Конспект урока по литературному чтению: В.Астафьев "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Азизян Лариса Николаевна

УМК "Школа России", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ВИКТОР АСТАФЬЕВ. «СТРИЖОНОК СКРИП»

Цели: познакомить с рассказом В. Астафьева «Стрижонок Скрип»; развивать восприятие эмоционального содержания текста; совершенствовать выразительное чтение; обогащать словарный запас.  

Ход урока

I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

– Ребята, начинаем наш урок. Что бы вы сказали о своем настроении в начале нашего урока?

II. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на уроке мы будем работать с научно-познавательным текстом и художественным рассказом.

III. Словарная работа.

Научно-познавательный текст.

Художественный рассказ.

IV. Чтение научно-познавательного текста.

1. Упражнение-чтение «разведка».

– Перед вами текст. Ваша цель прочитать его. Чтение начнем по команде учителя. Во время чтения нужно найти ответы на вопросы. У каждого ряда будет свое задание.

Задания:

1-й ряд. Во время чтения текста найти описание стрижа.

2-й ряд. Ответить на вопрос: «Когда возвращаются стрижи в наши края?»

3-й ряд. Почему стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?

– Внимание! Приготовились, начали!

Читаем про себя, читаем только глазами, читать нужно все.

– Чтение заканчиваем по команде «Стоп».

Ответы на поставленные вопросы.

2. Выборочное чтение.

Найдите ответ на вопрос.

– Где селятся стрижи?

– Объясните  значение  выражения  «Стрижи  –  настоящие  дети  воздуха».

– Перечитайте последний абзац. Расскажите, о чем говорится в этом отрывке, что особенно запомнилось и почему?

3. Итог.

– Что нового вы узнали из этого текста? Все ли поняли?

V. Работа над рассказом В. Астафьева «Стрижонок Скрип».

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы прочитаем с вами рассказ и узнаем трогательную историю его героя.

– Прочитайте заглавие, фамилию автора.

Запись на доске:

Стриж Белое брюшко, Стрижонок Скрип, стрижиха-мама, стрижата – основные герои этой истории.

– Но главный герой – стрижонок Скрип.

– О чем говорит заглавие «Стрижонок Скрип»?

– Что мы можем предположить, каким был Скрип?

– Ну вот и посмотрим, что же здесь произошло.

2. Чтение рассказа целиком.

Комбинированное чтение.

3. Проверка первичного, ориентировочного  восприятия  текста рассказа.

– Так кто же был стрижонок Скрип?

– Как сложилось его детство?

– Какое чувство пробудила у вас эта история?

– Что понравилось вам в этой истории?

– Итак, сначала стрижонок лишился отца, а потом матери. История грустная, но стрижи не оставили осиротевших птенцов одних. Не дали им умереть. Вожак Белое брюшко заменил им маму. (Отметить самостоятельность стрижонка.) 

Вывод. А я обратила внимание на то, как мама заботливо ухаживала за своими детьми. Она была большая труженица. Я подумала о дальнейшей судьбе Скрипа.

Мне кажется, он вернется назад, вырастет сильным. Жаль маму, жаль неопытного стрижонка, но он не один. Вот это важно. Всегда он найдет поддержку у стаи.

4. Повторное чтение рассказа детьми с конкретными заданиями.

Работа над первой частью рассказа.

1) Упражнение «Финиш» – чтение до указанного выражения.

– О чем мы читали?

– Как родился стрижонок?

– Какие слова автор употребляет? (Вылупился, пискнул.)

– Прочитайте, как повел себя стрижонок. Хорошо ли ему было в гнездышке?

Вывод. Стрижонок испугался света, прижался тельцем к маме и задремал. Стрижонку было тепло, уютно рядом с мамой. Он сначала испугался, а потом успокоился.

2) Жужжащее чтение (указать границы текста).

– Как вели себя птенцы в гнезде без мамы? (Они пищали, беспокоились, звали маму.)

3) Чтение «про себя» (только глазами).

– Зачем улетела мама? (Она искала пищу птенцам.)

– Понравилась ли стрижонку капелька дождя? (Стрижонок жалел, что капля мала, она была вкусная.)

– Как вела себя мама? (Она радовалась, что Скрипу нравится капелька, и полетела за другой.) 

Вывод. Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части – рассказики.

– Вспомним, о чем первый. (Как родился Скрип. Рождение Скрипа.)

– А второй? (Стрижата первый раз остались одни.) 

– А третий? (Мама улетела.)

4) Подготовка к выразительному чтению.

– Каждый ряд будет готовиться к выразительному  чтению  одной части. Но чтобы прочитать выразительно, нам необходимо решить ряд вопросов:

– Что должны понять наши слушатели?

– Какие чувства мы должны у них пробудить?

– Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям, какое отношение они вызывают у нас, то есть мы должны определить задачу чтения каждого отрывка.

Обсуждается первый отрывок «Рождение Скрипа».

