Статья "Готовность к школе".
статья (1 класс) на тему

Фурина Татьяна Юрьевна

Анализируется уровень подготовки пяти и шестилетних детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовность к школе.19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе.  С пяти лет?

Т. Ю. Фурина

г. Черногорск МБОУ  «СОШ №5»,  педагог-психолог.

Одной из наиболее важных проблем в современном начальном образовании является подготовка детей к школе. Нехватка детских садов понижает стартовые возможности будущих первоклассников. В связи с этим возникла необходимость для создания условий подготовки детей к школе. Дошкольники, воспитывающиеся дома плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, страдает эмоциональная сфера, они с трудом учатся подчиняться требованиям, что сказывается на  психологической готовности ребенка к обучению.

На сегодняшний день существуют три компонента школьной готовности:

- физиологический (физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму),

- педагогический (знания, умения, навыки – все, чему научили ребенка),

- психологический (совокупность особенностей развития и формирования).

Психологическая готовность является той базой, на которой  школьный педагог будет формировать знания, умения и навыки у первоклассников, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации, в том числе и «мнимых» (психосоматических) болезней.

Над проблемой психологической готовности ребенка к школьному обучению работали известные ученые: А. Анастази, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,  Г. Гетцер, А.И. Запорожец,  Я. Йирасек, А. Керн, Г.Г. Кравцов,  Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев,  Н.Г. Салмина,  В.В. Холмовская, Д.Б. Эльконин и др. Почти все авторы, исследующие эту проблему, уделяли особое место произвольности.

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

- зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и т.д.);

- эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);

- наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям);

- сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения с взрослыми).

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития.

За два года обучения у детей (бывших пятилеток) лучше, чем у их сверстников (шестилеток) одного года обучения, развивается любознательность и познавательная активность, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. У них ярче формируется восприимчивость к знаниям, развивается личный опыт познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.

Дети двух лет обучения раньше приобретают навык ориентации в пространстве, у них быстрее развивается мелкая моторика рук, координация движения рук и глаз. Эти дети положительно воспринимают образ школы, у них есть желание учиться, они готовы и желают принять новую социальную позицию школьника.

Если сравнивать детей двух лет обучения с их ровесниками одного года обучения, то явно бросается в глаза их умение общаться с окружающими людьми, они доброжелательны с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами, умеют подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимают, что не все зависит от них. Успешно социализируются не только дошкольники, постоянно посещающие детские образовательные учреждения, но и «домашние» дети.

Современные исследования психологической готовности детей 6–7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% – детей в том или ином отношении не полностью готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5–6-летнего возраста.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются: хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление  (умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения и др).

Совсем не обязательно, что абсолютно по всем критериям ребенок достигает уровня готовности к школьному обучению одновременно. Однако, для того, чтобы уверенно себя чувствовать за партой, среди других учеников, ребенок к моменту поступления в школу должен владеть большинством из перечисленных выше интеллектуальных способностей (на фоне личностной готовности к школе). Интеллектуальная неготовность к обучению приводит к невозможности понимать и выполнять требования учителя и, следовательно, к неуспешности. Это, в свою очередь сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет.

 Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе  Л.А. Ясюковой  позволяет выяснить возможности ребёнка при обучении и спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у него в контексте требований, предъявляемых современной школой.

Следовательно, если комплексно, систематически и продолжительно развивать детей, начиная с пяти лет, то их психологическая готовность к школьному обучению проявится в сформированности основных психических сфер: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом и обеспечивают успешное овладение учебным материалом будущему первокласснику.  

Список литературы

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.

2. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

3.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

4.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч.2. – М.: Генезис, 2001.

5. Ясюкова Л. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГП ИМАТОН, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...