Статья готовность к школе
статья (1 класс) на тему
В статье содержится аспекты готовности к школе. Критерии оценивания готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gotovnost_k_shkole.doc | 56 КБ |
adaptatsiya_pervoklassnikov.ppt | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация обучающихся первых классов в условиях ФГОС (слайд 1)
№ слайда 2
Описание слайда:
« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»
№ слайда 3
Описание слайда:
Что такое адаптация первоклассника? «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление. Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» ( Коломинский Я.Л.)
№ слайда 4
Описание слайда:
Задачи школы перед ребенком: Успешно овладеть учебной деятельностью; Освоить школьные нормы поведения; Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.
№ слайда 5
Описание слайда:
Виды адаптации (Дорожевец Т.В.) Социальная Академическая Личностная Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу
№ слайда 6
Описание слайда:
Академическая адаптация I этап-ориентировочный . Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать» IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
№ слайда 7
Описание слайда:
Социальная(психологическая) адаптация Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.
№ слайда 8
Описание слайда:
Условия социальной адаптации: меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности) смена ведущей деятельности (с игровой на учебную) меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников) Сдерживание двигательной активности
№ слайда 9
Описание слайда:
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.
№ слайда 10
Описание слайда:
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.
№ слайда 11
Описание слайда:
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
№ слайда 12
Описание слайда:
Факторы школьной дезадаптации: Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер) Семейный(неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка) Микросоциальный (негативное влияние окружения)
№ слайда 13
Описание слайда:
Факторы школьной дезадаптации: Макросоциальный(деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности) Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания) Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов , задержки психического развития)
№ слайда 14
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться
№ слайда 15
Описание слайда:
Виды дезадаптации: С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Причины, приводящие к неуспешности: Недостаточная подготовленность ребенка к школе Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. Завышенные ожидания родителей.
№ слайда 16
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых
№ слайда 17
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
№ слайда 18
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
№ слайда 19
Описание слайда:
Виды дезадаптации: 5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.
№ слайда 20
Описание слайда:
Организация режима школьной жизни первоклассника Организация внеурочной деятельности первоклассников Организация оздоровительно- профилактической работы Изучение социально-психологической адаптации детей в школе Организация учебно- познавательной деятельности в адаптационный период
№ слайда 21
Описание слайда:
Организация режима школьной жизни первоклассника Ступенчатый режим занятий 45 мин 35-40 мин I I полугодие I полугодие Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин) После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках. Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.
№ слайда 22
Описание слайда:
Игровая Учебная деятельность Коллективная групповая индивидуальная Учебная деятельность
№ слайда 23
Описание слайда:
Безотметочное обучение Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения: Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания. Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации. Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.
№ слайда 24
Описание слайда:
Безотметочное обучение 1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсуждения В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы. Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.
№ слайда 25
Описание слайда:
Волшебные линеечки Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек». После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если я согласна с мнением ученика, то я обвожу крестик в красный кружок. Если, не согласна, ставлю на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняю причины расхождения оценок.
№ слайда 26
Описание слайда:
Знаковая символика Таким образом, учителю ещё и наглядно видно у кого какая самооценка формируется: адекватная, заниженная или завышенная. Результаты оценивания заносятся в специальные дневники, т. е ведётся мониторинг.
№ слайда 27
Описание слайда:
Рефлексивное обучение Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
№ слайда 28
Описание слайда:
Рефлексии настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.
№ слайда 29
Описание слайда:
Рефлексия деятельности Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи
№ слайда 30
Описание слайда:
Рефлексия содержания учебного материала Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
№ слайда 31
Описание слайда:
Учебно-познавательная деятельность Стартовая психологическая и учебно-предметная диагностики. Мы изучаем: -психофизиологическую и интеллектуальную зрелость; -наличие учебных навыков у ребенка; -индивидуально-личночностные особенности ребенка; -состояние здоровья; -семью, стратегию родительского поведения.
№ слайда 32
Описание слайда:
Диагностика первоклассников При помощи следующих тестов и программ: Диагностика : -тест Керна-Иерасика; -тестовая беседа Банкова; -программа компьютерной обработки тестов Алматея « Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников». Тесты : - «Домики» О.А.Орехова на основании теста А.Эткинса; - «Экран настроения».
