Конспект урока по литературному чтению на тему "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". 4 класс, УМК "Школ России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 18.04.19 ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна
Школа: МБОУ СОШ № 115 ФИ студента: Бондарь Александра
Класс: 4 в ФИО методиста: Галлиулина Н.К.
Кабинет: 214
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: «В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»»
Цели деятельности учителя: начать работу над рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; познакомить с жизнью и творчеством В.П. Афанасьева.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: содержание рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;
уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения;
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. Климанова Л.Ф: Академкнига\ учебник 2ч, 2016 год, презентация;
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | Фронтальная форма работы -Доброе утро, ребята. Сегодня занятие литературного чтения проведу у вас я. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: Подводящий диалог. | 4-5мин | Фронтальная форма работы Вот новый день и новый час, Урок литературного чтения новый. Но старый друг у нас в гостях – Мудрейший человек и мастер слова. – О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? - Как он относится к людям? Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя. - Что помогают понять эти слова? - Ребята, какие произведения В.П. Астафьева вы знаете? | Высказывают предположения - В.П. Астафьев Рассматривают портрет - добрые, внимательные, мудрые - «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой» | Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой; П:- уметь выделять существенную информацию из текста загадки. К:-уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог | 4-5м | Повторение изученного Фронтальная форма работы - Посмотрите на слайд, кто это? -Что вы знаете о такой птице, как стриж? - А как можно назвать детеныша стрижа? - Кто догадался, как называется произведение, которое мы будем сегодня изучать? - Кто его написал? – Какой жанр этого произведения? Ребята, а какова тема нашего урока? А какие задачи мы поставим перед собой? –Почему же стрижонка назвали Скрип? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. | - птица стриж - это птица, которая обитает на территории России, она не умеет ходить или плавать, а лишь летать. - стрижонок Высказывают предположения - Рассказ Тема: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»; Цель: познакомится с рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; | П:- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой; К:- уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
IV. Открытие нового знания Практич: слушание и чтение текста | 10м | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы - Осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. - сейчас несколько человек на оценку прочитают это произведение, а остальные будут следить за текстом. - Чтобы получить пятерку нужно читать выразительно и стараться без запинок. | Чтение текста | К:- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
V. Первичное закрепление Практич: чтение Т, сам.работа со словарем Практич: чтение и анализ Т | 6м | Словарная работа. Индивидуальная и фронтальная формы работы - Ребята, давайте объясним значения некоторых слов, которые встретились нам в тексте. - Какие слова вызвали у вас затруднение в понимании? - Кто знает хотя бы примерное значение этих слов? Бесцеремонно – развязно, выходя за границы вежливости Заполошно- беспокойно. Лепиться – располагаться, прилепиться к чему-то наклонному. Яр –обрыв Мерцала –значит светилась Угревшись -согревшись Чтение и первичный анализ. Фронтальная форма работы. Для того, чтобы лучше запомнить текст давайте ответим на вопросы: - О чем этот рассказ? – Скажите, что вы почувствовали, читая этот рассказ? – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Назовите главного героя рассказа. – Где происходит действие? – Было ли вам кого-нибудь жалко? - почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент, найдите ответ в тексте и зачитайте. - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх Скрипа? – Как вы относитесь к поступку мальчиков? - Если бы вы были на их месте, как бы вы поступили? - Отчего стрижата стали беспокоиться? - почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Найдите подтверждение в тексте. - Для чего автор выбрал именно эти слова? -Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? В.П. Астафьев чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились. – Какой конец в этой истории? – Кого вам сейчас жалко? Почему? Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. | - Бесцеремонно, заполошно, лепиться, яр, мерцала, угревшись Определяю значение слов | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
- о жизни стрижонка Скрипа Отвечают на вопросы. - Стрижонок Скрип - Маму стижонка. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста. - пропала их мама в начале. А позже нужно было улетать на зимовку. - Чтобы мы бережно относились к живой природе и любили так же птицы свой родной край. | ||||
1м | Физминутка | |||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение, само- и взаимоанализ чтения; Практический: выборочное чтение, чтение в группах с анализом, поиск авторских оценок; | 8-10мин | Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. Фронтальная и групповая формы работы. -Теперь нам нужно разделить текст на части и микротемы. Вы будете работать в группах, поэтому нужно повторить правила работы в группах. Посовещайтесь в паре 3 минуты и предложите свое разделение текста на части. Озаглавьте каждую часть. - На сколько частей вы решили разделить рассказ? - Как называли первую часть? 2? 3? 4? 5? 6? 7? 8? После каждого ответа учитель обобщает и предлагает свой, более подходящий вариант названия части. - Теперь поделитесь на 7 групп. Каждая группа в своей части определяет 2-3 микротемы. Озаглавьте их. - Что у вас получилось? - Давайте, подведем итог и посмотрим на план текста, который у нас получился. Самооценка участия в групповой работе. -Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале. Я предлагал идеи по названию части\микротемы – 1 2 3 4 5. | Выбирают из текста материал - На 7. 1)Новорожденные стрижи 2) Жизнь стрижиной семьи 3) Птенцы подросли 4) Случилась беда 5)Учатся летать 6) Новое жилье 7) Пора в дорогу Выступление представителей каждой группы. Самооценка. (Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.) | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: взаимодействие с партнерами П: осмысленное чтение худож. текста К: контроль действий партнера П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания П: осуществляют синтез |
VII. Включение в систему знаний, повторение Частично-поисковый: чтение и анализ Сопоставление эпизода из рассказа и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения; | 4-6мин | Работа с иллюстрацией (синтез). Фронтальная форма работы - Откройте станицу 104 и посмотрите на иллюстрацию к рассказу. - Какой момент рассказа изобразил художник? Перечитайте его. - Рассмотрите и опишите героя в следующей последовательности: - Чем занят персонаж? - Какова поза героя, что она выражает? - Каково общее впечатление от изображенного? Как выглядит птица? - Совпадает ли, по-вашему, отношение к герою автора рассказа и художника? | Рассматривают иллюстрацию - Когда стрижонок учился летать. - он летит - Он повернут в сторону своих крыльев и смотрит на них. - Он большой и гордый, как орел. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; К: планирование учебного сотрудничества; П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; Р: оценка результатов; |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2-4мин | - Мы сегодня не случайно составляли план рассказа, вашим домашним заданием будет пересказ этого текста. Помочь вам может наш план. – А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах. - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо В.П. Астафьеву за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! - Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными. | Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. - Чтобы мы пожалели птиц… Посочувствовали им... - К нашим чувствам. Отвечают на вопросы. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. | П:- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Л:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Р:- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....
Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...
Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....