Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кузнецова Ирина Викторовна

Технологическая карта урока литературного чтения по теме:  В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.03 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Ирина Викторовна

                                                                                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                       МКОУ «Шалинская СОШ № 45»

                                                                                                                                    п. Шаля

                                                                                                                                            Свердловская область

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: урок закрепления полученных знаний

УМК: «Школа России»

Технологическая карта

Тема

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цели урока

  • Совершенствование навыков выразительного грамотного чтения;
  • умения находить, вычленять, обобщать, работать с текстом , давать характеристику героям произведения, составлять синквейны.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, творческих способностей учащихся.
  • Воспитание умения дисциплинированно, целенаправленно и результативно работать парами, группами, принимать другие интересы, взгляды, уметь слушать других.

Планируемые результаты

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД –умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные- обогатить словарный запас учащихся, сформировать лексические понятия и умения ( анализироватьслово, уметь читать его); развивать критическое мышление , закрепить умение правильно, красиво оформлять свои мысли.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение

 Мультимедиапроектор, интерактивная доска, документ камера, листы оценки, индивидуальные карточки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах

Этапы урока

Деятель-

ность

учителя

Деятель-

ность

ученика

Задания  для уч-ся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

1.Оргмомент

2.Введение в тему

(самоопределение к

учебной деятельности)

3.Актуализация знаний

4.Проверка домашнего задания

5. Анализ художественных образов.

а)характеристика стрижихи

б) рассказ о стрижах

в)характеристика врагов стрижей

г)характеристика мальчишек

д)составление синквейна  на тему «Герои рассказа»

е) Анализ произведения и установление связей между жизнью животных и людей

6.Закрепление изученного.

7.Рефлексия.

8.Домашнее задание.

9.Оценивание деятельности на уроке.

Создает условия для

организован-ного начала

урока, для самоопределе-

ния к учебной

деятельности

   Создает условия для

краткого

повторения содержания текста, создает проблемную ситуацию

Экспресс-опрос (усвоение содержания)

Организует выполнение учащимися

самостоятель-ной работы

Проверка с помощью документ - камеры

Организует работу в парах

Организует диалог

Один ученик рассказывает о стрижах

Организует работу в парах

Помогает в составлении синквейна, контролируе.

Организует работу в группах

Развитие творческих способностей, воображения.

Осознанно

входят в простран-

ство учебной

деятельности

формулиру-ют тему урока

Вспоминают домашнее

задание,  проверяют знание

текста

сказки,

принимают ситуацию

Выполняют тест на карточках,.

Работают в парах

Взаимопро -

верка

Выборочное чтение, ориентация в тексте

Один учащийся рассказывает о стрижах

Работа в парах

Вступают в диалог с учителем, отвечают полными, развёрнутыми ответами

Вспоминают правила составления синквейна, составляют синквейн на заданную тему

Работают в группах

Один представи -

тель группы зачитывает синквейн

-Прозвенел звонок. Все встали. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке.

Слайд 1-2-3-4

 

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители  в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

  -У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

 -Вы спросите, где же эта страна?

-Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! И сегодня мы продолжим путешествовать по этой стране.

-Исходя из того, что вы увидели , услышали, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

( Мы  продолжим работать  с произведением Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип» )

Слайд 5

- Как называется раздел, который         изучаем на уроке литературного чтения?

( Природа и мы)

- С произведениями каких писателей познакомились? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк,

А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин)

- Дайте характеристику произведению «Стрижонок Скрип».

- Почему автор дал такое название произведению?     (Он главный герой)

- Какие прилагательные использовал автор для описания Скрипа?   (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

- Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом».

- Какое было домашнее задание? ( вспомнить и записать в тетрадь всех героев этого произведения )

- Давайте проверим, как хорошо вы знаете содержание произведения.

                           

У каждого ученика табличка, где он ставит + или –

1

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

–норке

2

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

+

3

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

+

4

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

–много

5

Скрип был любопытный стрижонок.

+

6

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

–соколом

7

Стрижи – очень дружный народ.

+

8

Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

9

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

+

10

Количество верных ответов:

Оценка:

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

- Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.

Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание на синих листочках.

      Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом.

На листочка(розовых ): Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

- Кто является первым учителем Скрипа?     (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью- стрижихой и определите каким она была воспитателем?  

- I вариант- найдите прилагательные, которые характеризуют мать.

  II вариант- найдите глаголы, которые характеризуют мать.

- Какое одно качество объединяет все эти понятия?    (Материнская любовь). 

- Какой урок преподала мать -стрижиха сыну?  