№ слайда 33
Описание слайда:
Результаты диагностики Эмоциональное состояние первоклассников
№ слайда 34
Описание слайда:
Отношение к школе
№ слайда 35
Описание слайда:
Адаптация к школе
№ слайда 36
Описание слайда:
Проанализировав результаты диагностики первого класса, можно сказать, что большинство обучающихся адаптируются к школе в течении первой четверти. О успешной адаптации всего класса можно говорить по истечении первого полугодия.
№ слайда 37
Описание слайда:
А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.
№ слайда 38
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»
Что такое адаптация первоклассника? « Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), « ada р tatio » - прилаживание, приспособление. Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» ( Коломинский Я.Л.)
Задачи школы перед ребенком : Успешно овладеть учебной деятельностью; Освоить школьные нормы поведения; Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.
Виды адаптации (Дорожевец Т.В.) Социальная Академическая Личностная Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу
Академическая адаптация I этап- ориентировочный . Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури" . В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. II этап -неустойчивое приспособление . Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать» III этап- относительно устойчивого приспособления . Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Социальная (психологическая) адаптация Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.
Условия социальной адаптации: меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности) смена ведущей деятельности (с игровой на учебную) меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников) Сдерживание двигательной активности
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию , период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы: Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями : отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Факторы школьной дезадаптации: Школьный (отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер) Семейный (неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка) Микросоциальный (негативное влияние окружения)
Факторы школьной дезадаптации: Макросоциальный (деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности) Соматический (тяжелые хронические и физические заболевания) Психический (психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов , задержки психического развития)
Виды дезадаптации: 1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться
Виды дезадаптации: С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Причины, приводящие к неуспешности: Недостаточная подготовленность ребенка к школе Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. Завышенные ожидания родителей.
Виды дезадаптации: 2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых
Виды дезадаптации: 3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Виды дезадаптации: 4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
Виды дезадаптации: 5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.
Организация режима школьной жизни первоклассника Организация внеурочной деятельности первоклассников Организация оздоровительно- профилактической работы Изучение социально-психологической адаптации детей в школе Организация учебно- познавательной деятельности в адаптационный период Деятельность педагогов для успешной адаптации
Организация режима школьной жизни первоклассника Ступенчатый режим занятий 45 мин 35-40 мин I I полугодие I полугодие Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин) Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.
Игровая Учебная деятельность Коллективная индивидуальная групповая Учебная деятельность
Безотметочное обучение Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения: Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания. Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации. Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.
Безотметочное обучение 1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсуждения Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой. Оценивать свои личные достижения.
Волшебные линеечки Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек». После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если я согласна с мнением ученика, то я обвожу крестик в красный кружок. Если, не согласна, ставлю на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняю причины расхождения оценок.
Рефлексивное обучение Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Её цель н е просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексии настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи
Основа родительской помощи в адаптации: - эмоциональной поддержке ребенка; - организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении). - проработке правил для учащихся.
Учебно-познавательная деятельность Стартовая психологическая и учебно-предметная диагностики. -психофизиологическую и интеллектуальную зрелость; -наличие учебных навыков у ребенка; -индивидуально-личночностные особенности ребенка; -состояние здоровья; -семью, стратегию родительского поведения.
Результаты диагностики Эмоциональное состояние первоклассников
Отношение к школе
Адаптация к школе
Проанализировав результаты диагностики первого класса, можно сказать, что большинство обучающихся адаптируются к школе в течении первой четверти. О успешной адаптации всего класса можно говорить по истечении первого полугодия.
А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Готовность к школе"
Многие родители считают, что чем больше знаний приобретает ребенок до школы, тем успешнее он будет учиться. Однако исследования показали, что жесткой зависимости между знаниями детей и их успехами в п...
Статья "Готовность к школе"
Статья включает психологическую, социальную, личностную, интеллектуальную готовность к школе....
Статья "Готовность к школе".
Анализируется уровень подготовки пяти и шестилетних детей к школе....
Статья "Готовность ребенка к школе"
В данной статье рассказывается о том, какие познавательные процессы должны быть развиты у ребенка, какие физиологические особенности характерны для детей 6-7 лет. Даются советы родителям будущег...
Статья "Психологическая готовность к школе"
laquo;Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников»...
Статья. Готовность к школе. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.
Многие родители считают, что показателем готовности ребенка к школе является умение читать и считать. На самом деле это далеко не главный показатель.Что же такое школьная готовность?Школьн...
Статья "Готовность к школе"
В данной статье рассматриваются понятие "готовность к школе", необходимые знания, умения, навыки ребенка 6 лет....