Урок по литературному чтению "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока на тему

Урок по литературному чтению "Стрижонок Скрип"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок – диалог.

Научно-естественные сведения о природе в рассказе

Виктора Астафьева  «Стрижонок Скрип»

ЦЕЛЬ:

    -        создание условий для формирования умения делить текст на смысловые части, составлять план произведения, определять смысл произведения, составлять синквейн на определенную тему.

ЗАДАЧИ: - формировать условия для успешной реализации творческой деятельности  школьников, его эмоционально- ценностных отношений к деятельности;

- учить детей анализировать поступки героев, давать характеристику, на основе  полученных сведений, составлять синквейны;

               -  развивать умение учащихся доказывать или опровергать утверждения, аргументировать свою точку зрения.

                  -  формировать духовно- нравственные категории: добра, милосердия, сострадания, любви.

ОБОРУДОВАНИЕ:                

  1. Презентация
  2. Запись МР 3 «Пение птиц»
  3. Карточки с заданиями
  4. Рабочая тетрадь
  5. Муз. физминутка

ХОД  УРОКА:

  1. Орг. момент

Проверка готовности детей к уроку

Звучит музыка (звуки леса)

II. Введение в тему          слайд 2

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

  -У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

 -Вы спросите, где же эта страна?

-Она не за морями, не за лесами, а рядом с нами! И сегодня мы продолжать путешествовать по этой стране.

III. Актуализация знаний

Ребята, как называется эта удивительная страна, которую мы изучаем в данном разделе каждый урок? ( Природа и мы)

- Какие писатели познакомили вас с природой в этом разделе? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин)

- Выполните задание «Найди пару», представленное на слайде (Слайд 3)

«Назови произведение» (Слайд 4)

«Бюро находок» (Слайд 5)

«Узнай по описанию» (Слайды   6, 7)

IV.Анализ художественных образов 

 Ребята, мы на прошлом уроке познакомились с  произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» Сегодня на уроке мы продолжим работу над этим рассказом.

Ребята, какие вопросы у вас возникли, читая  произведение «Стрижонок Скрип»? Над чем хотели бы работать на этом уроке?

 - Над делением данного текста на смысловые части;

Я испытываю небольшие трудности над составлением плана к данному произведению, хотел бы на уроке справиться с данной задачей;

- я бы хотел понять смысл произведения, понять - что хотел донести до нас, читателей, автор…)

Проверка д/з

1 .Ребята, какие слова вам показались трудными в этом произведении?

Почему автор назвал произведение именно так «Стрижонок скрип» (Потому что говорится о стрижонке)

Какой он, стрижонок? Назовите слова из произведения, которыми можно охарактеризовать  его… (дети называют слова)

-Как появился на свет Стрижонок? Прочитайте этот фрагмент.

-найдите в тексте фрагмент, который соответсвует изображению на слайде 8

- кто желает прочитать данный фрагмент? слайд 9

- Вам нужно было в домашней работе провести небольшое исследование: сравнить научно-познавательный текст о стрижах с данным художественным текстом В. П. Астафьева. Какой вывод вы сделали? (Общее в тестах то, что в них говорится о жизни стрижей, о том, какие у них бывают норки, а  отличаются тем, что автор здесь применяет приемы худ. выраз-ти)

-  Какой прием использовал автор в этом тексте? (олицетворение)

- Приведите примеры.

- Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.

Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание на листочках.

      Поработайте в парах. Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом. СЛАЙД 10

На листочках: Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

- Кто является первым учителем Скрипа?     (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью-стрижихой и определите каким она была воспитателем?  

- I вариант- найдите прилагательные, которые характеризуют мать.

  II вариант- найдите глаголы, которые характеризуют мать.

- Какое одно качество объединяет все эти понятия?    (Материнская любовь). 

- Какой урок преподала мать -стрижиха сыну?  

Физминутка    СЛАЙД 10

  1. - Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?

          - Как называет стрижей В.П.Астафьев?  (Дружный народ стрижи).

- Вас ничего не удивляет в этих словах?  (Народ).