- Найдите и зачитайте трагический эпизод рассказа.      

- Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют  это явление в окружающем мире? (цепь питания) 

- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?

         

         

       

          - Как называет стрижей В.П.Астафьев?  (Дружный народ стрижи).

- Вас ничего не удивляет в этих словах?  (Народ).

-Какой урок преподали стрижи Скрипу?     ЗАЧИТАТЬ

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?

    На листочка ( зелёных ): ТЕРПЕНИЕ,ХИТРОСТЬ,СОСТРАДАНИЕ,ЗАБОТА,БЕС-

СЕРДЕЧИЕ,МИЛОСЕРДИЕ,ДОБРОТА,РАВНОДУШИЕ,СОЧУВСТВИЕ

- Кем  стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).

- Какой урок преподали Скрипу ВРАГИ?  

- Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют это явление в окружающем мире? (цепь питания)

- Почему мы сожалеем о смерти стрижихи? (Добро побеждает зло).

 - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают  хорошие, бывают плохие).

  -Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Какой вывод сделал Скрип для себя?

-Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? -Какие черты характера помогли ему выжить?

– Отчего стрижи стали беспокоиться?

-Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?

-Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою  лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.»

                           

                             Физминутка

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

                          Проверка :  1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.

1.Скрип

2.Маленький, глупый

3.Пищит, ест,  летает

4.Он был храбрым стрижонком

5.Птенец

1.Сокол

2.Быстрый, хитрый

3.Кружит, кричит, разбойничает

4.Он очень пугает стрижей

5.Враг

- Какие уроки усвоил Скрип? Проследите по всему рассказу.

1. Отбило охоту отнимать еду у других.

2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.

3. У маленьких птиц есть враги.

4. Опасность должна сплачивать стаю.

5. Без мамы холодно.

6. «Хорошо, когда умеешь летать!»

7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

- Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.

- Вы бы внесли изменения в рассказ, если да, то какие?

- Какова идея произведения?

- Какой урок вынесли вы для себя?

- Какое открытие сделали на уроке?

Пересказ от имени Скрипа.

Оцените свою деятельность на уроке.

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

Знание текста

натуралистичес-кой сказки

Умение работать с тестом

Умение работать и анализировать пословицы

Умение проверять по эталону самостоятельно

выполненную работу

Умение ориентироваться в прочитанном тексте

Умение составлять синквейн

Личностные УУД

самоопределение,

смыслообразование

Познавательные

УУД:

Формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве  с учителем

Коммуникативные УУД:

участие в учебном диалоге

уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном

Регулятивные УУД

умение давать объективную оценку работе товарищей

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре

Познавательные УУД:

умение выполнять логические операции анализа и синтеза

Коммуникативные УУД:

умение работать в группе

Познавательные УУД:

умение выполнять логические операции анализа и синтеза

Регулятивные УУД:

осознание уч-ся того, что уже освоено, и оценка процесса и

результата

деятельности



Предварительный просмотр:

                           Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

                           Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

                           Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

                             Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

                           Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

                           Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

                             Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

       Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Стрижиха

     

 Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

    Скрип

 

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Сокол

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

1

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

2

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

3

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

4

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

5

Скрип был любопытный стрижонок.

6

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

7

Стрижи – очень дружный народ.

8

Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

9

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

10

Количество верных ответов:

Оценка:

1

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

2

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

3

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

4

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

5

Скрип был любопытный стрижонок.

6

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

7

Стрижи – очень дружный народ.

8

Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

9

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

10

Количество верных ответов:

Оценка:

1

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

–норке

2

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

+

3

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

+

4

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

–много

5

Скрип был любопытный стрижонок.

+

6

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

–соколом

7

Стрижи – очень дружный народ.

+

8

Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

9

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

+

                                           Стрижи

Чёрные стрижи очень похожи на ласточек. Эти длиннокрылые птички, со свистом летающие над нашими головами, всю жизнь проводят в воздухе, на землю никогда не садятся.

Обычно стрижи живут на высоких строениях. Чтобы взлететь, стриж падает из своего гнезда или с высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и быстро, стремительно летит. Известно, что стрижи – самые быстрые птицы. Соперников в быстроте полёта они не имеют. Прилетают к нам стрижи ещё позднее ласточек, питаются исключительно насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Урок литературного чтения В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения в 4 классе....

план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха

план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха с использованием интерактивной доски...

Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...

Конспект урока литературного чтения "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с  рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;  ознакомление  с жизнью и творчеством В.П. Афанасьева.Планируемые результатыПредметные:З...

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха" 3 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха"....