Статья "Готовность к школе".
статья (1 класс) на тему
Анализируется уровень подготовки пяти и шестилетних детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовность к школе. | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школе. С пяти лет?
Т. Ю. Фурина
г. Черногорск МБОУ «СОШ №5», педагог-психолог.
Одной из наиболее важных проблем в современном начальном образовании является подготовка детей к школе. Нехватка детских садов понижает стартовые возможности будущих первоклассников. В связи с этим возникла необходимость для создания условий подготовки детей к школе. Дошкольники, воспитывающиеся дома плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, страдает эмоциональная сфера, они с трудом учатся подчиняться требованиям, что сказывается на психологической готовности ребенка к обучению.
На сегодняшний день существуют три компонента школьной готовности:
- физиологический (физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму),
- педагогический (знания, умения, навыки – все, чему научили ребенка),
- психологический (совокупность особенностей развития и формирования).
Психологическая готовность является той базой, на которой школьный педагог будет формировать знания, умения и навыки у первоклассников, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации, в том числе и «мнимых» (психосоматических) болезней.
Над проблемой психологической готовности ребенка к школьному обучению работали известные ученые: А. Анастази, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Г. Гетцер, А.И. Запорожец, Я. Йирасек, А. Керн, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Салмина, В.В. Холмовская, Д.Б. Эльконин и др. Почти все авторы, исследующие эту проблему, уделяли особое место произвольности.
Основными показателями психологической готовности к обучению являются:
- зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и т.д.);
- эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);
- наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям);
- сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения с взрослыми).
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития.
За два года обучения у детей (бывших пятилеток) лучше, чем у их сверстников (шестилеток) одного года обучения, развивается любознательность и познавательная активность, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. У них ярче формируется восприимчивость к знаниям, развивается личный опыт познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.
Дети двух лет обучения раньше приобретают навык ориентации в пространстве, у них быстрее развивается мелкая моторика рук, координация движения рук и глаз. Эти дети положительно воспринимают образ школы, у них есть желание учиться, они готовы и желают принять новую социальную позицию школьника.
Если сравнивать детей двух лет обучения с их ровесниками одного года обучения, то явно бросается в глаза их умение общаться с окружающими людьми, они доброжелательны с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами, умеют подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимают, что не все зависит от них. Успешно социализируются не только дошкольники, постоянно посещающие детские образовательные учреждения, но и «домашние» дети.
Современные исследования психологической готовности детей 6–7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% – детей в том или ином отношении не полностью готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5–6-летнего возраста.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются: хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление (умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения и др).
Совсем не обязательно, что абсолютно по всем критериям ребенок достигает уровня готовности к школьному обучению одновременно. Однако, для того, чтобы уверенно себя чувствовать за партой, среди других учеников, ребенок к моменту поступления в школу должен владеть большинством из перечисленных выше интеллектуальных способностей (на фоне личностной готовности к школе). Интеллектуальная неготовность к обучению приводит к невозможности понимать и выполнять требования учителя и, следовательно, к неуспешности. Это, в свою очередь сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет.
Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой позволяет выяснить возможности ребёнка при обучении и спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у него в контексте требований, предъявляемых современной школой.
Следовательно, если комплексно, систематически и продолжительно развивать детей, начиная с пяти лет, то их психологическая готовность к школьному обучению проявится в сформированности основных психических сфер: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом и обеспечивают успешное овладение учебным материалом будущему первокласснику.
Список литературы
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
2. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
3.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч.2. – М.: Генезис, 2001.
5. Ясюкова Л. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГП ИМАТОН, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...