Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.

Следующую серию заданий я объединила названием «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.

1.Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более

выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому

тесту в серии «Чудесная линия».

2.Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения. Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при

Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая.

1.Тест-задание «Отыщи картинку».

 Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.

2.Тест-игра«Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста.

Детям предлагается поиграть в великих художников –

стать маэстро живописи.

Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д.

Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески:

двигается ли, общается, играет, исследует мир... Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки –

уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....