-Какой урок преподали стрижи Скрипу?     ЗАЧИТАТЬ ???

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?

( работа на зеленых листочках, работа в парах ) Подчеркни.

    На листочках: ТЕРПЕНИЕ,ХИТРОСТЬ,СОСТРАДАНИЕ,ЗАБОТА,БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ,ДОБРОТА,РАВНОДУШИЕ,СОЧУВСТВИЕ

- Кем  стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).

5.     - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие,       бывают плохие).

        -Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Какой вывод сделал Скрип для себя?

-Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?

6.  – Отчего стрижи стали беспокоиться?

      -Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?

      -Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою  лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.»

- На какие смысловые части можно разделить данный текст? Озаглавьте каждую часть. 

Работа в рабочей тетради – с. 82, задание 2

- Ребята, в чем смысл произведения «Стрижонок Скрип»?

V. Закрепление изученного 

А теперь, ребята, давайте попробуем составить синквейн на тему «Стирижиха» ( работа в парах, работа на листочках- по уровням)

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Проверка  ( на доске):  1. Стрижиха.

2. Строгая, заботливая.

3. Кормит, воспитывает, оберегает.

4. С ней очень хорошо.

5. Мать.

У каждого ученика белая карточка, где он ставит + или - .

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
  3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало
  5. Скрип был любопытный стрижонок.
  6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
  7. Стрижи – очень дружный народ.
  8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
  9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

0-1 ошибка – 5.
2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

VI. Рефлексия. Итог урока.

- Какой урок вынесли вы для себя, анализируя рассказ В.П. Астафьева?

- Какое открытие сделали на уроке?

    - Какие пословицы подходят к рассказу?

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

VII. Домашнее задание

Пересказать рассказ от лица Скрипа.

Составить синквейн о Скрипе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – диалог по литературному чтению в 4 классе Виктор Астафьев «Стрижонок Скрип»

Слайд 3

«Найди пару» Соедините автора с его произведением: Д.Н. Мамин-Сибиряк А.И.Куприн В.П.Астафьев Е.И.Чарушин М.М. Пришвин «Выскочка» «Кабан» «Приемыш» «Стрижонок Скрип» «Барбос и Жулька»

Слайд 4

«Назови произведение» Какое произведение открывает раздел? В этом произведении сорока лишилась хвоста Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. Этому герою пришлось учиться самому, без помощи родителей. Они были разными, но дружба их – крепкой. Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. (Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш.) (М.М.Пришвин. Выскочка.) (Е.И. Чарушин. Кабан.) (В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип.) ( А. И. Куприн. Барбос и Жулька .) (Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. )

Слайд 5

«Бюро находок» Узнайте, из каких произведений эти предметы: (Е.И. Чарушин. Кабан.) (М.М.Пришвин. Выскочка.) (А. И. Куприн. Барбос и Жулька.) (Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. ) (Е.И. Чарушин. Кабан.)

Слайд 6

Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит… «Узнай по описанию»

Слайд 7

«Узнай по описанию» Весёлая она была: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах , животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых , болтающихся сталактитов. Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать.

Слайд 11

Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом. Работа в парах: I вариант - найдите прилагательные, которые характеризуют мать. II вариант - найдите глаголы, которые характеризуют мать.

Слайд 15

в рабочей тетради – с. 82, задание 2 Восстановите последовательность событий в рассказе «Стрижонок Скрип» Индивидуальная работа:

Слайд 16

Составление синквейна на тему «Стирижиха» 1. Стрижиха. 2. Строгая, заботливая. 3. Кормит, воспитывает, оберегает. 4. С ней очень хорошо. 5. Мать.

Слайд 17

Домашнее задание с.100-110 I вариант Пересказать рассказ от лица Скрипа. II вариант Составить синквейн о Скрипе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс

Технологическая карта урока литературного чтения по теме:  В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....

Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "В.А.Астафьев "Стрижонок Скрип"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. Продолжить работу над произведением В. А. Астафьева «Стрижонок Скрип».2. ...