Статья "Готовность к школе"
статья
В данной статье рассматриваются понятие "готовность к школе", необходимые знания, умения, навыки ребенка 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
готовность к школе | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая, слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Взрослые должны помнить, что средствами воспитания навыков общественного поведения являются: пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах.
Итак, понятие «готовность к школе» включает в себя несколько составляющих:
- интеллектуальная - дети осваивают соответствующие возрасту адаптированные знания, умения и навыки по математике и развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, по развитию графо-моторных навыков;
- психологическая - дети понимают пошаговые инструкции (развитие умения слышать педагога), выполняют задания на развитие памяти, внимания, мышления, речи;
- личностная – формирование отношения к себе как к ученику, отношения к сверстникам;
- подчинение правилам занятия, исправление своих ошибок или переделка неправильно выполненной работы, умение слушать ответ другого ребенка и оценить результаты его действий.
Каким знаниями и навыками должен обладать ребенок перед тем, как пойти в первый класс?
Рассмотрим знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ребенок к 6 годам:
- Внимание – слушать педагога, не отвлекаясь, не меньше 15 минут, выполнять задание; точно следовать инструкции при выполнении задания; находить 5-6 отличий между двумя предметами или двумя картинками; находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих; копировать в точности узор или движение; выполнять упражнения на быстроту реакции (например, «услышишь верный ответ - похлопай, неверный – потопай»);
- Память – запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов; запоминать на слух и повторять 5-7 цифр; запоминать простейшие считалки и скороговорки; рассказывать стихи, передавать содержание картинок; пересказывать небольшие рассказы, сказки; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений;
- Мышление – группировать предметы по определенным признакам и называть каждую группу обобщающим словом (овощи, фрукты, ягоды, игрушки, мебель, транспорт, дикие и домашние животные, цветы, деревья, рыбы, насекомые, бытовая техника, школьные принадлежности, спортивные принадлежности, инструменты, музыкальные инструменты); находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор (например, «лишнее яблоко, так как всё остальное овощи»); находить и объяснять несоответствия на рисунках; достраивать простейшую закономерность (например, чередование фигур (квадрат, круг, треугольник), которое надо изобразить до конца строки); определять последовательность событий (серия сюжетных картинок (4-5 картинок) – что сначала, что потом); делать простейшие умозаключения (например, «Если папа выше сына, то сын…»); придумывать название картинки; складывать разрезную картинку из 8-9 частей;
- Математика – складывать по образцу из конструктора простую фигуру; различать предметы по форме (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, трапеция), цвету (основные), величине (большой, средний, маленький, длинный, короткий, узкий, широкий, высокий, низкий); прямой и обратный счет в пределах 10; находить следующее, предыдущее, пользоваться количественными и порядковыми числительными; сравнивать числа в пределах 10 (больше, меньше); уравнивать неравное число предметов двумя способами; ориентироваться в понятиях «увеличить на…», «уменьшить на…»; решать простые примеры в пределах 10; устно решать простые задачи на увеличение и уменьшение;
- Развитие речи – составлять предложения из предложенных слов; образовывать новые словосочетания по образцу; объяснять смысл простейших пословиц; составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок; рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости, грусти, использовать мимику, жесты);
- Чтение – знать буквы, соотносить их со звуками, находить местоположение звука в слове, придумывать слова на заданный звук, буквы сливать в слоги, читать слова, объяснять прочитанное;
- Пространственная ориентация, мелкая моторика – ориентироваться на листе, используя понятия «влево», «вправо», «вниз» и т.п.; регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета; с помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, дорисовывать вторую половину заданного предмета; вырезать ножницами фигуру по контуру, выполнять аппликации на бумаге (по образцу, самостоятельно); располагать изображение на всем листе или в заданных пределах; штриховать рисунки, не выходя за контуры; печатать буквы и цифры;
- Окружающий мир – называть свои фамилию, имя, отчество, возраст, также ФИО своих родителей, домашний адрес; знать название города, в котором он живет, название столицы своей Родины, название нашей планеты; знать названия основных профессий, называть времена года, летние, осенние, зимние и весенние месяцы, называть части суток, дни недели и их последовательность, называть явления природы, осадки; различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых; отличать диких животных от домашних, называть их детенышей; называть овощи, фрукты, ягоды, грибы, называть и отличать садовые цветы от полевых, называть отличия деревьев от кустарников; называть различные виды транспорта, бытовой техники; различать одежду, обувь, головные уборы.
Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Иногда эти явления смягчаются к концу второго года обучения. Но часто сохраняются и надолго закрепляются. Безусловно, чем лучше готов организм ребенка к изменениям, связанным с обучением в школе, к трудностям, которые могут возникнуть, тем легче и скорее он их преодолеет, тем безболезненнее будет протекать процесс адаптации в первом классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...