– Давайте представим себе появление на свет Скрипа и первые минуты его жизни. Итак, Скрип вылупился из яйца, посмотрел кругом…

…Испугался, прижался к маме. Хорошо ему стало, тепло, и стрижонок задремал. Шел дождь, а ему казалось, что это мама долбит по скорлупкам клювом.

– Нам нравится Скрип? Мы рады, что ему хорошо?

– Когда будем читать, что передадим слушателям? (Мы скажем, что Скрипу спокойно, хорошо, он доволен.) 

– Теперь готовьтесь сами, обдумайте эту мысль, и решите, как ее лучше выразить. Подумайте, каким тоном будете читать, прочитайте отрывок сначала для себя, потренируйтесь. Посоветуйтесь, где нужны паузы, решите вместе.

Учащиеся первого ряда приступают к работе.

Обсуждается второй отрывок «Мама улетела. Беспокойство стрижат».

– Если бы мы заглянули в гнездышко, то что бы там увидели? (Пищат, беспокоятся голые стрижата. И Скрип беспокоится, а мамы нет.)

– Значит, какое состояние стрижат сообщим слушателям? (Беспокойство стрижат. Стрижата зовут маму.)

Учащиеся второго ряда приступают к работе.

Обсуждается третий отрывок «Возвращение мамы».

– Какое настроение стрижат сообщим теперь слушателям? (Веселое, радостное.)

– А чувство Скрипа? (Удовольствие от вкусной капельки дождя, желание получить еще одну.)

– Итак, мы вместе со стрижатами рады, что мама наконец вернулась, а Скрип доволен вдвойне: ему досталась капелька. С одной стороны, он испытал радость, удовольствие, а с другой – выразил нетерпение: ведь ему еще хочется!

– Сообщить ясно эти мысли и чувства слушателям – задача чтецов третьего ряда.

– Все готовимся.

Дается еще три минуты на самоподготовку и обсуждение чтения с соседом.

Затем предлагаются варианты чтения.

От каждого ряда  читают  два  представителя,  обсуждается  их чтение.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Чему научился?

VII. Рефлексия.

– Что бы вы сказали о своем настроении? Постарайтесь объяснить свое состояние.

– Спасибо за урок!

Домашнее задание: подготовиться читать выразительно вторую и третью части рассказа.

СТРИЖИ

Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль. Но когда растаял очередной снег и небо снова приняло безмятежно весенний вид, высоко в небе появились темные птицы. Силуэт этих птиц напоминает серп луны. Оперение их черного цвета, полет необыкновенно стремителен, а голос – пронзительный визг. Это стрижи. Только увидев их, можно поверить, что наступил май. Стрижи возвращаются в наши края последними. Это бывает тогда, когда устанавливается теплая весенняя погода, и насекомые, которыми питаются многие наши птицы, носятся в воздухе.

Стрижи – настоящие дети воздуха: здесь они добывают себе пищу, находят строительный материал для гнезд. На землю они по доброй воле не садятся. А если птичья судьба сыграет с ними такую злую шутку, то поднимаются они с земли с большим трудом. Но как хороши стрижи в воздухе! Длинные, слегка изогнутые крылья позволяют им делать головокружительные развороты, движения их быстры и необыкновенно легки.

Во время полетов стрижи ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В хорошую погоду воздух сухой, и насекомые могут летать высоко над землей. Перед дождем, в сырую погоду, воздух содержит много влаги. Насекомые намокают. Им трудно подниматься вверх, и они летают близко от поверхности земли.

Целыми колониями селятся стрижи под крышами человеческих жилищ в незамысловатых карманообразных гнездах. Приходилось наблюдать, как над колонией стрижей появлялись пернатые хищники – канюки. На фоне светлого неба были хорошо видны их коричневатая окраска и широкий веерообразный хвост. Тотчас с пронзительным криком «стри-и, стри-и» навстречу им метнулась стая стрижей. Кажется, что они вот-вот столкнутся, но стрижи проносятся мимо, не переставая издавать свой пронзительный крик. Вдруг откуда-то сбоку на помощь первой партии стрижей спешит подкрепление. И вот уже несколько десятков птиц носятся в воздухе. И канюки отступили. Некоторое время стрижи преследовали удалявшегося врага. Успокоились они не сразу и еще долго метались над домом с громкими победными криками.

ПАМЯТКА

1. Плотно сожми губы и зубы.

2. Читай только глазами.

3. Читай как можно быстрей, читай все.

4. Ответь на вопросы к тексту.

Ответь на вопросы после команды учителя «Стоп».

Вопросы.

1. Описание внешнего вида стрижа.

2. Когда возвращаются стрижи в наши края?

3. Объясни значение выражения: «Стрижи – настоящие дети воздуха».

4. Почему стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?

5. Где селятся стрижи?

6. Перечитай последний абзац. Расскажи, о чем говорится в этом отрывке, что особенно запомнилось и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс

Технологическая карта урока литературного чтения по теме:  В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....

Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...